Тотальная шаблонизация

b1066dafb3044162b3a41e94305f5e93.png

Когда собаке программисту нечего делать, он начинает все автоматизировать. Мне по роду своей деятельности приходится писать много кода и, конечно, хочется какие-то повторяющие вещи обобщить в виде библиотек, скриптов или шаблонов для Android Studio. О них и поговорим.

Шаблоны — кто они?


Шаблон в терминах Android Studio это файл (или набор файлов) с расширением .ftl, содержащий конструкции на Java и XML (зависит от решаемой задачи), а также метаконструкции на языке шаблонизатора (template engine). Шаблонизатором в нашем случае выступает FreeMarker, язык которого является простым, но в то же время достаточно мощным для написания сложных шаблонов.

В нашем распоряжении уже есть куча разных шаблонов: activity, fragments, services, widgets, UI-компоненты, директории и многое другое. Но бывают случаи (такие как наш), когда существующих шаблонов недостаточно и нужно делать свой. И тут нас постигает первое «удивление»: информации по этому делу очень мало. Есть несколько статей в блогах и чудом извлеченная из недр GoogleGit скудная документация.

Осмотр территории


Учиться лучше всего на примерах, поэтому будем разбирать достаточно простой, но в то же время содержащий все важные аспекты шаблон пустого фрагмента. Добыть его можно из ANDROID_STUDIO_DIR/plugins/android/lib/templates/other/BlankFragment. Лучше куда-нибудь скопировать содержимое этого каталога, чтобы ничего не сломать своими экспериментами. Для начала разберемся с тем, что там есть.

  • globals.xml.ftl — набор глобальных для шаблона переменных
  • root/res/layout/fragment_blank.xml.ftl — шаблон разметки фрагмента
  • root/res/values/strings.xml — строковые константы, которые будут добавлены в проект
  • root/src/app_package/BlankFragment.java.ftl — шаблон кода
  • template.xml — метаданные шаблона
  • template_blank_fragment.png — самый важный файл! Пиктограмма фрагмента в данном случае

Понять, что происходит в каждом из файлов, не составляет труда. Проблемы начинаются, когда возникает необходимость кастомизировать происходящее в них или даже вообще написать что-то свое с нуля. В этом немного может помочь официальная документация

А где же реальные примеры?!


Разобраться в нюансах шаблона BlankFragment — это только полдела. Чтобы закрепить полученные знания, нужно сделать что-то свое. Кому лень придумывать свои варианты, могут взять мой. Остальные смотрят и вдохновляются.

В наших приложениях мы используем архитектуру MVP, согласно которой каждый фрагмент это View, а любой View нужен Presenter. Оставим в стороне все, что касается Model-слоя и посчитаем классы:

  • FragmentView + ViewInterface
  • FragmentPresenter + PresenterInterface


На первый взгляд не так много. Но если представить это на практике, все получается не так радужно. Нужно создать фрагмент и разметку к нему, прописать эту разметку во фрагменте, спроектировать View-интерфейс, реализовать этот интерфейс пока в виде пустых методов. То же самое придется проделать с Presenter-ом. А ведь это еще нужно раскидать по пакетам, вы же не хотите, чтобы ваш проект был одноуровневым адом для классов, верно? Также нужно связать View и Presenter, что тоже требует написания кода руками. Со всем этим, конечно, можно жить, но такая рутина быстро надоедает. Тут и приходят на помощь шаблоны. С их помощью мы и автоматизируем все эти рутинные действия по созданию архитектурных кусков.

