Тим Бёрнерс-Ли и день WWW: 33 года всемирной паутине
В наши дни «Интернет» и «всемирная паутина» звучат почти синонимами. Так было не всегда. «Дедушка» интернета, американская сеть ARPANET, была впервые запущена ещё в 1969 году —, но идея World Wide Web увидела свет лишь двадцатью годами спустя. Именно она сделала возможным превращение информационно-коммуникационных сетей американских учёных и военных в глобальное пространство коммуникации миллиардов человеческих существ, без которого невозможно представить современный мир.
На заре своего зарождения будущий интернет был совсем иным: без сайтов, гиперссылок, браузеров, и многого другого, кажущегося сейчас неотъемлемой частью всемирной сети. Он родился как проект связи между научными центрами в рамках ARPA: Агентства перспективных научных исследований США, в силу чего и получил название ARPANET.
В 1969 году первая сеть была организована между четырьмя равноправными узлами коммутации процессов в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, его филиалом в Санта-Барбаре, Стэнфордским исследовательским центром и университетом штата Юта.
Передача слова login между компьютерами SDS Sigma 7 и SDS 940 посредством узлов коммутации, мини-компьютеров Honeywell DDP-516, на расстояние в 680 миль между Лос-Анджелесом и Стэнфордом 29 октября 1969 года стала эпохальным прорывом. 21 ноября между ними «провесили» постоянное соединение.
Уже в следующем году к сети ARPANET подключились ещё несколько научных центров США, в том числе на Восточном побережье: сеть стала трансконтинентальной. В 1973 году она дотянулась до Норвегии — для подключения к важной сейсмической станции. А в 1975 году ARPANET официально перешла из статуса экспериментальной в статус официально функционирующей.
Однако работало всё это без сайтов, браузеров и гиперссылок: через ранние системы электронной почты и рассылки новостей посредством протокола FTP, в крайне минималистичном дизайне. Всё требовалось вводить вручную — и хорошо знать, как это делать. Даже после появления в 1984 году альтернативной и значительно более обширной и быстрой сети NSFNet, к которой мог подключиться не только «оборонщик», но и любой желающий учёный, работа в раннем интернете была уделом почти исключительно профессионалов и больших энтузиастов.
Революцию произвела идея внедрить в компьютерные сети концепцию гипертекста: системы текстов с перекрёстными ссылками друг на друга. Отцом идеи гипертекста называют советника президента Рузвельта, учёного, мыслителя и масона Вэнивара Буша, предложившего и предсказавшего будущее информационных систем в далёком 1945 году.
Его эссе «Как мы можем мыслить» в журнале The Atlantic предложило концепцию системы Memex (memory + index): сети связанных между собой электромеханических устройств размером с рабочий стол, в которых люди смогут хранить любые книги, записи и контакты, и получать оттуда «нужную информацию с достаточной скоростью и гибкостью». Информация в каждом отдельном Memex должна была храниться в форме микрофильмов, дополненных фотоаппаратурой и аналоговым компьютером. Но не просто по образцу индексирования обычных тогда архивов и библиотек, когда для получения «файла» нужно точно и заранее знать искомое, а в формате многочисленных взаимных ссылок «по аналогии с ассоциативными процессами человеческого мышления».
Вэнивар Буш — напомню, это писалось в 1945 году! — предусмотрел даже теоретическую возможность публикации общедоступных комментариев к текстам и их фрагментам, не говоря уже о формировании дополнительных ссылок. Правда, способы технической реализации многих идей Буша для уровня технического развития 1940-х годов оставались туманными даже для него самого, и его по сей день порой характеризуют как не очень грамотного мечтателя. Но, возможно, перед нами тот случай, когда озарение вне понимания объективных тогда технических ограничений оказалась точнее выкладок строгих специалистов. Теперь мы понимаем: идея основанной на принципах гипертекста информационной сети оказалась даже более пророческой, чем многие из озарений Леонардо да Винчи и Жюля Верна.
