Телефонные мошенники. Действие первое, в котором мне любезно рассказывают о других мошенниках
Каждый слышал о современных телефонных мошенниках. Многие слышали о том, как вроде бы не глупые знакомые попадались на их удочки. Как не стать жертвой? Наверное, было бы полезно заранее знать сценарии таких «разводов», чтобы быть морально готовым. Не только не попасться на крючок. Но и суметь «поддержать беседу». Зачем отпускать сразу таких собеседников? Пускай немного помучаются, потратят время на, кажется, уже почти готовую жертву. Быть может, этой тратой времени вы сможет спасти пару реальных жертв этих поганцев.
Такие звонки мне поступают иногда. И надо сказать, всегда я сразу посылал таких звонящих. Но после прошлого, который случился примерно месяц назад, подумал, правильно ли я делаю? Решил попробовать в следующий раз сделать над собой усилие, провести более подробное «интервью». И сегодня этот следующий раз произошел.
В этом посте я привожу расшифровку первой части беседы. Аудио добавлю позже, как разберусь, как это лучше сделать. Если такой контент окажется интересным, вас ожидает еще три части. Где будет над чем поулыбаться.
Звонок мне поступил с номера +7 495 201–57–37. Я без понятия, сбербанковский это номер или нет. В нашей современной действительности это, кажется, уже не имеет никакого значения. Позже мне на WhatsApp приходило сообщение с номера +7 968 898–41–99 согласованным документом (блин, вот умора) о необходимости перевести мои средства на счет в самом защищенном банке России (и да, это не Сбербанк, по словам их же «сотрудников»). Но об этом всем в следующих частях.
В процессе общения «лже-Дмитрий» часто использовал мои имя и отчество для более проникновенной беседы. Все это я благополучно вырезал из аудио и текста. И так получилось довольно объемно. Так же в аудио были урезаны всякие паузы, охи и вздохи, которыми была щедро разбавлена наша беседа.
Все финансовые данные из разговора совершенно вымышленные и придумывались на ходу.
Целью первого звонка, очевидно, является втереться в доверие и подготовить почву ко второму «заходу в мозг». Итак.
— Меня зовут Дмитрий Кушнарев, служба финансового контроля Сбербанка.
— Так.
— Совершали ли вы вход в ваш Сбербанк-онлайн 7 минут назад с города Брянск?
— Нет, не совершал.
— Есть ли у вас круг лиц, которым вы передавали данные для входа в ваш Сбербанк-онлайн?
— Нет, нет такого круга лиц.
— В таком случае я фиксирую несанкционированный вход в ваш личный Сбербанк-онлайн. Сроком на 15 минут будут приостановлено обслуживание по вашим банковским картам.
— Так.
— На данный момент я буду заполнять вам заявку на установку двухфакторной защиты. А также мне необходимо задать вам несколько вопросов для того, чтобы мы могли знать, как произошла компрометация ваших данных. Скажите, возможно вы оставляли информацию по картам Сбербанка при осуществлении оплаты в интернет-магазинах?
— Нет.
— Часто ли вы пользуетесь общедоступными wi-fi сетями?
— Нет.
— Фиксирую данную информацию. Скажите, когда вы последний раз пользовались вашим Сбербанк-онлайн?
— Ну, позавчера наверно.
— Смотрите, я открыл выписку за предыдущих пять банковских дней. У меня отображается, что вход был совершен с трех различных мобильных устройств, два на базе андроида, один на базе айос. Каким из данных трех устройств пользовались непосредственно вы для входа в ваш Сбербанк-онлайн.
— Айфоном пользовался.
— Брали ли вы у третьих лиц устройства для входа в ваш Сбербанк-онлайн?
— Нет, не брал.
— В таком случае, айфон и андроид являются так же не санкционированными устройствами.
— Почему, если я им пользовался, айфоном?
