Технические иллюстрации прошлого

Привет, Хабр! Качественными фотографиями высокого разрешения уже никого не удивишь. Мы привыкли видеть их в интернете и печатных изданиях. Например, вот гора Монблан, на которой можно разглядеть чуть ли не каждую снежинку. Особенно интересны научные иллюстрации, которые делаются микроскопами и телескопами с высокой степенью детализации. А как это делали пару столетий назад, когда и фотография была недостаточно развита, и создавать иллюстрации было несколько труднее?

А тогда в ходу были гравюры. Только к середине 19-го века появились первые фотографии астрономических объектов, которые стали использовать и в научных целях. Но традиция рисунка с натуры долгое время конкурировала с фотографированием, поскольку позволяла выделять существенные черты объекта, показать его более наглядно, чем это могла сделать фотография.

Предлагаю посмотреть на замечательные научные иллюстрации, которые использовались в научных книгах 19-го века.

Метеоритный дождь

Автор Этьен Трувело (Étienne Léopold Trouvelot), книга The Trouvelot astronomical drawings manual, год публикации 1882Автор Этьен Трувело (Étienne Léopold Trouvelot), книга The Trouvelot astronomical drawings manual, год публикации 1882

Этьен Трувело опубликовал несколько десятков работ по астрономии и создал около семи тысяч рисунков различных астрономических явлений. При зарисовке с телескопа он использовал приём с сеткой в поле зрения окуляра, и по ней рисунок наносился на разлинованную бумагу — в этом один из секретов фотографической точности зарисовок Трувело.

В 1882 году он выпустил атлас для широкой публики The Trouvelot Astronomical Drawings, котором было 15 изображений, иллюстрировавших основные классы небесных объектов и явлений. Атлас раскупался неимоверно быстро, хотя стоил 125 долларов. За эти деньги можно было купить билет первого класса на «Титаник».

Для создания иллюстрации метеоритного дождя использовалась технология хромолитографии. На пластине запечатлён метеоритный поток Леониды, который наблюдался между после полуночи и до 5 часов утра в ночь с 13 на 14 ноября 1868 года. Тогда можно было увидеть до 1000 небесных объектов в час. Иллюстрация сопровождалась следующим описанием:

В 1866, 1867 и 1868 годах в ночь на 13 ноября наблюдались необычные метеоритные явления. В последний упомянутый день, у меня была возможность наблюдать замечательный поток падающих звезд, все характерные точки которого я попытался изобразить на пластине XII. Мои наблюдения начались вскоре после полуночи и продолжались без перерыва до восхода солнца. За этот промежуток времени в той части неба, которая была видна из северного окна моего дома, наблюдалось более трех тысяч метеоров. Максимальная интенсивность наблюдалась между четырьмя и пятью часами, когда они появлялись со средней скоростью 15 в минуту. В целом падающие звезды были довольно большими, многие из них превосходили Юпитер по яркости и видимому размеру, а некоторые даже превосходили Венеру и были настолько яркими, что непрозрачные объекты отбрасывали сильную тень во время своего полета. Многие оставили после себя светящийся шлейф, который оставался видимым более или менее долго после того, как ядро ​​исчезало.

Сатурн

Автор Этьен Трувело, книга The Trouvelot astronomical drawings manual, год публикации 1882Автор Этьен Трувело, книга The Trouvelot astronomical drawings manual, год публикации 1882

Трувело был убеждён, что «камера не может заменить человеческий глаз, который — при определенной тренировке способен запечатлеть самые тонкие детали структуры небесных тел». Поэтому отказывался от астрофотографии, сохраняя верность своему способу изображения научных данных.

В книге The Trouvelot astronomical drawings manual он опубликовал пластину, на которой литографическим способом показал планету Сатурн с её кольцевой системой под небольшим углом. Так планету видели астрономы 30 ноября 1874 года в 17–30. Иллюстрация сопровождалась следующим описанием:

Сатурн, видимый невооруженным глазом, сияет в ночи, как звезда первой величины, чья тусклая мягкая белизна, однако, далека от сияния Венеры или Юпитера, хотя иногда он приближается по яркости к Марсу. Сатурн почти никогда не демонстрирует явления сцинтилляции или мерцания — особенность, которая делает его легко различимым среди звезд и небесных планет.

