Телефонные мошенники: как банк становится соучастником

ec8ea209961ef635b71c03ec3a965ea4.png

Эта статья частично не соответствует тематикам хабра, но основанная на моем личном опыте и касается важной составляющей информационной безопасности.

Исходя из постоянного новостного фона, про телефонных мошенников, казалось бы что мы уже знаем об этом всё, чтобы на это не вестись, да и в целом сложно найти человека, кому хоть раз бы не поступал звонок из «службы безопасности».

Я жил в полной уверенности, что все эти истории не про меня, я же технически гранный человек. Попутно многократно предупреждал своего уже пожилого отца о том, что из банка ему никто никогда не позвонит, никакие коды не попросит и все в таком духе.

Но тем не менее, это все не помешало моему семидесятилетнему отцу под давлением мошенников по классической схеме «это из полиции, на вас взяли кредит, нужно оформить ответный кредит и закрыть его», 13 марта 2024 придти в отделение ВТБ.

Где он оформил кредит на 800 тысяч, а после перевел всю сумму через банкомат Альфы в ТЦ 2-мя частями по номерам счетов, затем осознал, что его обманули.

Я признаю, что в большей части это вина моего отца, за которую расплачиваться мне. Но к банку тоже возникли следующие вопросы, которые не отрицают, либо халатности сотрудников, либо содействия мошенникам:

  • Мой отец не имеет сбережений, и какой-либо собственности, квартирой в которой он живет владею я, кредит был выдан по основанию «на ремонт автомобиля» под залог этого самого автомобиля, которого, внимание, нет! Плюс отталкиваясь от суммы, ремонтировать видимо нужно Bentley.

  • Кредит выдан налом в течение 10 минут, без подтверждения дохода, пенсионеру с ежемесячным платежом в 90% от его пенсии, других источников дохода нет. К примеру, когда я брал кредит в Альфе, являясь их премиальным клиентом, банк проводил проверку в течение нескольких дней.

  • Сотрудники не предупредили, что заемщик может являться участником аферы, скорее всего, этого конечно и нет в правилах сотрудников, но с учетом, что подобные случаи происходят десятками за день, почему бы об этом не подумать?

Немного подробностей:  

От полиции:

Конечно, первым, что было сделано, это написано заявление в полицию. Следователь сообщил, что это 99% без вариантов, максимум повяжут какого-то дропа, на которого все это и повесят. Он будет должен весь остаток своей жизни, но никому не заплатит, потому что денег у него нет и не будет.

От адвокатов:

Алгоритм решения проблемы сводится к банкротству. Цена вопроса, со всеми накладными расходами, составляет 250–450 тысяч, после чего кредитор будет обязан списать долг заемщика. Тут опять же камень в риск-менеджмент ВТБ, ну то есть это нормально, что вы даете человеку кредит за 10 минут, после чего он просто вас на него кидает, объявляя банкротство?

О ситуации в целом:

При некотором желании в интернете находятся паблики, которые себя даже особо не скрывают, где можно совершенно спокойно купить sim-карты, персональные данные с ФИО, телефонами, остатками на счетах (их вероятно продают сами же сотрудники банков), фотографии документов в любых видах, найти рисовщиков, дропов и обнальщиков, есть даже люди готовые рассказать за вознаграждение о уязвимости антифрода банков. Тут вопрос ко всем участникам рынка, это типа ok?

О банке:

В отделении сказали виноват сам. Заявление об информировании о том, что заемщик взял денежные средства под давлением, брать отказались. Написал жалобу в ЦБ с запросом выполнить проверку в отношении отделения.

Зачем я это пишу

Хотелось бы, чтобы из этого сделал вывод кто-то еще, кроме меня. Помните, что если жертвой аферы не стали вы, им может стать ваш ближайший родственник и к сожалению только лишь бесед для защиты от этого, недостаточно.

Как же все же защитится

Прежде всего проблема комплексная, до тех пор серые схемы приносят деньги, черные колл-центры продолжают работать. Если даже у ваших близких нет больших сбережений, это совершенно не значит, что им нечего терять:

  • Купите родственникам 2 телефона, один кнопочный для смс, другой для звонков

  • Установите Whitelist для звонков

  • Если у родственников, смартфон запретите устанавливать приложения

  • Убедите не исползать WhatsApp, через него можно выполнить очень много вариантов фрода

  • Сотрите с карт все реквизиты, они не нужны чтобы платить и снимать деньги

  • Не поленитесь сходить во все офисы обслуживания топовых банков, где напишите на пожилого родственника запрет на кредиты, к сожалению централизованно это сделать нельзя до 1 марта 2025 года

  • Проверяйте ежегодно выписки из БКИ

© Habrahabr.ru