— Извините, я обмолвился, два андроида являются несанкционированными. Смотрите, я их вписываю в финансовую претензию, для того, чтобы данные устройства были заблокированы для входа в ваш Сбербанк-онлайн. Скажите, когда вы в последний раз пользовались вашей дебетовой картой Сбербанка?
— Тоже наверно позавчера.
— Я понял. Скажите, сколько всего у вас активных банковских карт?
— В Сбербанке?
— Да.
— Три.
— Нам информация нужна, для того, чтобы я вас не спрашивал информацию по вашим картам, кодовое слово у вас не запрашивал, для того, чтобы я мог удостовериться, что вы действительно владелец данных карт и вам была установлена двухфакторная защита. То есть не переживайте, ничего компрометирующего я у вас не спрашиваю. Так же вам тоже не могу разглашать, даже если вы являетесь клиентом банка, это не в моей компетенции.
— Чего разглашать-то, я не понял?
— Информацию по вашим картам, например. То есть номер, срок действия, цвв и номер шестнадцать публичных цифр ни в коем случае никому не предоставляйте. Так же ваши паспортные данные и идентификационный номер.
— Так.
— Скажите, кредитными средствами от нашего банка вы пользуетесь?
— Нет.
— Сберегательные счета, вклады в нашем банке имеются?
— Имеются.
— Данная информация верна.
— Скажите пожалуйста приблизительный остаточный баланс по вашей карте visa дебетовый счет.
— Тысяч сорок наверное где-то.
— Тысяч сорок рублей, верно?
— Да.
— Одну секундочку, запрашиваю проверку данной информации. Ну… да, приблизительно сорок тысяч. В таком случае я передаю запрос на установку вам двухфакторной защиты. Скажите, ваши карты находятся при вас, верно?
— Да, конечно.
— Фиксирую данную информацию. Скажите, возможно вы осуществляли оплату безналичным расчетом в таких магазинах, как Монетка/Пятерочка/Магнит/Перекресток за последние две недели?
— Наверно нет.
— Я понял. Хочу, чтобы вы были предупреждены. В данных сетях магазинов действовали пару месяцев назад такие мошенники, как скиммеры, которые устанавливали считывающие устройства на терминалы либо банкоматы в данных сетях магазинов. Это как накладки, получается, либо на клавиатуру, либо на экран.
— На кассах что-ли?
— Нет, не на кассах. Возле касс на банкоматы устанавливали считывающие устройства, там накладная, повторяюсь, либо клавиатура, которая выглядит каким-то другим образом. Либо накладка, я забыл, туда, куда вставляют карты. Если она будет выглядеть не так, как обычно, пожалуйста, отойдите от этого банкомата и предупредите охрану в данном магазине. Так как были замечены пару месяцев назад, повторюсь, мошенники. Собственно поэтому был вынесен данный вопрос о финансовой претензии.
— Угу.
— На данный момент, скажите, есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы? Возможно, вам было что-то непонятно.
— Нет, спасибо, вы много советов очень дали. Я думаю, они пригодятся.
— Я понял, смотрите, на данном этапе я подал запрос на установку вам двухфакторной защиты, ожидайте связи старшего специалиста для обезопасивания ваших счетов. Так как в мою компетенцию, ну, собственно заполнить финансовую претензию и передать ее в службу безопасности банка. Для того, чтобы служба безопасности банка и осуществляла поиск третьих лиц по данным мошенническим устройствам. В течение завтрашнего дня, скорее всего, вам придет смс-оповещение, либо звонок от службы безопасности непосредственно о том, что были найдены данные люди. Вам необходимо будет явиться в банк для подписи финансовой претензии и для ознакомления со списком людей, которые посещали ваш сбербанк-онлайн. Вам необходимо будет с собой взять ваш паспорт, либо идентификационный код, права для удостоверения вашей личности.
— Угу.
— На данном моменте ожидайте связи с нашим специалистом, было приятно с вами общаться, всего доброго. Спасибо, до свиданья.