Великая комета 1881 года

Автор Этьен Трувело, книга The Trouvelot astronomical drawings: atlas, год публикации 1881-1882Автор Этьен Трувело, книга The Trouvelot astronomical drawings: atlas, год публикации 1881–1882

«Большая комета 1881 года» — это комета C/1881 K1, или комета Теббутта. Ближе всего к Земле на расстояние 40 млн км она подошла 20 июня 1881 года. Она движется по вытянутой эллиптической орбите, сильно наклонённой к плоскости орбиты Земли, и её период обращения оценили в 2600 лет. Объект облака Оорта.

В своём атласе Трувело изобразил комету во время движения по ночному небу возле обсерватории. Иллюстрация сопровождалась следующим описанием:

2 июля 1881 г., в 9 часов, ядро ​​кометы 1881, II., появилось резко очерченным, ярким и значительно уплощенным в поперечном направлении. Но через полчаса оно значительно увеличилось и стало настолько рассеянным, что его едва можно было отличить от комы, с которой оно постепенно смешивалось. Возможно, стоит упомянуть, что в то время, когда было сделано это последнее наблюдение, было видно северное сияние. Комета 1881, III, претерпела другие очень важные изменения своего ядра, комы и хвоста. 25 июня ядро, которое было ярким и четко очерченным, было украшено четырьмя яркими расходящимися коническими крыльями света.

Море Влажности

Автор Этьен Трувело, книга The Trouvelot astronomical drawings manual, год публикации 1882Автор Этьен Трувело, книга The Trouvelot astronomical drawings manual, год публикации 1882

Табличка с видом на знаменитое море Влажности (Mare Humorum), лунную базальтовую равнину, образованную древними вулканическими извержениями. Исследователи считают море Влажности довольно интересным образованием с точки зрения науки, поскольку оно позволяет понять процессы формирования других лунных морей под воздействием тектоники бассейнов и эволюцию масконов — областей лунной коры с гравитационными аномалиями. Автор описывает это следующим образом:

«Mare Humorum», или, как его называют, море Влажности, является одной из малых серых лунных равнин. Её диаметр, почти одинаковый во всех направлениях, составляет около 270 миль, а общая площадь этой равнины составляет около 50 000 квадратных миль. Это одна из самых отчетливых равнин Луны, и её легко увидеть невооруженным глазом на левой стороне диска. Дно равнины, как и других лунных равнин, пересечено несколькими системами протяженных невысоких холмов и хребтов, на поверхности разбросаны небольшие кратеры.

Для сравнения — современная фотография Mare Humorum.

Пароход La Champagne

Автор Victor Rose, книга Les merveilles de la science, приложение 1, год публикации 1887Автор Victor Rose, книга Les merveilles de la science, приложение 1, год публикации 1887

«La Champagne» был построен в 1886 году для французской судоходной компании Compagnie Générale Transatlantique. Он и однотипный корабль, «Bretagne» были первыми комфортабельными французскими лайнерами. Обслуживал североатлантические линии, перевозя 390 пассажиров первого класса, 65 второго и 620 третьего. Был оснащён тремя двигателями, которые приводили в движение одновинтовой гребной винт диаметром 7 м. Он мог развивать скорость 17,5 узлов (32 км/ч) и выполнять трансатлантический переход между Гавром и Нью-Йорком за семь с половиной дней. Во время стоянки на якоре 28 мая 1915 г. корабль был выброшен на берег , где и разрушился.

