Технологические тренды, которые определят следующий год: обзор Web Summit 2021
Web Summit — самая крупная технологическая конференция в мире, которая ежегодно проводится в Лиссабоне, — в этом году прошла с 1 по 4 ноября и собрала 42 000 участников.
Представители российской компании 24TTL, которая разрабатывает инновационные ИТ-решения в сфере онлайн-ритейла, в третий раз посетили Web Summit. Своими наблюдениями о том, какой контекст объединяет IT-компании всего мира и какие тренды будут наиболее востребованы в самом ближайшем будущем, поделился основатель компании Юрий Шишкин.
Повестка Web Summit 2021
В 2021 году доклады и стартап-питчи всех участников конференции объединила общая концепция, связанная с устойчивым развитием и экологичным подходом в области производства, работы и даже взаимоотношений.
Очевидно, что такое влияние оказали те ограничения, с которыми столкнулся весь мир во время пандемии. Этот тренд активно обсуждался и упоминался участниками мероприятия на докладах и мастер-классах.
Можно выделить несколько ключевых направлений, которые получили наибольшее количество внимания участников, чаще всего звучали в выступлениях спикеров и обсуждались на воркшопах и мастер-классах:
финтех (FinTech);
медтех (MedTech);
метавселенная (Metaverse);
технологии AR/VR;
управление человеческими ресурсами в контексте удалённой работы и новой реальности;
продажа товаров через соцсети и во время прямых трансляций (social и live commerce).
Финтех
По сравнению с прошлым годом можно отметить, что со стороны технологического сообщества заметно снизился интерес к блокчейну и крипте по сравнению с 2019 годом. Но многие компании, занятые в области финтеха, говорили о своих продуктах в контексте транзакционной модели и искали способы сделать её наиболее быстрой, удобной и полезной в разных отраслях.
Примеры самые разнообразные: от решений в сфере туризма, позволяющих соединять напрямую гидов и потенциальных участников экскурсий, до более сложных инфраструктурных проектов, таких как оплата лицом, которые мы уже встречаем в России.
Так, голландская компания Mollie представила решения, которые помогают быстро интегрировать все основные способы оплаты, используя набор бесплатных плагинов. Также можно создать свой собственный платёжный продукт с помощью простого API. Очень востребованный инструмент для любого бизнеса.
Перспективный проект представила компания DAMP из Швейцарии. В эпоху повсеместной диджитализации, когда следить за активами становится сложнее, компания помогает пользователям собирать, контролировать и обрабатывать все виды активов. DAMP поставили себе амбициозную цель — стать лучшей в мире службой финансовой консолидации и мониторинга.
По субъективному впечатлению развитие финтеха в Европе несколько отстаёт от российского уровня. Всё, что мы уже давно видим, используем и считаем довольно привычной функциональностью, для европейских стартапов ― в зоне развития. В эту область инвестируют большие средства.
Медтех
В контексте жизни в условиях пандемии многие стали чуть больше думать и заботиться о своём здоровье, изучать его — это и стало точкой отсчёта для взрывного роста в области MedTech.
Явный тренд в этой сфере касается использования искусственного интеллекта в разработке софтверных решений в области медицины. Скоро широкую практику применения сможет получить софт, который сможет, например, по изображению или другим признакам определять кариес у пациента. Также IT-решения научатся не просто отслеживать жизненно важные параметры, но и поддерживать ментальное здоровье на новом уровне или выходить из алкогольной и наркотической зависимости.
Приведу пару примеров.
FindAir — медико-технологическая компания, которая предоставляет умные ингаляторы и телемедицинские системы для лечения астмы и хронической обструктивной болезни легких. Учитывая, что профилактика и правильно подобранное лечение могут повысить безопасность пациентов и общее качество жизни, компания разрабатывает продукты и содействует исследовательским программам, направленным на развитие искусственного интеллекта, который может точно предсказывать обострения астмы. Врачи могут лечить своих пациентов дистанционно, предоставляя помощь тогда, когда она необходима, благодаря постоянному доступу.
Sober One хочет помочь миллионам людей по всему миру преодолеть алкогольную зависимость и изменить свою жизнь к лучшему. Разработчики изучили, собрали в приложении современные научные модели изменения поведения и связывают зависимых людей с нужными ресурсами, предлагая чёткие планы и персональные тренинги для восстановления контроля над зависимостью.
Также большое внимание в сфере медицины сегодня уделяют технологиям в области тестирования людей. Запомнился японский стартап Mirai Genomics, который производит мини-лаборатории размером 20×20 см, которые позволяют проводить полноценное тестирование людей по самым разным параметрам.
