«Терминатор 2: Судный день» отмечает 25-летний юбилей
Фото Carolco Pictures Inc.
1 июля 1991 года в мировом прокате стартовал фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор 2: Судный день». Не будет преувеличением сказать, что фильм сразу получил статус культурного явления, причём это один из немногих случаев, когда и взыскательные критики, и обычные зрители думают примерно одинаково. События фильма породили отдельную вселенную: с новеллизацией, сериалами, сайтами, фанфиками. Мало того, история, рассказанная в «Терминаторе», стала даже объектом философского исследования в книге «Terminator and Philosophy: I’ll Be Back, Therefore I Am», выпущенной в 2009 году.
В интернете можно найти множество материалов, посвящённых истории создания обоих «Терминаторов», в том числе и практически оригинальные исследования на русском языке. Также на YouTube доступно огромное число роликов, как профессионального качества, так и любительского. Сейчас не хотелось бы повторять статьи из разряда »10 малоизвестных фактов», а хотелось бы остановиться на любопытном наблюдении, которое сделал профессор философии Марк Роулендс из университета Майами в своей книге «Философ на краю Вселенной. НФ—философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно—фантастических фильмах» и которое, по мнению автора, объясняет успех фильма.
Примерно за 10 лет до выхода «Терминатора 2» в прокате появился другой культовый научно-фантастический фильм — «Бегущий по лезвию», снятый Ридли Скоттом по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В нём также обильно демонстрируется мир будущего, неотличимые от человека роботы, которые называются здесь репликантами, присутствуют стрельба, драки и другие атрибуты увлекательного кино. Но — самое главное — в финале выясняется, что репликант, за которым весь фильм идёт охота, проявляет самые настоящие человеческие качества и в последний момент решает спасти своего преследователя от верной смерти.
Само понятие — «киборг» — появилось сравнительно недавно. Его ввели в обиход в 1960 году Манфред Клайнс и Натан Клайн, работавшие исследователями в лаборатории Динамического моделирования в Нью-Йорке. За это время успело появиться достаточно много произведений массовой культуры, в которых фигурировал искусственный интеллект, при этом зачастую его поведение в конце концов оказывалось враждебным человеку. Можно вспомнить, к примеру, HAL 9000 из «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика или воинственные машины из более философски утончённой, чем фильм Кэмерона, «Матрицы» режиссёров Вачовски. Другими словами, вольно или невольно, но массовая культура успела сформировать в целом негативные ожидания от искусственного интеллекта (даже Илон Маск боится SkyNet), а появлявшиеся в прокате фильмы с роботами часто выходили с названиями вроде «Киборг-убийца» (в одной из русских локализаций первого «Терминатора» он так и назывался).
В «Судном дне» есть несколько знаковых сцен, которые напрочь меняют представления о терминаторе. В режиссёрской версии фильма Сара Коннор вместе с сыном «модифицируют» Т-800, вводя киборга в режим самообучения. Причём этот эпизод получает дальнейшее развитие в двух других: легко вспомнить разговор Терминатора и Джона, в котором мальчик рассказывает роботу почему люди плачут или мысли Сары, которая вдруг понимает, что »… терминатор никогда не остановится. Он никогда не покинет его, никогда не сделает ему больно, никогда не закричит на него, не напьётся, не ударит его и не скажет: «Я слишком занят и у меня нет времени на тебя». Он всегда будет рядом и он умрёт, чтобы защитить его.» Другими словами, киборг стал гораздо симпатичнее, а финальная сцена фильма, когда Терминатор говорит, что понимает, почему люди плачут и плавно опускается в расплавленный металл, вообще позволяет смело заявить, что в нравственном смысле робот стал человеком.
Фото Carolco Pictures Inc.
Возможно, что именно благодаря «человечности» Терминатора он и стал таким популярным, несмотря на усилия массовой культуры, пропагандирующей ИИ как некое зло, которое может проявиться в будущем. Конечно, нельзя списывать со счетов и мастерство Кэмерона как режиссёра и великолепный антураж фильма, щедро сдобренный погонями, взрывами и путешествиями во времени, которые не выглядят совершенно чужеродными. Любопытно, что в продолжениях франшизы, в которых принимал участие Т-800, его «человечность» доведена до крайности: можно вспомнить эпизод с нелепыми очками в третьей части или уж совсем странные шутки в «Терминатор: Генезис», так что чувство меры, присущее массовой аудитории, в целом ей не изменяет. Таким образом, как считает Марк Роулендс, говорить о том, что культурные ожидания в начале 1990-х годов были реально далёкими от того мрачного скептицизма, который обычно приписывают обществу потребления. Людям всё-таки хочется видеть сильного и доброго героя, при этом с чувством меры и вкуса, которые, вероятно, под силу показать только очень небольшому числу режиссёров современности.