Только мертвые программисты не пишут код
Собираюсь постепенно выложить серию статей посвященных здоровью компьютерщиков, в которых показать, что род айтишный — суть необъявленный масштабный эксперимент нашего времени по выживанию человека в чуждых ему офисных условиях. Многие мои коллеги даже не догадываются, что всякая милая чепуха, типа 2–3 вечера в неделю проведенных в спортзале взамен недельного сидения за столом, никак не может даже частично компенсировать постепенно накапливаемый вред от хронической гиподинамии. Повторюсь, что подобные масштабные эксперименты пока не ставились, и наше поколение, по сути, ставит на себе этот эксперимент по живому.
Только наши предки смогут подвести итог его успешности или наоборот — трагичности. А пока, продолжаю тему офисного здоровья, и после обсуждения опасности повреждения кистей рук, далее выкладываю очередной пост-перевод по этой злободневной теме.
Да, многие из нас проводят большую часть своего рабочего времени в привычном удобном кресле, вперившись в экран компьютера или планшета. Считается, что если посидеть часов 8–9, а вечером пойти в зал, бассейн или пробежаться по парку, со здоровьем все будет в норме. Но история разработчика игры Voxel Quest Гевина Вулери свидетельствует об обратном. Выкладываясь на замечательной и перспективной работе, он почти довел себя до смертельной опасности и решил поделиться этим опытом в статье на Medium.
Фпорт это зызнь pic.twitter.com/CLzymPB5c8
— Капитан Мораль (@Paznjak) January 29, 2016
Точка бифуркации
Я — ипохондрик. Где-то глубоко в душе я понимаю, что это — эволюционное преимущество. И по факту оно только что спасло мне жизнь.
Я помногу работаю сидя в кресле, пишу код (и, конечно, эта статья касается любого человека с сидячей работой). Единственная причина, по которой я пишу этот текст: предупредить вас об опасности, которая вам угрожает, если вы в чем-то похожи на меня.
Пару недель тому у меня заболела нога ближе к ступне. Чувство было, как будто я ее растянул, но я точно знал, что этого быть не могло. Я забил на нее какое-то время, думая, что пройдет само, но легкая боль все не проходила. Так что поздно вечером я сделал то, чего требовал мой внутренний ипохондрик: погуглил симптомы.
Первое, что попалось на глаза — тромбоз глубоких вен или же ТГВ. Далее цитата из этой статьи:
«Тромбы (при ТГВ или же эмболии легких) наблюдаются у 600 000 американцев каждый год и приводят к большему количеству смертей, чем намного более «популярные» рак груди, СПИД и аварии, при этом остаются почти незамеченными общественностью».
ТГВ появляется, когда тромб образуется в одной из глубоких вен (то есть в вашей основной кровеносной системе). Опасность в том, что тромб может оторваться, попасть в ваши легкие или сердце, и вызвать эмболию. Как вы узнаете, что у вас эмболия? Ну, это легко: один из ее самых распространенных симптомов — мгновенная смерть.
Я позвонил медсестре из своей больницы: «Скорее всего, не о чем беспокоиться, но думаю сходить на прием, если не пройдет». Однако медсестра посоветовала, чтобы я нашел кого-то, кто немедленно отвезет меня в приемную.
Из-за компьютера в больницу
Это ее решение означало, что задействован протокол, согласно которому моя жизнь потенциально находится под угрозой. Я начал нервничать. У меня взяли кровь, рентген-снимки, сводили на УЗИ. УЗИ выявило нарушения. Оказалось, что у меня действительно образовался тромб, но не в глубокой вене, а в одном из поверхностных сосудов.
Это лучше, чем ТГВ, но с таким же успехом этот тромб мог образоваться где угодно или мигрировать из крупной вены. Кроме того, такие тромбы тоже могут привести к эмболии. Это был «предупреждающий выстрел», который появился в ноге, вместо груди или головы. По словам доктора, «я вполне мог бы быть уже мертв». Мне повезло, но не всем так везет. Симптомы не всегда ясны или даже вообще не проявляются долгое время. Даже если вы выживете после эмболии, это повлияет на всю вашу жизнь.
Суровая правда в том, что если у человека тромбы в 30 лет (а мне 34), с его образом жизни что-то не так и он стремительно движется к смерти от сердечно-сосудистых заболеваний или других причин. Этот случай прозвенел как будильник. Меня ослепили преданность работе и, говоря откровенно, мой эгоизм. Разве я готов оставить жену и дочь одних?
И если вы думаете, что вы вне зоны риска, потому что вы молоды и относительно здоровы, то позвольте вас разочаровать: я тоже молод и вроде как здоров. Под «вроде здоров» я имею в виду то, что давление у меня 110/70, я гуляю каждый день по 2–5 км (иногда больше). Я подтягиваюсь, отжимаюсь (почти каждый день), мои анализы крови полностью нормальны, включая уровень холестерина. И до этого момента проверки у врача не выказывали вообще ничего ненормального.