Спустя два десятка лет идею Вэнивара Буша развил и приблизил к реальности Тед Нельсон, предложивший концепцию компьютерной гипертекстовой сети Xanadu, которая объединяла бы «все тексты, когда-либо написанные человечеством», а также создавший слова «гипертекст» и «виртуальность».
Правда, Нельсон был не столько компьютерщиком, сколько социологом, философом, и даже немного режиссёром мюзиклов. С практической реализацией идеи не задалось. Он до сих пор считает появление WWW исторической ошибкой и шагом не в том направлении, и очень зол на основных героев нашего повествования, полагая их похитителями и извратителями великой идеи… однако созданная командой его единомышленников OpenXanadu впервые увидела свет в 2014 году.
В 2014 году, Карл! В качестве ранней версии с очень ограниченным функционалом, Карл!
Как тут не вспомнить Мицгола с его «векторным гипертекстовым Фидонетом»?
Ну, а пока Тед Нельсон теоретизировал об идеальном и писал книгу за книгой, тогда как его команда разработчиков ругалась, разбегалась и банкротилась, за дело скрещивания существующих компьютерных сетей с идеей гипертекста взялись практики из CERN: Европейского совета по ядерным исследованиям, расположенного в Женеве, Швейцария.
Главными из них стали британец Тим Бёрнерс-Ли и бельгиец Роберт Кайо.
Тимоти Джон Бёрнерс-Ли был одним из первых в мире потомственных айтишников. Он родился в семье британских математиков, уже в конце сороковых работавших над созданием компьютера Manchester Mark I: полностью электронного и построенного по архитектуре фон Неймана, запущенного в работу в 1949 году.
Уже в качестве студента Тим, в силу отстранения от компьютеров Оксфорда, собрал свой первый компьютер: на базе процессора М6800, с обычным телевизором вместо монитора и сломанным калькулятором — вместо клавиатуры. О причинах отстранения спорят до сих пор, но оба варианта выглядят достойными кибер-версии Гарри Поттера: он то ли учинил хакерскую атаку во внутренней сети колледжа, то ли использовал компьютер в лаборатории ядерной физики для компьютерной игры.
Тимоти окончил Оксфорд в 1976-м со степенью бакалавра физики с отличием. И уже в октябре 1980 году написал для упрощения своей работы в CERN гипертекстовую программу с говорящим названием Enquire, использовавшую метод случайных ассоциаций. Инструкцию к ней можно почитать тут.
CERN действительно нуждался чём-то подобном: в 80-е годы в этой важнейшей научной организации работало более десяти тысяч человек, и работали они на впечатляющем «зоопарке» разнообразных компьютеров и операционных систем. Сеть CERN была подключена к NSFNet, и работала она «по старинке»: через FTP, посредством электронных рассылок и ввод всего руками. При этом CERN был крупнейшим из узлов Интернета в тогдашней Европе.
Созданная Бёрнерсом-Ли Enquire стала первой воплощённой в жизнь гипертекстовой средой, которая могла работать с разнообразными операционными системами, программами и форматами файлов. Но всё же она была лишь прообразом будущей WWW, имела весьма ограниченный функционал, требовала больших затрат сил и времени для поддержания работоспособности в быстро меняющейся и разрастающейся сети CERN, и больше напоминала смесь традиционной картотеки с прото-вики. Более того: Enquire была личной разработкой Бёрнерса-Ли для собственного пользования, её «трогали» и пробовали пользоваться помимо него самого всего несколько человек с его разрешения.
Ограничения своей системы Тимоти осознал, вернувшись на работу в CERN в 1984 году для написания софта для ускорителей элементарных частиц. Он пришёл к выводу, что система должна стать более универсальной, многопользовательской, с возможностью доступа к внешним базам данных, и возможностью зайти в систему из любого подключённого к сети компьютера. А создание новых файлов в «картотеке» и провешивание к ним гиперссылок не должно требовать внесения изменений в уже существующие файлы — что было необходимо в Enquire.
