Опыт измерения рынка разработки мобильных приложений в России. Интервью с Анатолием Лариным

image
Рынок разработки мобильных приложений в настоящее время развивается очень бурно. Возникает ощущение, что мы становимся свидетелями становления новой, ранее неизведанной отрасли. Уже сейчас у рынка сформировался свой особый формат, и уже сейчас можно выделять успешных игроков, различные подходы к работе и так далее. Мы считаем, что уважающему себя разработчику полезно знать свое окружение, и поэтому поговорили с Анатолием Лариным, ответственным за развитие бизнеса компании Touch Instinct, а также автором рейтинга разработчиков мобильных приложений (Подробнее).

Привет, Анатолий! Давай сразу к делу: что вообще из себя представляет рынок мобильной разработки? Кто основные игроки?

Рынок как рынок, пока еще растет. :) Я для себя его определяю как
нечто среднее между рынком веб-студий и рынком digital-агентств. Основные игроки, на мой взгляд, – id-east, Unreal mojo, Polonium Arts, RedMadRobot. Хотя пока судить сложно, многие ленятся обновлять портфолио. Если брать СНГ, то однозначно надо добавить еще Stanfy.


Сколько сейчас компаний-разработчиков мобильных приложений в России?

В нашем рейтинге за 2011 год было около 40. В рейтинге App4All
компаний-аутсорсеров 200. Думаю, номинально их действительно 200. Тех, кто фокусируется на мобильной разработке и сделал хотя бы 2 приложения на заказ, не больше 50.


Портрет российского разработчика мобильных приложений? Это юридические лица или частные предприниматели?

Юридические лица. Я даже не сталкивался с частными предпринимателями,
да и фриланс под мобильные платформы – редкое явление. Я бы поделил мобильные компании так:
— заказные мобильные разработчики для бизнеса;
— мобильный диджитал продакшн;
— компании, занимающиеся разработкой софта вообще;
— веб-студии, понемногу делающие мобильные проекты.
Многие пытаются что-то делать на мобильном рынке, кто-то ближе к рекламе, кто-то – к бизнесу.


Ваша компания вписывается в этот портрет? Расскажите о себе. Кто ваши заказчики?

У нас сейчас 34 сотрудника. Большая часть занята на проектах компании
i-Free, Stream.ru и секретного зарубежного заказчика. Остальные делают
проекты поменьше, например, WebEffector, RelaxFM для «Газпром-медиа». В
компании есть свои дизайнеры, полноценный отдел тестирования,
проектировщик интерфейса, пиарщик и продажник.

В работе мы придерживаемся двух принципов. Первый – качественные
продукты. Трепетно относимся к дизайну, удобству и стабильности своих
работ. Второй – идеальный сервис. Стремимся, чтобы заказчикам было
просто и приятно с нами работать. Постоянно обучаем
аккаунт-менеджеров, придумываем стандарты обслуживания клиентов.


Расскажи про ваш рейтинг. Зачем вы его делали?

Когда только вышли на рынок в 2011 году, показалось, что ниша рейтинга
свободна, решили занять. На веб-рынке рейтинги себя чувствуют очень
неплохо. Помимо этого, было интересно понять, где мы находимся
относительно других участников рынка, придумать систему координат для
оценки своей работы.

Ниша, кстати, свободна до сих пор. :) На мой взгляд, рейтинга лучше
нашего никто не сделал.


Как вы измеряли рейтинг? Что удалось выяснить? Были ли какие-то ошибки?

Сначала хотели использовать методику tagline: стоимость типового
проекта, оборот за год и взаимное голосование. Мобильные студии с
подозрением отнеслись к идее рейтинга, и данные собрать не удалось.

Поэтому собрали публичные данные, кто какие приложения сделал за 2011
год, вручную отсеяли незаказные и клонированные приложения. Для
оставшихся приложений собрали метрики из магазинов приложений: какие
места занимали в топах, количество и качество отзывов пользователей.
По этим метрикам и посчитали рейтинг.

Выяснить удалось, кто на рынке есть, кто насколько был продуктивен в 11
году, и даже измерить среднее «качество» работ.

Понятно, что любые рейтинги субъективны. Поэтому самое интересное
будет в марте 2013 года, когда мы выпустим вторую версию рейтинга и
будут видны изменения в позициях компаний.

Основных ошибок я бы выделил две:
— несовершенство методики, которое мы поправим. Будут убраны все
развлекательные и игровые (не рекламные, а просто игровые) приложения,
компании из СНГ, добавлены бизнес-показатели;
— недостаточное продвижение результатов. По окончании работы над
рейтингом внезапно появилась куча работы, и не успели как следует его
прорекламировать, пост на Хабр вот только пару недель назад написали.
В следующем году выделим под это бюджет и время.


Как реагировали на рейтинг в целом? Полезен он оказался?

В целом реагировали скептически. Но точно знаю, что лидеры рейтинга
получили из него пару заказов. И в последнее время приходит много
запросов от новых компаний о добавлении в рейтинг.

Думаю, в 2013 году коллеги по рынку будут более благосклонны. :)


Твои пожелания российским разработчикам мобильных приложений.

Уделять больше внимания дизайну приложений, прочитайте iOS HIG и
Android design. Сейчас на многие работы из русского AppStore/Google
Play страшно взглянуть. Думать над эффектом для заказчика. Я часто
отговариваю компании делать мобильные приложения, если считаю, что
вложенные силы и средства не принесут ощутимых результатов.

И да пребудет с нами Сила!


Спасибо! Мы надеемся, что нашим читателям будет что сказать по этому поводу в комментариях. Задавайте ваши вопросы, мы с радостью адресуем их Анатолию.

© Habrahabr.ru