Темная сторона ИТ
Из многих источников преподносится информация, что ИТ — это золотая жила. Что это элита, что там все миллионеры, и туда стремятся многие. Даже появились курсы, коучи, агентства, которые натаскивают пройти собеседование на определенную должность (а дальше, типа, как‑нибудь подстроишься). Но речь о другом.
Бесспорно, ИТ развивается, расширяется и будет расти в ближайшие годы, и действительно ИТ специалисты востребованы. И вот, кто попал в этот якобы рай, не сразу понимают темную сторону. Кто‑то раньше, кто‑то позже сталкивается с разными трудностями и пониманием некоторых ситуаций.
Многое зависит от компании, проекта, задач, руководителя, атмосферы в команде. Уже тут многое может влиять на сотрудника. Также надо помнить, что каждый ИТ специалист (как и каждый человек) может иметь свои подходы, черты характера, приемы работы. И часто многие оказываются не готовы — ведь думали, что попадают в царство обетованное, а тут сумасшествие, причем у каждого свое.
Проект, который не нравится. Скучные, однотипные задачи. Руководитель, который не понимает. Компания, которая не особо ценит работников. Нет того развития, на которое рассчитывали. И все это может расти, накапливаться и быстро привести к недовольству и выгоранию. Да, как ни странно, даже молодые специалисты иногда быстро «выгорают», хотя приходили с надеждами, светящимися глазами и желанием развиваться.
Надо понимать, что ИТ — обширная сфера, и, как везде, есть множество факторов, поэтому важно найти свое место, свою команду, свою компанию, свой проект. Если вам не комфортно уже на собеседовании или в первые дни, возможно, нет смысла продолжать, а надо искать что‑то другое.
Зачастую (в зависимости от проекта и процессов в компании) могут возникать нестандартные ситуации: ушел ключевой сотрудник, в проекта обнаружена критичная уязвимость, сервер не выдерживает количество запросов и т. д. т. е. надо быстро исправлять ситуацию, решать проблемы на лету, переключаться между задачами. Обычно это сопровождается беготней в офисе, шумной обстановкой, нервным общением. Такие ситуации, а также постоянный дискомфорт могут привести к стрессу. И важно быть к этому готовым, а это не каждый может. Выработать стрессоустойчивость и с холодной головой решать проблемы в сумасшедшей обстановке не так просто.
Также по своему опыту могу сказать, что часто вы не дождетесь похвалы от руководства, даже сделав, на ваш взгляд, что‑то важное, полезное для проекта или компании. А вот любую мелкую ошибку (даже особо не влияющую на проект) руководство вам припомнит при любом удобном случае. Такое тоже вымораживает, да. Поэтому старайтесь хвалить друг друга хотя бы внутри команды, поощряйте друг друга и делитесь опытом, знаниями, развивайтесь. Поддержка друг друга очень важна, это способствует комфортной атмосфере, желанию делать что‑то полезное, помогать друг другу, а также повышает ощущение своей полезности, что для некоторых важнее денег. Не держите зла на компанию или руководство, это бизнес, а у бизнеса суровые законы, и хвалить бизнес не всегда готов, а вот поругать — это всегда пожалуйста (обычно).
Самое печальное, когда внутри команды нет единства, понимания. Тогда страдают и рабочие процессы, и проект, и члены команды. Это дополнительные напряжение и дискомфорт, что может повлечь за собой и стресс, и выгорание. Возможно, если так, лучше искать другое место. Лично я всегда стараюсь создать комфортную атмосферу в команде, найти подход к каждому, сглаживать слабые стороны и улучшить сильные. Тогда команда является очень эффективной и с готовностью будет выполнять даже сложные и, так скажем, скучные задачи.
Многие молодые специалисты (особенно разработчики) приходят и хотят писать идеальный код, по последним веяниям технологий, но их мечты разбиваются о реалии. Бизнесу все равно, какой код, бизнесу важно, чтоб проект приносил прибыль, чтоб было больше продаж, чтоб конечные пользователи были довольны и т. д. Поэтому часто приходится сталкиваться с непониманием руководства об улучшении кода, улучшении технологий, рефакторинга, все это невозможно увидеть, это не «пощупать», это не увеличит (обычно) прибыль. Лучше не говорить руководству о таких вещах, а говорить об улучшении юзабилити, дизайна, оптимизации бизнес‑процессов, о тех вещах, которые могут способствовать увеличению прибыли, привлечению клиентов, и в рамках этих задач сделать те изменения кода и технологий, которые для вас, как для команды, имеют значение, улучшат код. И все довольны, и вы, и руководство.
ИТ — прекрасная сфера, если вам нравится постоянно учиться и если вы готовы к ее темной стороне. Каждый найдет свое место.