Теория привязанности: быть альфа-родителем
Общение с людьми всегда было моей профессией и увлечением. Сначала я училась на журналиста, потом работала пиарщиком, после — бизнес-аналитиком в IT. В работе с любой аудиторией важно найти правильный подход и выстроить эффективную коммуникацию. Мой будущий ребенок не стал исключением. Шел пятый месяц беременности, а я еще не знала ни имени, ни пола (на узи он тщательно крутил фиги и отказывался деанонимизироваться), зато успела познакомиться с дивным новым миром, где полыхали дискуссии о преимуществах памперсов, пользе грудного вскармливания и лучших педагогических методиках. Оказалось, ребенка мало родить, его ещё иногда надо кормить и когда-то отдать в школу. Нужно еще и правильно с ним говорить, играть, развивать и выращивать.
Читая Монтессори, Спока и еще десяток других авторов, я не могла понять, как это воплощать и когда между всем этим жить. Но тут родился сын, и времени думать не осталось. В боевых условиях самой органичной, понятной и легко имплементируемой для меня оказалась концепция альфа-родительства. И теперь, спустя 9 лет, я продолжаю опираться на нее уже осознанно.
Все нижеследующее является только личным опытом и субъективной оценкой. Я не рискну назвать альфа-родительство единственно верной и правильной педагогической моделью, однако считаю ее жизнеспособной и эффективной стратегией, выгодной как для детей, так и для родителей.
После Второй Мировой войны (война всегда с маленькой), когда стала очевидной необходимость социальной адаптации бездомных и осиротевших детей, появилось понятие теории привязанности. Психоаналитик Джон Боулби первым заговорил о синдроме лишения матери, который негативно влиял на развитие ребенка. Согласно его теории, для социального и эмоционального развития ребенку требуется прочная связь хотя бы с одним взрослым, который бы заботился о нем.
Эксперимент Гарри Харлоу, в ходе которого детенышей макак отлучали от матерей в раннем возрасте, подтвердил, что в отсутствие привязанности почти не развиваются навыки общения, возрастает агрессия, затухает или исчезает материнский инстинкт у взрослых особей. Привязанность позволяет развиваться префронтальной коре головного мозга, которая прогнозирует результаты и последствия, определяет действия, необходимые для достижения определенной цели, подавляет убеждения, которые могут вызвать социально неприемлемые результаты — одним словом, делает человека разумного из человека прямоходящего.
В 1990х Гордон Ньюфелд формулирует теорию альфа-родительства, построенную на основе теории привязанности. В рамках этой методики «альфа» — взрослый, который берет на себя ответственность за ребенка, дает ему поддержку и защиту и устанавливает с ним крепкую эмоциональную связь. Эта связь позволяет ребенку беспрепятственно развиваться в безопасных и комфортных для него условиях.
Привязанность последовательно строится на 6 «основах»:
Ощущения — самый базовый уровень, когда ребенку критически важно прикасаться, чувствовать взрослого.
Похожесть — на этом уровне ребенок привязывается ко взрослому посредством имитации поступков, интонации, предпочтений.
Принадлежность и преданность — это желание «обладать», быть на одной стороне со взрослым. Привязанность этого уровня часто выражается в ревности.
Значимость — на этом уровне дети ищут подтверждение того, что важны «своему» взрослому.
Чувства — привязанность посредством эмоций. Ребенок начинает любить и осознанно отдает свое сердце взрослому.
Быть познанным — последний уровень привязанности, потребность в понимании и признании. Ребенок делится со взрослым своими секретами и интересами.
Таким образом, альфа-родительство обеспечивает безусловную любовь и привязанность на всех уровнях и дает возможность расти и развиваться в комфортной обстановке.
Родителям эта концепция дает уверенность в своей роли и действиях и облегчает взаимодействие с детьми. Возникающая привязанность избавляет взрослых от необходимости «демонстрировать силу», послушание ощущается ребёнком как естественное состояние и не унижает его достоинства. Ребёнок не капитулирует, а прислушивается к авторитету, а взрослый заботится о ребенке, а не утверждает власть над ним.
