Теория большой инициативы — российский опыт цифровой трансформации промышленных предприятий

qlihneshntnzeo9xgpqx6stfcq4.png

Каждая цифровая вселенная рождается из большой потребности и начинается с большой инициативы. Желание повысить конкурентоспособность, а также дать возможность компании развиваться и расти в постоянно меняющихся экономических условиях становится основной целью цифровой трансформации. Чтобы узнать о них подробнее, мы взяли интервью у ИТ-директоров «Северстали», СИБУР, ТМК, ММК, представителей консалтинга и разработчиков.

Цель цифровой трансформации — обеспечить устойчивое развитие компаний в условиях набирающей обороты 4-й промышленной революции. Для многих организаций это означает пересмотр существующих бизнес-моделей и кардинальное изменение сложившихся практик ведения бизнеса, включая организацию процессов и людей внутри компании, взаимодействие с заказчиками, поставщиками и конкурентами, внедрение новых стандартов совместной работы и принципов agile.
«Одним из ключевых вызовов в современном мире является скорость реагирования на изменения, — считает Анна Кулашова, директор по работе с крупными организациями Microsoft в России. — Технологии, в том числе ИИ, могут существенно ускорить процессы, однако, по нашему мнению, ключевым фактором успеха является культура организации, современные формы взаимодействия сотрудников, способствующие максимальному раскрытию творческого потенциала отдельных сотрудников и команд, ведущих к достижению целей и задач компании».

Переход к цифровой трансформации был естественным для компаний, у которых бизнес-модель изначально завязана на данные. В производственном секторе приходится заниматься цифровизацией огромного количества процессов, в том числе и физических, поэтому число решаемых задач чрезвычайно широко. В результате общения с российскими экспертами мы выделили четыре приоритета цифровой трансформации в промышленности:

  • Исключение человека из рутинных и опасных производственных процессов.
  • Создание цифровых двойников.
  • Распределение ресурсов и учет рабочего времени.
  • Организация современной культуры коммуникаций.


ywlwuhcikoy_k5wejhjqqhac8me.jpeg

Руководители, работающие на российских предприятиях, в целом поддержали такую приоритизацию. Так, Алиса Мельникова, директор по цифровым и информационным технологиям СИБУРа,  соглашается, что они все, безусловно, важны и для предприятий СИБУРа, но особо отмечает необходимость обеспечения производственной безопасности, исключение ручного труда и исключение людей из опасных рутинных работ. И этот приоритет напрямую связан с ближайшими планами. Дмитрий Якоб, директор по информационным технологиям ТМК,  считает, что важно четко разделить промышленную безопасность и отказ от рутинного труда.

Под цифровые двойники попадает оптимизация энергопотребления и ресурсное планирование производства, цепочки поставок и предиктивный ТОИР (ТО и ремонт). Эксперты приводят в пример агрегаты, использование которых, казалось бы, уже достигло пика возможностей, однако, когда решение о режиме работы начинает принимать умная система, производительность растет на 7%. Предиктивный ТОИР, используемый на одном из предприятий СИБУРа, позволил настроить работу экструдера таким образом, чтобы полностью исключить остановки.

Российский опыт цифровой трансформации


У российских лидеров в области цифровой трансформации уже накоплен богатый опыт, о котором нам рассказали ИТ-директора. Обязательно прочтите интервью, потому что в этой статье мы не сможем отразить все детали, а самое интересное — в них. Мы же сфокусируемся на трех темах, которые звучали чаще всего.

Самой животрепещущей темой оказалось воспитание цифровой культуры в компании. Как подчеркнул один из экспертов, цифровое взаимодействие — это во многом вопрос скорости принятия решений, что напрямую влияет на рентабельность, поэтому для компании очень важны быстрые победы. Новая культура невозможна без правильно отстроенных процессов, что порой требует изменения внутренней структуры и даже приводит к созданию специализированных подразделений, например, таких как офис по работе с данными на Магнитогорском металлургическом комбинате, о котором нам рассказал Вадим Феоктистов, директор ООО «ММК-Информсервис», компании, входящей в Группу ПАО «ММК».

К этой теме напрямую примыкает вопрос грамотной методологии проведения пилотов и масштабирования единичных успехов цифровизации. Эксперт из консалтинговой компании поделился словами одного из клиентов: для него основная проблема заключается в том, как масштабировать отработанный пилотный проект на всю компанию в целом, чтобы цифровизация стала частью самой её ДНК. Дмитрий Якоб считает, что для этого должна быть выстроена методология превращения инициатив в проекты, и в качестве примера приводит создание R&D-центра.

tq75a2zv9wb1tg4ui7ok0dw-nta.jpeg

Третья тема — беспилотные технологии. Она возникала у многих спикеров, но самого яркого воплощения достигла в рассказе Алисы Мельниковой о проекте ее мечты, в результате которого за пять лет будет создано цифровое предприятие будущего, фактически завод-беспилотник.

Решения для цифровой трансформации в промышленности


В начале этого года вице-президент Microsoft Джадсон Альтхоф отметил, что клиенты из разных отраслей перешли от внедрения технологий к созданию новых. Это не просто наблюдение, а статистический тренд, определенный в рамках исследования State of Tech Intensity. Такой подход ускоряет изменения в этих организациях и помогает им продвигать свой бизнес новыми способами.

Клиенты Microsoft из разных отраслей ставят ИТ в центр своих бизнес-стратегий. В последнем квартале 2019 года мы наблюдали много инициатив, в которых заказчики используют такие технологии, как искусственный интеллект (ИИ), Интернет вещей (IoT) и машинное обучение на основе облака Microsoft.

Решения и примеры


Понимая нужды заказчиков, Microsoft стимулирует партнёров разрабатывать решения для цифровой трансформации производства. Многое уже создано, и подробнее об этих технологиях и примерах их использования можно прочитать в отдельных материалах нашего проекта. К опыту других предприятий и экспертизе разработчиков обязательно нужно прислушиваться. Это поможет минимизировать неудачи на пути собственных экспериментов. Тогда цифровая вселенная начнётся с большой инициативы, а не с большого взрыва.

© Habrahabr.ru