Tesla идет вниз: что происходит?

vhqalqtfldhr8-i54w9yvc4vow8.jpeg

Ну, вы, наверное, слышали. Илон Маск недавно стал первым человеком в истории, потерявшим больше $200 млрд. Раньше рекорд был за Масаёси Соном, главой SoftBank, потерявшим $59 млрд в двухтысячном. На третьем месте легендарный Эйке Батиста, который в 2012–2013 гг. умудрился потерять $30 млрд и стать банкротом. А потом попытался выкрутиться из этого положения и попал в тюрьму на 30 лет. От седьмого богача планеты — до заключенного без гроша в кармане.

До банкротства и тюрьмы Маску еще далеко, он по-прежнему в топ-10 миллиардеров, но ещё один такой год (а дела с Твиттером складываются не очень хорошо) — и всё вполне может к тому прийти.

Причина проблем, по сути, одна. Уверенность людей в том, что именно за Tesla будущее электромобилей — всё больше под сомнением. Капитализация компании за год с небольшим упала с $1,23 триллиона до $385 миллиардов, и сейчас продолжает падение.


ym6pvf7jh45bme7h4q9ufhzgufs.png
От $380 до $143 всего за год

Этот кризис почти полностью является собственным творением Маска. Он продал ощутимое количество своих акций Tesla, чтобы купить Твиттер по цене выше рыночной, и попал в череду скандалов. В то время как его автокомпания страдает от усиления конкуренции на рынке электромобилей, нехватки сырья и чипов, а также задержек производства и срыва сроков. Cybertruck изначально должен был выйти в конце 2021-го, больше двух лет назад. Тем временем Маск занят новой игрушкой: недавно он заявил, что «будет спать в офисе Твиттера в Сан-Франциско, пока организация не будет исправлена».


Конкуренты не спят

Пока Маск спит в офисе Твиттера, Ford, Kia, Chevrolet и Hyundai начинают подрывать позиции Tesla на рынке электромобилей. Даже в США, где у Tesla раньше было почти 100% рынка.

Например, Ford Mustang Mach-E стоит в два раза дешевле Tesla Model S, от $47 тысяч, и на $6 тысяч дешевле Tesla Model Y. Как говорят, он управляется лучше, имеет больший запас хода и более агрессивный дизайн. Сейчас Ford строит несколько крупных заводов по производству электромобилей и аккумуляторов к ним, инвестируя в это $11,4 млрд. И они уже отвоевали себе несколько процентов рынка.


idjsv0uew6r-xhgd_zk8tzvswva.jpeg
Ford Mustang Mach-E

По данным S&P Global, Tesla по-прежнему держит «контрольный пакет». В 2022 году на неё пришлось 65% новых регистраций электромобилей в США. Но это куда меньше, чем 79% в 2020 году. Конкуренция растет, особенно со стороны некоторых более дешевых моделей. На втором месте среди электромобилей сейчас стоит Ford с 7% регистраций, потом — Kia, Chevrolet и Hyundai.

S&P прогнозирует, что к 2025 году у Tesla останется всего 20% рынка. Это выглядит почти фантастично: куда денется 45% за три года? Но дело в том, что у крупных компаний, вложившихся в электромобили, как раз сейчас начнут запускаться производственные линии. Может быть, у них нет бренда Tesla, но у них тоже есть преимущество: их машины дешевле. К 2025 году модельный ряд Tesla в основном останется таким же, как сегодня: четыре-пять моделей, выполненных в похожем стиле. В то время как предложения станет гораздо больше. И люди будут искать электромобили по своему вкусу.

Аналитики S&P ожидают, что продажи бренда будут продолжать расти — по 10–20% в год. Но его доля на рынке всё равно снизится в несколько раз. Кроме Tesla в топе будут General Motors, Ford, Toyota и Stellantis (Chrysler + Citroën + Jeep + Fiat).

Есть и признаки того, что Маск сам может ускорить падение Tesla. Тысячи его бывших поклонников уже начинают отказываться от его автомобилей из-за того, что он теперь постит крайне правые мемы, разбанивает республиканцев в Твиттере и обсуждает теории заговора. Это максимально далеко от образа «IT-миллиардера», который он поддерживал до этого. Что нравится далеко не всем.

Например, от этого не в восторге бывший фанбой Маска Лео КоГуан, владеющий акциями Tesla на $2,7 млрд (третий по величине частный акционер компании после самого Маска и Ларри Эллисона из Oracle). На днях он обвинил Маска в специальной игре на понижение стоимости акций компании. Мол, тот убивает Tesla и специально вытесняет её акционеров, заставляя их продавать такой неликвидный актив. А что, чем не теория?


ad-iv6pwwwhmgnsiidx3qmiatoq.jpeg
Илон Маск презентует Tesla Model 3 в 2017 году

Существуют также опасения по поводу ослабления спроса на Tesla в Китае, втором по величине рынке компании. Из-за замедления экономики Поднебесной и постоянных локдаунов продажи авто там в целом сильно упали. Чтобы как-то поддержать спрос, в этом месяце компания уже два раза снижала в Китае цены на свои машины. Но аналитики говорят, что Маск должен сделать больше, чтобы как-то стабилизировать ситуацию. Иначе стоимость акций компании точно продолжит падение.

