Теория, практика и личный опыт в обучении IT-управленцев

dd0100768017f59fccc97c6b65a20011.png

3d3ba059a419de730765b09353e4ef59.jpgАвтор статьи: Сергей Фегон

Руководитель группы разработки финтех в TenChat, Преподаватель в OTUS

Всем привет. Меня зовут Сергей Фегон. Я ex-CТО, сейчас работаю руководителем нескольких групп разработки финтех-продуктов экосистемы компаний ВБЦ и TenChat, а также преподаю в OTUS. Делюсь своими знаниями на курсах CTO/Технический директор и Team Lead в OTUS. За время преподавательской деятельности и на основе личного управленческого опыта, я сформировал для себя несколько основных столпов подготовки IT-менеджеров:

  • Системная теоретическая подготовка.
    Управленцами в нашей отрасли часто становятся хорошие инженеры, дизайнеры, разработчики, аналитики. То есть происходит горизонтальный карьерный сдвиг. С одной стороны профессионализм в тех вопросах, которые решает команда — это хорошо для линейного менеджера, что не отменяет необходимости учиться новому. Для более высоких же позиций руководителей технических знаний и умения сделать все своими руками требуется все меньше, а инструментария управленца всё больше. Чаще всего начинающий тимлид — это большой профессионал в своей технической области, но чистый лист в управленческой науке. А управлять даже небольшой командой без знаний, только лишь на софт-скиллах и инстинктах — достаточно трудно. Не говоря уже о более высоких должностях в иерархии компании, где от вас зависят целые стримы, юниты и отделы.

    По себе знаю, как бывший технарь, ставший менеджером, что после того, как мой личный багаж знаний пополнили «классические» труды вроде Адизеса, Ленсиони, Канемана, мотивационные модели, переговорные модели и другой инструментарий, работать стало легче. А когда через преподавание я собрал кусочки пазла, имеющиеся у меня в голове, в единую картинку, то «мне этот мир стал абсолютно понятен».

    Системную подготовку могут дать курсы, MBA, да и самоподготовка тоже имеет место, правда нужно найти некую дорожную карту и обладать большой усидчивостью для самообразования. Образовательные курсы, которые не предзаписаны, предпочтительнее, так как дают обратную связь наставников и обмен опытом в учебной группе (об этом поговорим чуть позже).

    Многие студенты курса TeamLead приходят за получением теоретического базиса управленца, а те, кто уже обладает большим управленческим опытом на курс CTO, приходят за систематизацией знаний.

  • Практика менеджмента и реактивное управление
    Данный пункт пересекается с предыдущим. Многие опытные руководители, кроме систематизации знаний, приходят за тем, чтобы перейти от реактивного «тушения пожаров» к стратегическому управлению, направленному на постановку долгосрочных целей IT-подразделения. Ведь когда мы знаем куда идем, сложнее сбиться с пути. С ростом ответственности и количества подчиненных, управленцу все труднее просто реагировать на внешние триггеры. Целый модуль курса посвящен стратегическому управлению, а еще проектная работа по разработке стратегии для своей компании на 1, 3, 5 лет будет являться хорошей практикой в безопасной среде с обратной связью от опытного преподавателя.

    В целом, практики менеджмента, особенно инстинктивного, руководителям всех уровней хватает в своих компаниях. Новичка выбрасывают в море и говорят: «Плыви». Матёрый управленец уже имеет при себе спасательный круг из обрывков знаний из книг и статей. Облегчить же жизнь, позволит отработка на практике, как во время вебинаров, так и в рабочих задачах тех инструментов, о которых студенты узнают на занятиях.

    Там, где возможно попрактиковаться, я делаю это. Придумываю задание на отработку материала, иногда берем реальный кейс студента вместо синтетического. Например, в любимых мной уроках по переговорам для CTO, мы добавили дополнительный полуторачасовой вебинар посвященный переговорной практике, чтобы отработать материал предыдущих трех занятий. На занятии имеются 3 кейса для отработки переговоров. К занятию нужно готовиться: публичные кейсы и скрытые вводные выдаются заранее. Зрители слушают переговорный баттл и выносят свои вердикты, а также свои замечания и предложения по улучшению для переговорщика. Такое же занятие есть и для тимлидов, но кейсы там другие, более приспособленные для роли линейного менеджера.

  • Личный опыт
    Одно из самых важных, как я считаю, в образовательном процессе управленцев — это среда, направленная на обмен личным опытом студентов. Какие бы ни были матерые преподаватели, они ограничены своим, пусть и богатым, опытом. А студенты часто на занятиях делятся бесценными для коллег инсайтами. Бывает рассказываешь о некотором инструменте, делишься своими случаями его применения, последствиями, и тут в чатике завязывается обсуждение кейсов студентов, либо кто-то поднимает руку, чтобы поделиться своей историей.

В менеджменте нет серебряных пуль, и каждый случай индивидуален. Решение, подошедшее одному управленцу, не факт, что подойдет другому. Слишком разные контексты, составы команд и ситуации. Но я всегда поощряю обмен опытом на занятиях и призываю студентов участвовать, говоря, что »Ваш опыт бесценен, каждый ваш кейс уникален, поделитесь им с товарищами». Ради обмена личным опытом я даже попросил добавить в программу курса дополнительное онлайн-занятие, в виде панельной дискуссии типа «Открытый микрофон», где мы собираем вопросы студентов и каждый обучающийся и преподаватель может высказать свой вариант решения, обсудить его, дать совет. Данный формат тоже был высоко оценен студентами курса CTO, судя по отзывам обучающихся. 

В целом, систематизированная теория классического и современного менеджмента, отработка на практике во время образовательного процесса и рабочих условиях, а также обмен опытом, критически важны для роста компетенций менеджера. Их я считаю тремя столпами качественного обучения. Менеджмент как наука и как система появился в XX веке и уже давно оброс качественными теориями и инструментами, которые требовались рыночной экономике для того, чтобы решать проблемы предприятий из разных отраслей, давать конкурентные преимущества и облегчать получение прибыли. IT, пусть и со своей спецификой, может использовать весь накопленный опыт поколений управленцев. В отличие от обучения программистов, тестировщиков и других инженеров, кажется что руководителям нужно больше теории. Чем больше инструментов в саквояже, тем в большем количестве ситуаций их можно применить

На странице курса CTO/Технический директор вы можете зарегистрироваться на ряд бесплатных вебинаров, где на практике сможете оценить формат обучения и познакомиться со мной лично. Приходите, будет интересно!

© Habrahabr.ru