Как именно родители могут воплотить в жизнь принципы ответственного родительства? Давайте рассмотрим основные положения:
Возьмите ответственность за отношения на себя.
Для детей отношения с родителями — это данность. Они не задумываются над тем, как их улучшить и поддержать или как сэкономить родителям деньги на психоаналитиках. Вам необходимо взять эту ответственность на себя. Организуйте и планируйте ваше совместное время, устанавливайте домашние правила и заключайте с детьми договоренности, не ждите, чтобы ребенок первым пришел мириться после ссоры или сам осознал, где он поступил неверно. Дети учатся у нас, в том числе и тому, как вести себя с самыми близкими людьми. Покажите ему пример.
Избегайте ситуаций и высказываний, которые продемонстрируют ребенку, что это он отвечает за контакт и близость с вами, за ваши чувства по отношению к нему. Ребенок не должен работать над отношениями, над тем, чтобы быть близким и любимым. Подчеркивайте, что ничто не сможет навредить вашим с ним отношениям, что отношения между вами важнее поведения или достижений ребенка.
Сохраняйте связь на расстоянии
Помогите ребенку сохранить чувство близости, пока вы в разлуке. Гордон Ньюфелд называет эту практику «bridging» — наведение моста, связывание. Это интуитивные действия, доступные и используемые большинством. Примером могут стать влюбленные, поддерживающие связь на расстоянии с помощью милых записок, памятного аксессуара или одинаковой одежды.
Дайте возможность вашему ребенку построить такой же мостик, дайте ему с собой вашу фотографию или значимый для вас обоих предмет, положите записку в портфель. Другой способ сохранения близости — держать ребенка в курсе того, где вы находитесь, когда вас нет рядом. Покажите ему ваше рабочее место, отметьте на карте маршрут передвижения, если уезжаете надолго.
Уходя из дома или оставляя ребенка в детском саду, скажите: «Не могу дождаться, когда я приду, и мы сможем поиграть вместе». Таким образом вы сфокусируете внимание не на расставании, а на следующей встрече.
Практика наведения мостов может пригодиться не только в случае разлуки, но и тогда, когда вы или ребенок не в духе, сердиты или ожесточенно обсуждаете его нежелательное поведение, например: «я недовольна твоими оценками, но я люблю тебя вне зависимости от них».
Позвольте ребенку не сомневаться в вашей любви, что бы ни происходило.
Воздержитесь от дисциплины, которая разделяет
Дисциплинарные практики, построенные на разделении ребенка с его значимым взрослым, приводят к потере чувства близости, заставляют ребенка «закрываться» и, как следствие, избегать крепкой привязанности в дальнейшем. Такие методы дисциплины, как стояние в углу, изгнание в другую комнату, тайм-ауты или «Я пойду, а ты оставайся, раз не слушаешься», «Сейчас придет чужой дядька и заберет тебя» манипулируют самым важными чувствами любви и безопасности и могут глубоко ранить ребенка.
Безусловно, дети способны вывести из себя кого угодно, и вы имеете полное право на негативные эмоции и раздражение, но позвольте вашему ребенку чувствовать себя в безопасности. После ссоры объясните, что вы раздосадованы и хотите побыть наедине. Запланируйте прогулку на 10 минут дольше, чтобы маленький зодчий мог закончить свой песочный замок без понуканий. Обойдите стороной тот магазин, где ребенок непременно потребует двадцатую машинку, и закажите продукты с доставкой на дом. Одним словом, сберегите ваш ресурс для действительно серьезных ситуаций — например, когда ваш малыш первый раз взорвет химическую лабораторию в школе или сообщит, что решил жениться.
Удовлетворяйте жажду привязанности
Позвольте ребенку получить столько вашей любви, сколько ему необходимо.