Метавселенная
Тема «другой (ая) я», или цифровой двойник — digital self — получила очень широкое распространение, особенно в контексте массового перехода на удалённую работу и необходимость проводить большое количество виртуальных презентаций и мероприятий. Да и Facebook своим недавним ребрендингом только укрепил этот тренд. Свою метавселенную недавно представила и компания Microsoft.
Если говорить про прикладные решения, к которым уже сегодня мы можем получить массовый доступ как пользователи, то по факту это всё ещё только интересная концепция. Первопроходцами в этой отрасли выступают Meta (Facebook) и Microsoft. В целом же вход в эту сферу пока достаточно сложный, но есть все предпосылки того, что за ней большое будущее с точки зрения возможностей для развития различных стартапов.
Компания Meta (Facebook) представила свою миссию — создание микса реальной и виртуальной вселенной, в которой будет всё, что окружает пользователя как физически, так и удалённо. На первом этапе для реализации этой концепции будут использоваться MR-очки, а затем, возможно, это будут линзы или более компактные решения, через которые мы сможем воспринимать дополненную реальность. Учитывая уровень финансовых вложений, которые Meta вкладывает в разработку метавселенной, нас всех может ждать технологический прорыв в самом близком будущем.
Прорывом уже сегодня можно назвать развитие направления NFT (невзаимозаменяемый токен) и цифрового искусства — как части метавселенной, которое активно входит в нашу жизнь и распространяется быстрее, чем Интернет в своё время.
Например, Exclusible — онлайн-платформа для NFT, разработанная люксовыми брендами в сфере моды, часов, ювелирных изделий, красоты и автомобилестроения. В эпоху осознанного потребления Metaverse открывает новые игровые площадки для крупных брендов, позволяя им создавать коллекции на основе цифровых активов и устанавливать связь с новым поколением Web3-пользователей.
Сумку от, например, Gucci скоро можно будет купить и для своего виртуального персонажа
Или такой проект, как ArtPool — маркетплейс NFT, который объединяет мир искусства и метавселенную и помогает любителям искусства поддерживать художественные проекты по всему миру с помощью покупки NFT известных кураторов арт-площадок и художников. Миссия площадки — помочь художественным организациям получить устойчивую финансовую стабильность.
Искусство как украшение виртуального мира
AR/VR
К предшественникам метавселенной можно отнести технологии дополненной и виртуальной реальности. И в этих областях уже есть прикладные решения, которыми многие пользуются уже сегодня.
С учётом сферы деятельности нашей компании мы интересовались преимущественно решениями для онлайн-ритейла. Несколько компаний из России, Израиля, Франции, Польши представляли решения для создания виртуальных примерочных — возможности ближе познакомиться с товаром до покупки. Заметный тренд в этой области связан с оцифровкой товаров.
Уже есть технологии, которые позволяют с помощью смартфонов фотографировать товары, превращать их в 3D-объекты для представления в виртуальной и дополненной реальности. Это большой прорыв для сферы электронной коммерции — с учётом того, что раньше на решение этой задачи уходило намного больше времени. Такие решения появились благодаря развитию нейронных сетей и улучшению качества съёмки.
В области виртуальной реальности ключевой тренд — наблюдение за объектами. Продолжают совершенствоваться всевозможные датчики: уменьшаются их размеры, появляется более удобный софт для взаимодействия с объектами.
Интересные примеры применения AR/VR есть в категории моды. К ним можно отнести WEARFITS ― решение для виртуальной примерки и подбора размера на базе дополненной реальности, трёхмерного моделирования и машинного обучения. С помощью этого решения пользователь получит улучшенный опыт онлайн-покупок, что поможет брендам и ритейлерам увеличить продажи и сократить количество возвратов. Решение работает как в мобильных приложениях, так и на веб-сайтах.
Похожее решение предлагает и московский стартапTexel Moda ― разработчик программного обеспечения для виртуальных примерочных на основе искусственного интеллекта и уникальном наборе данных 3D-моделей всего тела.
Решение позволяет примерить товар и получить консультацию по размерам для ecommerce в сфере моды. Оно помогает улучшить пользовательский опыт, конверсию сайта и снизить процент возврата товаров.
Виртуальная примерка доступна не только в мире моды. Так, мы в 24TTL уже давно реализовали возможность взаимодействия пользователей с AR-моделями различных товаров. Всего в один клик можно посмотреть, как будет выглядеть бытовая техника в конкретном интерьере.