Однако, не стоит ориентироваться только на показатели и цифры. Что они скрывают, так это то, что последние 5 лет я провел, преимущественно сидя, и очень-очень немного времени — с чуть повышенным пульсом. Это типичная каротина для любого молодого человека проводящего несколько часов в сидяче-неподвижном положении.
Я чуть полноват, но не слишком, вешу около 90 кг, но мой идеальный вес ближе к 80. Простите меня за тупую фотку, но вот я 6 лет назад, при весе в 80 кг.
Gavan Woolery, 2010 год
Конечно, постить такое — немного неловко, но мне действительно хочется доказать тот факт, что даже если вы ненадолго забьете на свое здоровье, это опасно. Глянув на меня, вы бы скорее всего не подумали, что я нахожусь при смерти (даже учитывая, что я сейчас вешу на 9 кг больше). И если такое случилось со мной, почему не может случиться с вами?
Работа над ошибками
Я пренебрегал своим здоровьем пару лет, и я знал, что со мной происходит что-то нехорошее. Я сидел по 12 часов в день за работой, с небольшими перерывами на домашние дела или прогулку с собаками.
Я работал 80 часов в неделю за последние 10 лет (иногда по 100 часов), но последние 5 лет я почти не двигался. Для себя я объяснял это принципом «wealth before health» (сначала деньги, потом здоровье). И мне кажется, такое отношение превалирует в мире стартапов (хотя деньги — не основная моя мотивация, ведь мне нравится писать код и работать в ИТ, ну да вы меня поняли).
«Мне нужно доработать этот год, а потом уж займусь тренировками» и «занятия спортом убьют мою продуктивность» — вот две идеи, которыми я себя обманывал на протяжении последних лет. Подобным образом я относился и к диете.
Прямо сейчас, если вы в моем положении, вам стоит серьезно пересмотреть свою жизнь, прежде чем у вас не останется выбора. Ваша жизни не принадлежит никому, и даже если кто-то думает иначе, то вы ценны для них прежде всего как здоровая личность, чем как человек, выполняющий обязанности. Я не буду углубляться в конкретные советы о том, как поддержать здоровье. Но сидеть однозначно нужно меньше (к примеру, можно работать стоя. Сразу забегая вперед — стоять весь день — тоже не очень полезно).
Выводы
Короче говоря, программирование — это наша профессия и наше призвание — с одной стороны. С другой стороны вот это всё нас убивает. Медленно, незаметно и коварно. Наша среда по-прежнему убивает нас: раньше это были джунгли с обилием хищников и врагов, потом был микроуровень противостояния с вирусами и бактериями, но и теперь наша среда не менее коварна, а может быть даже еще более. Излишки еды, малоподвижный образ жизни, интересная и увлекательная работа… Большое количество событий и информации отвлекает от сущности нашего тела, для которого движение — это жизнь. Всё это постепенно накапливается и выстреливает тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем.
Разговоры ничего не стоят. Какая польза от моих слов, если я не стану подавать пример. Начиная с завтрашнего дня я полностью меняю свой рацион и буду делать кардиоупражнения каждый день (бег, не прогулки). Не буду присаживаться до тех пор, пока не заболят ноги (и даже эту статью я написал стоя). И даже если это немного неловко, начну публиковать изменения веса в соцсети каждый день (хотя пока не стану полностью здоровым, все-таки воздержусь от публикации полуголых фото).
Если вы разработчик и вынуждены проводить свои годы неподвижно — примните все вышесказанное к сведению. Если вам уже больше 40–45 лет — уверен, вы уже сами знаете о многом из того, что я написал выше. Я исхожу из того, что лучше сделать что-то до того, как случилось непоправимое. Находясь в приятном плену любимой работы и бесконечности онлайна, не следует также забывать о не менее главном. Это может стоить вам реальной жизни.
Ключевики не для людей, но для машин: здоровье программистов и компьютерщиков, а также проблемы неподвижного образа жизни. Тромбы в крови и плохая свертываемость крови, варикозное расширение вен при долгом сидении за столом и компьютером. Лечение и профилактика малоподвижного образа жизни, разминка и зарядка для людей, которые много сидят на одном месте. Как сидение нас убивает, шокирующие факты о сидячем образе жизни. Спорт и тренажерные залы не заменят здоровье для офисных служащих. Вред для здоровья и проблемы кровоснабжения и сердца для офисных работников и тружеников интеллектуальных профессий. Симптомы и боли суставов, лечение от долгого сидения и затекания ног и рук, застой крови в теле, а также пролежни крови во время высокоуровневого программирования в нижнем тазу мужчин. Разжижение и плохая свертываемость крови и аспирин — методы культивирования здоровья и долголетия, а также профилактика кровоснабжения. Болезни молодых и нужно умирать молодыми, без инфарктов, бляшек в крови и инсультов прямо за рабочим местом.