Тестовое задание при приеме на работу: делать или нет? Что говорят эксперты и статистика

Привет! Меня зовут Аня Шабаева, я работаю в HR-отделе компании AGIMA. Люблю кататься на досках, отдыхать на природе, а еще люблю заниматься рекрутингом. Недавно в своем блоге я подняла тему тестовых заданий — и такое началось! Кажется, мимо не прошел никто, всем было что об этом сказать. Так я поняла, что тестовые — это больная тема. Некоторые компании не знают, как их правильно составлять, а некоторые кандидаты не хотят их делать. Попробую расставить точки над i.

6e8c0e63fa6e33d8f6cd40ce815b75d0.png

Моя коллега Ира недавно проанализировала, что бесит соискателей и рекрутеров, статья собрала 60К просмотров и почти 200+ комментариев. Я решила изучить другой дискуссионный вопрос — нужно ли тестовое задание при приеме на работу.

Если вы когда-нибудь искали работу, то наверняка вам предлагали сделать тестовое задание (ТЗ). Вокруг этого метода проверки соискателей много споров и обсуждений. Но единого мнения как не было, так и нет. Давайте разбираться вместе.

И в первую очередь мне стало интересно, что об этом думают кандидаты. Я сделала опрос и собрала мнения людей, которые ищут работу сейчас или искали ее когда-либо до этого. Ниже поделюсь некоторыми открытиями.

Немного статистики

Всего в опросе приняли участие 214 человек разных специальностей. Большую часть выборки составили разработчики, менеджеры и аналитики. Перечень всех специальностей — на диаграмме:

fa1d4e5342cb5f18aac5d27a7ecaa35f.png

Две трети респондентов сталкивались с тестовым заданием при приеме на работу:

68491ec4f079f9ceb31fdae2be7d96a9.png

Большинство респондентов (89%) ответили, что готовы выполнить бесплатное ТЗ, и только 11% отказываются от задания наотрез. Стоит отметить, что, сталкиваясь с тестовым заданием уже не в теории, а при реальном трудоустройстве, выполнить ТЗ готовы почти все — 92% опрошенных.

6d0bbf83862b2dde88a8a9b1fee2037c.png

Готовы на ТЗ, но…

Большинство соискателей готовы на тестовое задание, однако у многих есть критичные «но» к бесплатным ТЗ. Давайте посмотрим, что именно недопустимо для неоплачиваемых заданий по мнению соискателей. Ниже топ критериев от наиболее популярного к наименее:

  1. ТЗ занимает более 8 часов — 90%.

  2. Является законченным проектом — 56%.

  3. Занимает более 4 часов — 53%.

Также в список критических моментов попали: ТЗ не соответствует запросу компетенций; компания не приоритетна; дают сразу перед знакомством; ТЗ занимает более 30 минут.

Стоит отметить, что даже при оплате ТЗ для 45% респондентов критичными являются следующие моменты:

  1. ТЗ является законченным проектом — 64%.

  2. Занимает более 8 часов — 57%.

  3. Занимает более 4 часов — 21%.

Я решила узнать, какое тестовое задание соискатели всё-таки готовы делать. Результаты следующие:

  1. Интересное, необычное.

  2. С понятным описанием «что, как и где нужно сделать».

  3. Алгоритмическое.

  4. Когда задание имитирует ежедневную работу.

  5. Реальный кейс компании в прошлом.

  6. Тестовое может показать несколько твоих компетенций сразу.

  7. С долей юмора.

А вот характеристики ТЗ, которые заставляют опрошенных отказаться от его выполнения. Это своего рода красные флаги для HR-ов, на которые нужно обращать внимание при подготовке ТЗ:  

  1. В задании надо показать, что просто знаешь технологию.

  2. ТЗ на 2 недели, слишком длительное.

  3. Задание не соответствует уровню выполняющего.

  4. Не соответствует должностным обязанностям, другой стек.

  5. Разработка законченного проекта.

  6. Плохо составленное ТЗ, некорректные условия, необходимо много уточнений.

А что говорят эксперты?

В этом разделе поделюсь мнением экспертов о тестовом задании. Сейчас они руководители разных направлений и нанимают специалистов в свои команды, но когда-то были соискателями и тоже сталкивались с ТЗ. Мы обсудили их опыт работы с ТЗ, можно ли тестовым заданием проверить скилловость кандидата, а также каким должно быть идеальное ТЗ. 

Ниже выделю самые интересные мысли, которые мне удалось узнать.

Александр Шутай, руководитель отдела PHP

Тестовые задания помогают увидеть примерный грейд кандидата: джун, миддл или сеньор. Потому что часто на сеньорские позиции откликаются джуны, которые поверили в себя. Тестовое поможет примерно понять его уровень, а кандидату увидеть уровень задач, с которыми придется работать каждый день.

Много лет назад я был тем самым джуном, который поверил в себя и откликнулся на сложную позицию за много денег. Мне дали довольно замороченную задачу, связанную с таблицами, запросами, API. Это опустило меня с небес на землю, и я пошёл искать вакансию, соответствующую моему уровню.

Мы оставили тестовое для стажерских позиций и сложных позиций, где требуется уникальный стек и опыт. На все остальные позиции мы отправляем опросник с абстрактными вопросами, на которые нельзя ответить однозначно. И уже по ответу хорошо считываем реальный грейд кандидата. Также при опроснике легче считывается гуглеж.