HR-вопросы
Широко обсуждались темы, которые связаны с переосмыслением роли офисов, взаимодействия сотрудников в контексте гибридных и удалённых форматов работы, постановки задач и контроля их выполнения.
Инициаторами этих тем были большие компании, например, одной из них была Amazon. Бизнес заинтересован в поиске решений, которые позволят повысить эффективность коммуникаций без существенного увеличения затрат.
Большое количество участников дискуссий склонялись к мнению, что основной состав команды ― топы, руководители направлений и менеджеры ключевых проектов ― должны быть рядом, на расстоянии вытянутой руки. Даже звучали такие термины, как «правильная химия» в командах.
Компании, переживающие период бурного роста, в том числе и стартапы, отмечали, что удалённая работа ― выход на период ограничений, но эффективность команды в целом снижается.
Много времени сотрудники компаний проводят в различных средствах дистанционного общения и мессенджерах. И конечно, появляются стартапы, которые стремятся сделать эти инструменты и сам формат удалённого взаимодействия более удобными и даже приближенными к реальности.
Так, на Web Summit были представлены проекты, которые создают единую цифровую среду, в которой можно выбрать собеседника, чтобы обсудить с ним какой-то вопрос лично, условно «пошептаться» с помощью приватных голосовых чатов, а затем вернуться в общий разговор. При этом общая дискуссия на фоне может продолжаться без каких-либо помех. И поскольку очевидно, что удалённый формат работы с нами надолго, этот тренд будет получать всё более широкое распространение.
Продажа товаров через соцсети и во время прямых трансляций
Во всём мире продолжает развиваться тема, связанная с продажами через инфлюенсеров и в прямых эфирах на популярных площадках, таких как Instagram и TikTok. Мы на пороге новой эры в сфере электронной коммерции, которая поможет совместить социальное взаимодействие, развлечения и знакомство с товарами.
Пока нет данных о реальной выручке в европейской и американской части рынков с помощью инструментов Live Commerce. Все прогнозы строятся на основе потенциала развития этой отрасли.
По ожиданиям участников, в 2023 году объём продаж на американском рынке в сегменте Live commerce составит 23 млрд долларов.
Успешные примеры уже есть на азиатских рынках. Так, например, в октябре 2021 года в 12-часовом прямом эфире китайский инфлюенсер Остин Ли продал товаров на $1,8 млрд (11,5 млрд юаней). Параллельно в тот же день продвигала товары и известная блогерша-стример Вия — сумма продаж за 14 часов составила $1,3 млрд долларов (8,5 млрд юаней).
Вместе инфлюенсеры продали товаров на $3,1 млрд (20 млрд юаней) — за половину дня. Источник: Kung Fu Data
Вот как выглядит топ-15 категорий товаров, которые хорошо продаются в Китае во время прямых трансляций (на март 2021 года):
Среди лидеров продаж — закуски, одежда, средства по уходу за кожей, косметика. Источник: eMarketer
По оценке eMarketer, в 2021 году объём китайского рынка ecommerce с помощью прямых трансляций составит порядка $300 млрд, а к 2023 году более 45% онлайн-покупателей старше 14 лет будут приобретать товары в прямых эфирах.
Конкурс стартапов
В течение всего Web Summit проходил конкурс стартапов, финалисты которого получают возможность рассказать о своём проекте с главной сцены. Это помогает им стать более заметными для потенциальных инвесторов, коллег по всему миру и позволяет получить большой отклик в СМИ.
Если вернуться к самой обсуждаемой участниками Web Summit теме экологичности и устойчивого развития, то примечательным будет тот факт, что финалистом конкурса стартапов стала компания Smartex.AI. Они разработали решение на основе искусственного интеллекта, которое позволяет определять брак при производстве одежды, что помогает снижать не только затраты на производство, но и уменьшать загрязнение окружающей среды.
Резюмируем
Если подводить итоги конференции, то, безусловно, Web Summit должен быть в списке мероприятий для обязательного участия всех стартапов.
С учётом опыта посещения других международных конференций и мероприятий хочу отметить особенную энергетику Web Summit. Это именно тот случай, когда количество переходит в качество. Благодаря тому, что на одной площадке находится большое количество представителей компаний со всего мира, удаётся уловить те самые тренды и контекст, в рамках которого мы все развиваемся. Как будто попадаешь в большую базу знаний, которая помогает заглянуть в ближайшее будущее, чтобы яснее увидеть и оценить перспективы.