Гравюра на дереве показывает поперечный срез машинного отделения парохода. Можно увидеть, как двигатель поднимается до уровня главной палубы, а все уровни заполнены механиками, горничными и пассажирами в каютах и ​​на палубе. Некоторые элементы пронумерованы, а ниже приведено их описание.

a. Малый цилиндр. b. Большой цилиндр. c. Приводной вал. d. Изгиб ведущего вала. e. Шатун. f. Шток поршня. g. Конденсатор. i. Устройство для управления переключением передач вперёд и назад.

Паровой двигатель Corliss Beam

Автор Norman, книга Appletons' cyclopaedia of applied mechanics, том 1, год публикации 1880Автор Norman, книга Appletons' cyclopaedia of applied mechanics, том 1, год публикации 1880

Автор сопровождает сделанную путём гравировки по дереву иллюстрацию следующей записью:

Изобретение двигателя Corliss олицетворяет новую эпоху в конструировании паровых двигателей, а история его появления имеет поразительную аналогию с насосным двигателем, изобретенным Ваттом. Как и Ватт, мистер Корлисс был удовлетворен тем, что заменил старые формы двигателей своим более совершенным устройством и получил в качестве оплаты стоимость части сэкономленного угля. Как и Ватт, он вскоре обнаружил, что владельцы заводов не желают давать ему правдивые отчеты о полученной экономии. Теперь, когда срок действия патента истек, двигатель Corliss и его модификации приняты в качестве стандартной конструкции двигателестроителями в этой стране, и он вытеснил за границу почти все другие концепции.

Как двигатель выглядит сейчас.

Тростниковый орган Peloubet & Pelton

Книга Appletons' cyclopaedia of applied mechanics, том 2, год публикации 1880Книга Appletons' cyclopaedia of applied mechanics, том 2, год публикации 1880

На созданной благодаря деревянной гравюре иллюстрации можно увидеть тростниковый орган, изготовленный компанией Peloubet, Pelton, & Co. Очень дорогое и редкое устройство из Нью-Йорка. Кстати, в 2019 году такой же орган отреставрировали.

Кузница компании Derosne and Cail, Гренель

Автор Edmond Morin, книга Les grandes usines, том 2, год публикации 1869Автор Edmond Morin, книга Les grandes usines, том 2, год публикации 1869

Компания Derosne & Cail действовала на протяжении большей части девятнадцатого века под разными названиями и с разными владельцами. Её основная деятельность заключалась в строительстве сахарных заводов, железнодорожных локомотивов и металлических мостов. После пожара на заводе Chaillot в 1865 году кузница Grenelle осталась единственной действующей в ​​Париже. Компания Cail упоминается в книге Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» как производитель деталей для подводной лодки «Наутилус».

Вид на кузницу компании Derosne & Cail: рабочие нагревают и стучат молотком по металлическим деталям или работают с отбойными молотками в большом и шумном цехе. Изображение создано с помощью технологии гравировки на дереве.

Механизм для бурения в туннеле Мон-Сени

Автор неизвестен, книга Les nouvelles conquêtes de la science, том 2, год публикации 1867Автор неизвестен, книга Les nouvelles conquêtes de la science, том 2, год публикации 1867

Бригада рабочих работает на бурильном станке для проходки железнодорожного туннеля Фрежюс (также известного как туннель Мон-Сени) протяженностью 12,2 километров. Бурение началось в августе 1857 года, и движение по нему открылось в сентябре 1871 года.

На деревянной гравюре, с которой сделана иллюстрация, демонстрируется работающая на сжатом воздухе машина, которая была разработана для бурения скальных пород. Бригаде потребовалось шесть часов, чтобы пробурить от 90 до 100 скважин шириной 4 см и глубиной 80 см. Часть скважин заполнялись взрывчаткой, а затем одновременно подрывались. В результате получалось расширить отверстие в среднем до 70 см в глубину, 99 см в ширину и 40 см в высоту.