Тестовое не должно быть большим. Кандидат может отказаться от тестового — это допустимо. Тогда мы говорим, что на ИС оклад будет чуть меньше, т.к. у нас больше рисков. А после ИС оклад такой же, как и с тестовым.

Константин Кислейко, дизайн-директор 

Я выполнял ТЗ, пару раз было весело, но в целом бесполезная трата времени. 

Тестовое почти никогда не покажет ничего такого, что и так не видно по портфолио. Может, только мотивацию проверить, но проверять мотивацию у сеньора, заставляя его бесплатно работать, это глупо.

Если непонятен уровень какого-то хард-скилла, можно дать конкретное тестовое. Например, попросить провести исследование или собрать типографическую композицию. Но еще раз: все хард-скиллы должны быть видны в портфолио. 

Софт-скиллы коротким тестовым не проверить, тут надо прям проект сделать, чтобы понять, как кандидат общается, критику воспринимает, на стресс реагирует и всё такое. И для этого есть испытательный период.  

Алексей Илларионов, Frontend TeamLead

Проверить скилловость тестовым можно, но тут нужно понимать, что одного ТЗ не хватит, оно не закроет все вопросы. По моему опыту, ТЗ больше служит для отсева: первый этап — скрининг, второй — ТЗ, потом интервью.

ТЗ должно быть коротким, чтобы его можно было сделать за 2–3 часа. Самое правильное — это сделать ревью кода, прочитать код и дать комментарии. А во время интервью уже предметно обсудить, почему кандидат обратил внимание именно на эти моменты.

Хорошее ТЗ — это тонкая и сложная работа. Важно сделать ТЗ таким, чтобы свести к минимуму все возможные варианты читерства. Именно поэтому нет смысла в тестовом задании в виде «решите задачку и прочее», так как всё это можно нагуглить. А вот ревью кода очень сложно нагуглить. И здесь важно, какие проблемы и ошибки ты заложишь в тестовое, как ты его спроектируешь, чтобы исходя из ответов кандидата понять, улавливает он суть или нет. 

Валерия Климова, Head of Recruiting

Тестовым заданием можно точно оценить заинтересованность кандидата в позиции: некоторые делают его на отвали, у некоторых видно, что он нагуглил. Классно, если есть тестовое, которое нагуглить точно не получится, максимально индивидуальное. Тестовое хорошо для стажеров. 

Считаю, что лайфкодинг (выполнение задачи и написание кода онлайн) лучше показывает скиллы специалиста, чем ТЗ, плюс затрачивается время только на интервью. Даем задачу и наблюдаем, как она решается.

А как у нас устроено

В AGIMA мы используем тестовые задания, чаще всего для вакансий разработчиков и дизайнеров. Некоторые отделы научились обходиться скрининг-вопросами перед первым общением, а некоторые предлагают полноценное ТЗ с возможностью обсуждения результатов на интервью. Мы учли, что время на выполнение ТЗ не должно превышать пару часов и дали возможность выполнять его в любое удобное время. 

Пример нашего тестового для системных аналитиков. Если вдруг захотите пройти, то результаты ждем на hr@agima.ru

Пример нашего тестового для системных аналитиков. Если вдруг захотите пройти, то результаты ждем на hr@agima.ru

Стажеры могут быть уверены, что точно получат ТЗ и смогут оценить свой уровень подготовки к базовым знаниям, требующимся в программе обучения. У дизайнеров дела обстоят немного сложнее. Тут мы предлагаем целый тестовый оплачиваемый проект, который помогает понять, как кандидат мыслит и подходит ли нам под вакансию. Обычно мы выдаем ТЗ дизайнерам, которые уже прошли первый этап общения и нашли точки соприкосновения с нашим видением.

Заключение

Бонусом делюсь небольшим чек-листом по ТЗ для соискателей, который я составила по данным своего опроса:

  1. Убедитесь, что ваша мотивация на вакансию соответствует объему выполнения тестового задания. Если это компания вашей мечты, вас ничего не должно останавливать :)

  2. Удостоверьтесь, что ваша работа не пойдет в дальнейшем в коммерческий оборот. О планах использования вашего ТЗ должны сообщить заранее, или уточните этот момент сами.

  3. Проверьте, всё ли вам понятно для выполнения ТЗ, условия лучше уточнить заранее.

  4. Спросите самого себя, интересно/комфортно ли выполнять эти задачи. Возможно, вакансия не подходит вашему профессиональному уровню/амбициям.

  5. Не бойтесь писать рекрутеру и на любой волнующий вопрос всегда ищите ответ.

Эти пункты помогут понять, выполнять или не выполнять ТЗ. От себя добавлю, что тестовые задания — это отличный шанс продемонстрировать себя и узнать больше о компании.  В конце концов вы всегда можете сказать нет, если вас не устраивает формат или качество ТЗ.

Подписывайтесь на телеграм-канал для бэк-разработчиков и тимлидов, который ведёт Саша Шутай. А если вы мобильщик, то заглядывайте в телеграм Саши Ворожищева. Ну, и конечно, давайте с вами обсудим в комментариях, а как вы относитесь к тестовому.

© Habrahabr.ru