Через тернии к звездам


Начнем с реализации файла template.xml. Именно его содержимое вы видите в красивых окнах при создании activity, фрагментов и т.п. Мы пойдем по самому простому пути и сделаем наш MVP-шаблон на базе существующего шаблона EmptyActivity. Копируем себе этот каталог, переименовываем в MVPActivity и приводим файл template.xml к следующему виду:

template.xml





Разобраться в нюансах вам поможет официальная документация, я же остановлюсь на основных отличиях. Во-первых, были добавлены блоки вида:

    


Которые будут отображаться в виде чекбоксов, позволяющих включать/выключать генерацию тех или иных компонентов. Во-вторых, были добавлены поля для ввода имен классов и интерфейсов View и Presenter-ов:

    


Обязательно обратите внимание на атрибут visibility. Именно в нем прописан id-шник чекбокса, который отвечает за отображение этого поля. Основная же магия происходит в атрибуте suggest. Здесь мы убираем все возможные символы подчеркивания, отрезаем суффикс «Activity» и добавляем свой суффикс «View». С остальным содержимым этого файла, думаю, вопросов возникнуть не должно.

Теперь настала очередь шаблонов архитектурных компонентов. Как мы помним, располагать это все нужно в каталоге root/src. Организуем каталог следующим образом:

  • root/src
    • app_package
      • presentation
        • implementation
        • presenter
        • view

      • ui



После этого можно заняться непосредственно шаблонными файлами. Начнем с SimpleActivity.java.ftl, который достался нам по наследству от базового шаблона. Его необходимо переместить в каталог ui/activity и привести к следующему виду:

SimpleActivity.java.ftl
package ${packageName}.ui.activity;

import ${superClassFqcn};
import android.os.Bundle;

import ${packageName}.R;
<#if generateView>import ${packageName}.presentation.view.${viewName};
<#if generatePresenter>import ${packageName}.presentation.presenter.${presenterName};
<#if generatePresenterImpl>import ${packageName}.presentation.implementation.${presenterImplName};

public class ${activityClass} extends ${superClass} <#if generateView>implements ${viewName}{
<#if generatePresenter>
    private ${presenterName} mPresenter;

    @Override
    protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
        super.onCreate(savedInstanceState);
<#if generateLayout>
        setContentView(R.layout.${layoutName});

<#if generatePresenterImpl>
        mPresenter = new ${presenterImplName}(this);

    }

<#if generatePresenter>
    @Override
    protected void onDestroy() {
        mPresenter.onDestroy();
        super.onDestroy();
    }

}



Основное отличие от исходного файла состоит в том, что добавлена реализация интерфейса View, а так же добавлено создание и уничтожение Presenter-а. Так как ранее мы сделали эти вещи опциональными, это и было отражено в коде шаблона в виде условий …#if>.

Теперь задачка чуть-чуть посложнее: написать шаблонный файл с нуля. Но не пугайтесь, полученных ранее знаний более чем достаточно для решения этой задачи. У вас должно получиться примерно так:

SimpleView.java.ftl
package ${packageName}.presentation.view;

public interface ${viewName} {

}



SimplePresenter.java.ftl
package ${packageName}.presentation.presenter;

public interface ${presenterName} {
        
        void onDestroy();
}



SimplePresenterImpl.java.ftl
package ${packageName}.presentation.implementation;

import ${packageName}.presentation.view.${viewName};
import ${packageName}.presentation.presenter.${presenterName};

public class ${presenterImplName} implements ${presenterName} {

        private ${viewName} mView;

        public ${presenterImplName}(final ${viewName} view) {
        mView = view;
    }

    @Override
    public void onDestroy() {
        mView = null;
    }
}



Конечно же, каждый из этих файлов должен находиться в своем пакете. Теперь, когда ингредиенты готовы, нам нужен рецепт для приготовления всего этого добра.

recipe.xml.ftl
recipe.xml.ftl



В отличие от оригинального файла здесь добавляется опциональное инстанцирование наших архитектурных компонент. Файл globals.xml.ftl мы оставим без изменений, а картинку вы можете нарисовать сами или взять мою.

The End


На этом создание шаблона можно считать оконченным. Пришла пора посмотреть на результат. Для этого топаем в ANDROID_STUDIO_DIR/plugins/android/lib/templates/activities и копируем в него каталог с нашим шаблоном MVPActivity. Запускаем студию, идем в File → New, ищем новую категорию MVP, открываем из нее наш шаблон и радуемся получившемуся результату.

И для тех, кто по какой-то причине пропустил ссылки в тексте статьи, я привожу их здесь общим списком:

© Habrahabr.ru