Водяной насос на Сене

Автор P. Broux, книга Les merveilles de l'industrie, том 3, год публикации 1873Автор P. Broux, книга Les merveilles de l’industrie, том 3, год публикации 1873

Иллюстрация показывает интерьер водяного насоса в Шайо, ныне являющейся частью Парижа. Он располагался недалеко от площади Альма и забирал воду из Сены, которая затем подавалась ​​в цистерны холма Шайо. Первоначально насос приводился в действие двумя двигателями Ньюкомена, названными «Константин» и «Августин» в честь инженеров проекта Жака-Константина и Огюста-Шарля Перье. Насос эксплуатировался с 1781 по 1900 год. Исходник — деревянная гравюра.

Машина для получения бумаги

Автор P. Broux, книга Les merveilles de l'industrie, том 2, год публикации 1873Автор P. Broux, книга Les merveilles de l’industrie, том 2, год публикации 1873

В 1680 году голландцы изобрели машину для получения волокнистой массы, из которой можно было сделать бумагу. Устройство заменило штамповые мельницы для подготовки целлюлозы, потому что могло производить за один день тот же объём целлюлозы, что и штамповочная фабрика за восемь дней. На бумажных фабриках механизм, изображённый на иллюстрации, использовался для перемалывания ветоши в воде до тех пор, пока она не превращалась в целлюлозу, которая позже в процессе коагуляции превращалась в листы бумаги. Устройство, изображённое на деревянной гравюре, также известно как Hollander.

Остеография

Автор J. Bisbee, книга Systematized anatomy, or Human organography, год публикации 1837Автор J. Bisbee, книга Systematized anatomy, or Human organography, год публикации 1837

На созданной с помощью литографии пластине изобразили человеческий скелет и подробные изображения позвонков, позвоночника, таза, грудной клетки, ступней, рук и т. д. Детализированное и очень качественное изображение позволяло лучше учить молодых врачей того времени.

Выставка электрооборудования

Автор неизвестен, книга «Издание Нового универсального иллюстрированного энциклопедического словаря», год публикации 1885Автор неизвестен, книга «Издание Нового универсального иллюстрированного энциклопедического словаря», год публикации 1885

Деревянная гравюра позволила сохранить до наших дней вид на помещение, в котором проходила часть Международной выставки электрических устройств. Выставка состоялась в Париже в 1881 году в снесенном теперь Palais de l’Industrie. Одновременно в Париже проходил Международный конгресс электриков.

В Международной электрической выставке приняли участие Великобритания, США, Германия, Италия, Нидерланды и Франция. На выставке была продемонстрирована первая динамо-машина Зеноба Грамма. Томас Эдисон представил запатентованную им лампу с угольной нитью. В одном из залов играл стереофонический театрофон. Вернер фон Сименс представил первый электрический трамвай, Александр Белл — первый коммерческий телефон. Марсель Депре продемонстрировал электрическую распределительную сеть, Густав Труве — экспериментальный электромобиль.

Гидроцикл

Автор Joseph Burn Smeeton, книга Les récréations scientifiques, год публикации 1884Автор Joseph Burn Smeeton, книга Les récréations scientifiques, год публикации 1884

На изображении, полученном с деревянной гравюры, изображён мужчина на гидроцикле, который едет по озеру. Он машет фуражкой рулевому и экипажу гребной лодки, тренирующемуся на некотором расстоянии. Этот гидроцикл описывается автором следующим образом:

Имеются две полые жестяные «поплавки» цилиндрической формы, сужающиеся на концах. Эти поплавки соединены платформой из очень легкого дерева, на которой поднимается сиденье рабочего, а под ней находится механизм для приведения в движение велосипеда. Движущая сила очень проста и соответствует силе, используемой для приведения в движение велосипеда по суше ногами гонщика, причем колесо водного велосипеда снабжено лопастями. Рулевой механизм, которым легко управлять с помощью шнура, дает велосипедисту полный контроль над машиной, а рулевое управление осуществляется с помощью ручки, аналогичной той, которую велосипедист использует для поворота машины, на которой он едет.

Больше примеров можно увидеть на сайте старых книжных иллюстраций.

© Habrahabr.ru