Позже Бёрнерс-Ли скажет:
«Создание «паутины» было в действительности актом отчаяния, потому что ситуация без неё была очень сложной, когда я работал в CERN. Большая часть технологий, задействованных в Сети, таких как гипертекст, Интернет, текстовые объекты с несколькими шрифтами, уже были разработаны. Мне просто нужно было собрать их вместе. Это был шаг к обобщению, переходу на более высокий уровень абстракции, размышлению обо всех существующих системах документации как о возможной части более крупной воображаемой системы документации».«Мне требовалось всего лишь взять идею гипертекста, связать её с протоколом TCP и системой получения информации о доменах DNS, и — та-да! — вот она, World Wide Web!»
Правда, дальнейшее развитие Enquire было остановлено тем, что Бёрнерс-Ли и его коллега, соавтор WWW Роберт Кайо… нечаянно продолбали диск с кодом Enquire. Впрочем, возможно, оно и к лучшему: работа продолжилась с чистых страниц.
Компьютер Тима Бёрнерса-Ли NeXT, ставший первым в истории веб-сервером
12 марта 1989 года Тим Бёрнерс-Ли представил руководству CERN свой исторический доклад о необходимости создания распределённой гипертекстовой системы в интересах улучшения работы организации. С его полным текстом можно ознакомиться тут.
Если кратко, тезисы Бёрнерса-Ли заключались в следующем. CERN — огромная научная организация с тысячами сотрудников и множеством пересекающихся направлений работы, которые нуждаются в постоянном обмене и актуализации колоссальных объёмов научной информации. При этом, работа в существующих информационных системах CERN требует специальной квалификации и дефицитного для учёных времени. Хуже того, множество сотрудников работают в организации лишь временно, люди приходят и уходят. Новичков постоянно приходится учить, а результаты работы уходящих часто оказываются попросту утеряны из-за царящего в информационной среде неописуемой сложности хаоса с бардаком. Более того, стремительно нарастающие объёмы информационных потоков ведут к тому, что скоро с подобными сложностями столкнётся уже не только CERN, но и весь мир.
С этим нужно что-то делать. А именно — заменить «фиксированные иерархические системы» баз данных на «паутину заметок со ссылками»: которая позволит находить нужную информацию даже тогда, когда ищущий сам точно не знает, что именно нужно найти. В том числе — через поиск по ключевым словам. Тимоти писал, что как раз нашёл для описания этой концепции подходящий термин: «гипертекст» Теда Нельсона. А также привёл примеры других, уже ведущихся в этой сфере разработок. Бёрнерс-Ли подчёркивал, что система должна быть универсальной и доступной с любого подключённого к сети компьютера.
На работу автор запросил у руководства CERN 6–12 месяцев и пару человек. Руководство дало добро. Важнейшим соратником Бёрнерса-Ли в этом деле стал уже упомянутый бельгийский учёный Роберт Кайо.
В процессе работы Тим Бёрнерс-Ли разработал язык гипертекстовой разметки HTML, ставший одной из фундаментальных основ по-настоящему всемирной сети, а также URI, URL, HTTP и много всего прочего. В декабре 1990 года он создал первый веб-сервер и гипертекстовый браузер и, по совместительству, редактор веб-страниц WorldWideWeb, который был позже получил имя Nexus.
23 августа 1991 года Тим Бёрнерс-Ли представил миру первый веб-сайт. Сейчас он в мемориальных целях доступен по адресу info.cern.ch. На нём описывается, что такое «Всемирная паутина», как установить веб-сервер, где найти веб-браузер, а также содержатся ссылки на другие сайты.
Ну и понеслось. Сочетание научной сети NSFNet и гипертекстовой паутины WWW и породило то, что мы теперь называем Интернетом. Ну, а сам Тимоти Джон Бёрнерс-Ли, теперь уже сэр и рыцарь-командор британского Ордена Заслуг, официально считается одним из величайших британцев в истории, и поныне возглавляет Консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C).
Вполне, признаем, заслуженно.