Тесла, конечно, по-прежнему имеет некоторые преимущества перед конкурентами. Аналитики S&P Global Mobility, например, указывают, что у неё есть четыре завода в разных частях света, в то время как многие конкуренты все еще наращивают свои мощности. А ещё Илон Маск говорит, что в ближайшем будущем представит самую дешевую модель компании. Это должно будет помочь марке укрепить позиции в нижнем сегменте рынка, с которым у неё ситуация хуже всего.

Но многие другие уходят от Маска. Или пытаясь высказать так свою позицию, или просто потому, что теперь конкуренция стала намного серьезнее. Например, каждый десятый покупатель Tesla Model 3 в США теперь перешел на южнокорейскую Kia EV6 за $49 тысяч. Пусть и менее «элитный» бренд, зато машина крупнее, чем Model 3, а в набор входит масса стандартных функций, за которые с Tesla нужно было платить.


qgqnj-es5mg1bwpxb1i1mfhf4lk.jpeg
Kia EV6

Недавно Kia объявила, что через несколько лет откроет производство электромобилей в США. Это очень прибыльный бизнес, и они сделают всё, чтобы получить в нем большую долю. Их директор в стране говорит, что «Клиенты, которые покупают нашу EV6, плохо знакомы с брендом. Но у них самый высокий доход среди всех клиентов, с которыми мы имели дело. Они моложе и лучше образованы. С ними есть перспективы на долгий срок. Начало выпуска электромобилей принесло огромные изменения для Kia, изменения к лучшему».

General Motors, главный в Америке производитель авто, на днях представил новый электромобиль Wuling Bingo по рекордно низкой цене $11 200, который будет производиться в Китае, а потом поставляться в США и Европу. По их словам, мировой рынок электромобилей за последний год вырос на 70%, до 7,8 млн единиц в год, и это уже больше 10% от всех автомобилей. За пределами Европы самая «электрическая» страна — Китай, где на продажи электромобилей приходится уже 18% рынка. А вообще в лидерах здесь Норвегия, Швеция и Нидерланды.

Главный исполнительный директор Ford по производству электромобилей, Джастин Палмер, тоже говорит, что новые машины уходят как горячие пирожки. По его словам, компания еще даже не рекламировала свою модель Mustang Mach-E, но при этом спрос на неё уже в несколько раз превышает предложение. Это привело к длительному времени ожидания для некоторых покупателей, которое Ford теперь пытается сократить, увеличивая производство электромобилей до 270 000 в год. Все эти покупатели раньше взяли бы себе Tesla.


Что с этим делать

Чтобы перестать терять потенциальных клиентов, в начале 2023 года Tesla вдруг сильно снизила цены на свои автомобили в США и Европе. Информация о снижении цен появилась на веб-сайте Tesla 12 января без каких-либо заявлений со стороны руководства компании или ее гендиректора Илона Маска.

Стоимость Tesla Model 3 в базовой комплектации снизилась на три тысячи долларов, до 43 990. А Tesla Model Y — вообще упала до 52 990 долларов по сравнению с 65 990 долларов днём ранее.


vrvdzbgthcavbnkwxlioufkp8g0.jpeg
Tesla Model Y

Что ещё удивительнее (если не знать предпосылок), снижение цен происходит после того, как Tesla годами повышала цены на свои автомобили на фоне огромного спроса. А время ожидания для определенных её моделей несколько лет назад выросло до месяцев или даже лет.

Для клиентов первыми признаками того, что ситуация точно меняется и компанию ожидает рецессия, стали значительное сокращение времени ожидания в ноябре 2022 года, а также внезапные «рождественские» скидки на некоторые новые модели в декабре 2022 года. Всё это тоже являлось попыткой Tesla увеличить продажи. Но ожидается, что компания всё равно будет вынуждена приостановить наем новых сотрудников, и уволить несколько тысяч работников в первом квартале 2023 года. Это будет первый масштабный раунд увольнений в истории Tesla.


Что будет


bfntx54arkm5edlwxm9unuot1lc.jpeg

Раньше люди думали, что Илон Маск гений, который всё разрулит. И верили, что Tesla дальше станет ещё успешнее. Но после уникально позорной истории с покупкой Твиттера — эта вера сильно пошатнулась. Публика наблюдает в новостях, как Маск то увольняет всех сотрудников, то умоляет их вернуться обратно. То продает синюю галочку за $20, позволяя скамерам всех мастей нажиться на простачках, то признает, что это была плохая идея. Всего за пару месяцев при нём компания стала гораздо ближе к банкротству, чем когда-либо в своей истории. И нет никакой причины, по которой такого же не может случиться и с Tesla. Особенно если Маск решит, что к нему в голову пришла очередная гениальная идея, или просто снова не захочет кого-то потроллить.

Как бы то ни было, уже ясно, что монополистом на рынке электромобилей компания не станет. А на это очень надеялись. Tesla стоила в несколько раз дороже, чем все остальные производители автомобилей, вместе взятые. Сейчас рынок потихоньку просыпается, и начинает понимать, что капитализация компании в 20 раз выше чем у Volkswagen, при том что Volkswagen продает в 8 раз больше машин (10,3 млн против 1,3 млн) — это немного странно.

Если дальше не произойдет чего-то радикального, все эксперты говорят о том, что Tesla продолжит терять свою долю рынка, а соответственно и капитализацию. Потеря больше $200 млрд состояния — это еще далеко не предел.

© Habrahabr.ru