Кого-то может напугать это предложение, так как исторически родители ограничивали проявления любви, боясь «избаловать, вырастить маменькиного сынка» и т. д. Однако, ребенок не может быть слишком привязан. Стремление к сепарации заложено в каждом подрастающем организме, а значит, достаточный уровень привязанности позволит ему взрослеть и развиваться в безопасности, не отвлекаясь на угрожающие факторы.
Ольга Писарик, последователь теории привязанности и автор книги «Привязанность — жизненно важная связь», использует следующую метафору: «Представьте, что вы голодны и перед вами стол с яствами. Вам говорят: «Ешь, сколько хочешь, но в любой момент еда может исчезнуть». Вы будете давиться, но есть. Потом, лишь немного проголодавшись, опять подбегать к столу и впихивать еду в себя. И все потому, что вы не знаете, как долго вам будет доступна пища. Но если вы уверены, что еда будет перед вами сегодня, завтра и всегда, то вы не будете переедать, а, немного подкрепившись, спокойно пойдете заниматься своими делами.
Так и наши дети: если они не уверены в нашей привязанности, они будут цепляться за нас, требовать постоянного подтверждения нашей любви и никогда не чувствовать себя расслаблено».
Не отказывайте детям, когда они просят посидеть с ними перед сном или завязать шнурки. Если это возможно, старайтесь вообще не отказывать в просьбах о помощи, особенно это касается уже подросших детей: их просьбы о помощи редки.
Пока дети маленькие, может казаться, что поток этих просьб не закончится никогда, но как только нужда ребенка в заботе будет полностью удовлетворена, он не попросит лишнего. Когда ребенок болен, устал, не чувствует себя в безопасности, он может опять «вернуться в детство», но как только он отдохнет, поправится, у него появится энергия дерзновения, которую невозможно остановить.
Не стоит бояться того, что «излишне любя» своего ребенка, вы сделаете его зависимым от вас. Независимость — продукт взросления. Наша задача — удовлетворить детскую потребность в заботе. Как только мы справимся с нашей работой по удовлетворению их потребности, природа прекрасно справится с их взрослением.
Создавайте правила и традиции
Правила и традиции в любом социуме исполняют роль сохранения самых важных ценностей. Вы можете использовать это и в вашей семье. Определите, какие правила действительно важны для вашей семьи и какие ценности вы хотите отстоять с их помощью. Зачастую давление социума на родителей выражается как раз с помощью «нельзя» и «не положено», и нам приходится мучительно отказываться от совместного сна или откладывать поступление в школу, страдая угрызениями совести. Но, возможно, в такой ситуации вы спросите себя: «Это действительно нужно мне и моему ребенку? Или это нужно обществу»? Такая валидация семейных правил поможет вам объяснить их ребенку, а ему, в свою очередь, их соблюдать.
Наряду с базовыми правилами о безопасности и здоровье включите правила о вашем семейном общении и совместном времени. Например, всегда ужинать вместе по воскресеньям или откладывать все гаджеты за пару часов до сна, чтобы обсудить прошедший день.
Эти правила будут хорошо подкрепляться вашими собственными семейными традициями, также посвященными совместному времяпрепровождению. Вы можете украшать елку, ходить в зоопарк Первого сентября или вместе проходить компьютерные игры. Главное, чтобы все участвующие были довольны происходящим, а родители осознанно пользовались этим временем для «насыщения» ребенка привязанностью. Таким образом ваше семейное время получит позитивное подкрепление, и ребенок сам будет стремиться к нему.
Помимо общей стратегии Гордон Ньюфелд предлагает несколько прикладных техник общения:
Завладевайте вниманием
Прежде чем взаимодействовать с ребенком, получите его согласие на это взаимодействие, потому что ни одна воспитательная беседа не превзойдет новую серию Смешариков по привлекательности.
