«Таких моментов я не то что не помню, а даже не припоминаю!»

Как мы написали сервис, который принесет демократию в мир спорта, пива и телевизора

804dae8ec75f4a0c9cb9a0477536217b.jpg

Для телеканалов, да и вообще для всех, кто проводит трансляции, мы написали новый сервис — «Виртуальный комментатор». Суть его в том, что любой зритель может стать комментатором, если позволит владелец трансляции. Зрители, которые хотят просто смотреть, переключают комментаторов в реальном времени и слушают того из них, кто покажется интересным. Никаких специальных средств участникам процесса не понадобится — только ноутбук и открытый браузер.

Комментирование у нас можно назвать национальным видом спорта. Неспроста среди героев «Нашей Раши» появился Сергей Юрьевич Беляков, житель Таганрога, который очень любит разговаривать с телевизором — тоже, своего рода, «виртуальный комментатор». Вспомните также Ивангая — видеоблоггера родом из украинского села, который дурачится перед камерой и эмоционально комментирует геймплей. Число просмотров его роликов перевалило 1,5 млрд!

Мы верим, спорт будет всегда (и киберспорт тоже), комментаторов-самородков множество, и сервисы для них — очень перспективная штука.

Про историю

Идею «комментатора» нам подали менеджеры одного крупного телеканала, и ситуацию, когда одного комментатора подменяет другой вообще можно назвать классической. Такое случилось даже на итоговом матче Кубка вызова в феврале 1979 года, который считается одним из важнейших матчей за всю историю хоккея. Тогда легендарного комментатора Николая Озерова, вещавшего из Нью-Йорка, заменил в Москве молодой Евгений Майоров, который незадолго до этого был игроком.

История с Озеровым и Майоровым вскрылась недавно, советским зрителям никто о ней не рассказал. Впрочем, бывалый болельщик и без этого вспомнит не один подобный случай, когда связь с местом события прерывается, и трансляцию ведет другой человек из студии. Другое дело, когда автор трансляции предоставляет зрителям выбор, кого из комментаторов слушать, а зрителям из народа предоставляет возможность комментировать самим — вот такого, пожалуй, еще не было.

Про технологию

Кажется, что заменить один звуковой поток другим — совсем несложно, и ничего особенного мы и не придумали, но это не так. Даже над совсем простыми, на первый взгляд, задачами с синхронизацией аудио и видеопотоков приходится иногда поломать голову.

У нас, например, был такой кейс: на конференциях с иностранными спикерами нужно было передавать и проигрывать в сети синхронный перевод на несколько языков. Мы применили такое решение: перевод был на два языка, и мы записывали его в формате стерео — на правой звуковой дорожке был один язык, на левой — другой. В таком виде поток передавался в интернет, а перед проигрыванием в плеере наш софт его перекодировал и превращал в два потока моно, между которыми можно было переключаться. Когда конференцию переводили на большее число языков, мы передавали больше потоков и проигрывали их в нескольких плеерах.

Во время работы над «Виртуальным комментатором» решалась другая техническая проблема. Есть так называемый мастер-поток — это картинка, которую видят все зрители. Задача была — получить от комментаторов аудиопотоки и смикшировать с мастер-потоком, выдавая зрителям результат. Однако скорость интернета и компьютеры у всех разные, и аудио неизбежно доходит с задержкой по отношению к мастер-потоку. Сложность заключается в том, что задержка каждый раз разная.

Синхронизация аудио и видеопотока — это то, ради чего, собственно, и создавался сервис. Если бы не эта технология, то у телеканалов был бы резон создавать собственный. Настроить множество аудио и видеопотоков так, чтобы у всех зрителей картинка отображалась в одно и то же время — непростая задача, на которую ушло много времени.

«Результирующий» поток в любом случае будет транслироваться с задержкой. Но что поделать, задержка в трансляциях есть даже при аналоговом вещании. В комментаторских кабинках на футбольных стадионах, помимо монитора, который отображает изображение с камеры, часто устанавливают еще один монитор — с так называемой «обратной картинкой». Комментатор видит на нем видеопоток, уже вышедший в эфир, который уже смотрят телезрители. Это связано с тем, что графика накладывается на видео не на стадионе, а в телецентре. Так вот, изображение на этом мониторе, по словам комментаторов, опаздывает примерно на 5–6 секунд.

Про оборудование

Какое еще оборудование стоит у профессиональных комментаторов? Большой микшерный пульт, на котором можно отрегулировать уровень шума на стадионе и громкость своего голоса по отношению к этому шуму. Два монитора, про которые сказано выше, и еще один — на нем отображается статистика — процент результативных ударов по воротам, какой игрок сколько пробежал и все в таком духе. Еще есть микрофон, наушники.

Кто-то берет с собой в кабину комментатора бумагу, где написаны составы команд и информация, кто травмирован или дисквалифицирован. Так делает, например, футбольный комментатор Василий Уткин. А известный кибреспортивный комментатор ReDeYe, советует вешать перед собой лист со словами, которые употребляешь чаще всего, и списком синонимов напротив каждого, чтобы разнообразить свою речь. В общем, лишние гаджеты комментаторы-профи не любят.

Для работы в «Виртуальном комментаторе» нужен просто какой-нибудь ноутбук с доступом в интернет и, при желании, внешний микрофон, но можно пользоваться и встроенным. Комментатор получает от организатора трансляции две ссылки, логин и пароль. Первая ссылка — это доступ к веб-интерфейсу, который является флеш-приложением (на компьютере должен быть Adobe Flash Player). Приложение захватывает голосовой поток и отправляет его на сервер для обработки. Вторая ссылка — как раз адрес для отправки.

У организатора трансляции есть доступ к «админке», которая тоже открывается в браузере. Там он может подключать и отключать комментаторов. Ему тоже не нужно никакого оборудования кроме компьютера.

Про перспективы

Нам кажется, телеканалы и другие трансляторы спортивных мероприятий сильно выиграют от использования сервиса. Функция выбора комментатора может вполовину увеличить число зрителей матча. Ведь комментатор очень много значит, когда выбираешь между каналами, где транслируют одно и то же мероприятие.

Посмотрите на футбольных комментаторов — как правило, именно на них ориентируются все остальные. Кому-то больше понравится аналитический подход Юрия Розанова, кому-то чрезмерно эмоциональное ведение матчей от Георгия Черданцева (известен своими «О-хо-хо-хо!» и «Ля-ля-ля!» в прямом эфире), кому-то юмор и самолюбование от Василия Уткина (предложил себя «испеппелить», когда перепутал футболиста Пеппе с другим игроком), кому-то больше по душе «идеальный комментатор» Владимир Стогниенко, у которого всего в меру. Лично мне по нраву мэтр комментаторского цеха Геннадий Орлов и Виктор Гусев, который придерживается «золотой середины» между эмоциями и аналитикой. Выбор комментатора бывает не менее важным, чем выбор команды, за которую болеть, особенно если матч унылый.

Если же телеканалы разрешат участвовать в комментировании спортивных событий не только профессионалов, но и любителей, набивших руку в Periscope, Facebook Live или Projector, то мы, возможно, в мире диванного спорта появятся новые имена. Спортивный комментатор ведь очень консервативная профессия. В советское время «главный комментатор» в стране, пожалуй, был один вначале это был легендарный Вадим Синявский, заложившего жанр спортивного репортажа, затем — Николай Озеров. Вот и сейчас комментаторы стали элитой — узким кругом людей, выросших, в основном, из коллектива телеканала НТВ+. Может быть, пришло время для демократии?

© Habrahabr.ru