Завладейте вниманием ребенка, но не требуйте его. Позвольте ему заметить вас, поймайте его взгляд, или, если это невозможно в силу каких-либо причин, слух, а затем получите его согласие взаимодействовать с вами.
Эмоциональная связь
Эффективному общению может помочь эмоциональная связь, которая соединит ребенка с вами, позволит ему доверять вам и прислушиваться к вашим словам. Для создания такой связи Гордон Ньюфелд рекомендует укреплять «рефлекс привязанности»: создавать благоприятную атмосферу, которая позволит ребенку не бояться и быть откровенным, чувствовать себя значимым и интересным для вас. Этого можно достигнуть, проявляя внимание и интерес к ребенку и его жизни, поддерживая физический контакт (объятия, взгляд, пожатие рук) и подчеркивая вашу похожесть («мне нравится то, что нравится тебе», «я испытывала такие же чувства в подобной ситуации»). Благодаря этой связи ребенок сможет быть самим собой в общении с нами.
Позвольте положиться на себя
Если ребенок готов к взаимодействию с вами, предложите ему положиться на вас. Дайте понять ребенку, что вы здесь ради него и готовы помочь ему с любой проблемой, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любое время и при любом исходе. Важно, чтобы ребенок был готов к общению и настроен на позитивное восприятие, а вы действительно были на его стороне и в ресурсе, чтобы помочь ему.
Будьте стрелкой компаса для вашего ребенка
Станьте ориентиром для вашего ребенка, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности в пока еще непонятном и неизвестном ему мире. Расскажите о ваших планах на день, о том, как планируете провести неделю в отпуске, что ждет его в школе на новых уроках. Это позволит ему чувствовать себя информированным и более подкованным, и, следовательно, снизит стресс. Кроме того, это повысит его доверие к вам и позволит в дальнейшем ориентировать его в уже более сложных и спорных вопросах.
Секрет родительского воспитания, по мнению Гордона Ньюфелда, заключается не в том, что делает родитель, а в том, кем он является для ребенка.
«Что бы ни случилось, вы для ребенка — надежная гавань, остров спокойствия в океане жизненных бурь. А бурь у ребенка очень много, ведь для него все впервые, и ему постоянно приходится переживать новый опыт, что очень энергозатратно. Его мозг работает с такой нагрузкой, которая взрослым и не снилась. Поэтому ребенку очень важно знать, что человек, которому он доверяет, знает, что делать, знает, как надо, и решит все проблемы», — говорит Ольга Писарик в своей книге.
Несомненно, на вашем пути могут и будут случаться сложности. Но не стоит винить себя в педагогическом провале. Цитируя Дональда Винникота: «Вы уже достаточно хороший родитель, если присутствуете в жизни ребенка, выдерживаете его эмоции и … ошибаетесь».
Ответственное родительство позволяет родителям мягко, не используя силу, направлять детей на пути взросления, а детям — просто расти в максимально понятной и безопасной обстановке. А затем, будучи взрослыми, сохранять доверительные дружеские отношения со своими родителями и не тяготиться общением с ними.
Я согласна далеко не со всеми тезисами этой методики, например, мне чуждо предлагаемое ограничение общения со сверстниками, так как оно, по мнению автора, может перебить детскую привязанность к родителям. На мой взгляд, это то испытание, через которое и ребенок, и родители должны пройти и убедиться, что их привязанность друг к другу — это сознательный выбор, а не «стокгольмский синдром».
Но в целом именно эти правила и техники позволяют мне быть любящей и довольной жизнью мамой, а моему сыну, кажется, достаточно довольным ребенком.
Автор: Юлия Балабанова (Veeam), бизнесс аналитик.
Использованные источники:
Гордон Ньюфелд, Габор Матэ «Не упускайте своих детей», Ресурс, Москва 2012
Ольга Писарик «Привязанность — жизненно-важная связь», Сборник статей, https://alpha-parenting.ru/library/broshyura/