Так офисы или удаленка, Яндекс?

В своей прошлой статье я делился первыми впечатлениям о работе в Яндексе. И, совершенно внезапно, получил шквал комментариев плюс-минус на одну тему.

Почему в Яндексе нет удаленки??? Почему сотрудников последовательно и упорно заставляют работать из офиса? Неужто в Яндексе окопались эффективные манагеры, которым важно стоять за спиной своего подчиненного и следить, чтобы он работал?  

Давайте разберем этот вопрос поглубже. 

Вид с моего нового рабочего места

Вид с моего нового рабочего места

Для начала о главном. 

Формально, у каждого сотрудника есть выбор из трех режимов работы: офисный (4–5 дней работаешь из офиса с закрепленным столом), гибридный (2–3 дня из офиса), удаленный (​​скорее исключение по договоренности с командой).

Офис приписки очень примерно показывает, где можно поймать человека в отдельные моменты времени. По моим ощущениям, к своему месту не приколочен гвоздями почти никто. Скажем, то, что Олег Плотников работает в офисе «Аврора» значит лишь то, что Олег Плотников живет в Москве и в одном из офисов за ним закреплен стол. Больше это не значит ничего.

Большинство сотрудников работают в гибридном режиме. Три дня с места, два из дома. При этом «место» — это вообще любое место в любом офисе. 

Олег Плотников может неожиданно начать работать из кабинета коллег в офисе «Красная Роза». Или даже выйти на созвон из Челябинского «Бовида». В теории, он может с тем же успехом оказаться в локации Еревана или Белграда. 

А еще Олег Плотников может выйти из-под vpn. Это значит, что сегодня он решил остаться дома. Или по какой-то причине работает вне офиса. 

Но Олег Плотников хотя бы куда-то приписан. И если долго караулить у его рабочего стола, рано или поздно он там появится. 

А вот у Маши Умниковой закреплен дистанционный режим работы. Она — как раз тот самый удаленщик о которых шла речь в начале статьи. Дистанционный режим в Яндексе все же существует.

Но.

Но, глупо отрицать общую тенденцию возвращения сотрудников в офис, ведь:

  • Кофепойнты только в офисах.

  • Компенсация питания только в районе офисов.

  • Бесплатные тренажерки в офисах.

  • Даже при гибридном режиме сотрудника стараются привязать к какому-то офису, пусть даже региональному или хабу (хаб — это когда в других странах). И 2–3 дня в неделю надо работать из офиса, а не из дома.

  • Полная дистанционка — опция далеко не для всех, а лишь в некоторых случаях.

Спорт за этой дверью

Спорт за этой дверью

Возвращаемся к вопросу в начале статьи. Получается, «эффективные манагеры» позволяют взять денек-другой удаленно и некоторым даже разрешают дистанционку. Но глобально очень хотят затянуть сотрудника на его рабочее место?

Нет. Ведь все эти истории про плюшки — они в ЛЮБОМ офисе. В небольших региональных может не быть чего-то отдельного, типа тренажерки, но в данном случае это не главное. Главное, что приехать в чужой офис — это не наказуемо. Более того. Там стараются создать условия, вроде коворкингов или системы брони свободных столов. Т.е. возможность максимально комфортно работать не со своего места. И этот день засчитывается за офисный.

В сухом остатке получаем следующее. 

Сотрудники перемещаются по офисам, где они едят, тренируются, безнаказанно пьют кофе литрами. Неважно, их ли это порт приписки или нет. 

Сотрудники остаются дома. 

Руководители сотрудников перемещаются по офисам. 

Руководители сотрудников остаются дома. 

В таких условиях максимально сложно «эффективно манагерить» за спиной сотрудника 24/7. 

Добавим еще штрих. Есть распределённые команды по региональным офисам или хабам. Разраб сидит в Нижнем Новгороде, проджект в Москве, а дизайнер в Ереване — вполне обычное дело.

Тут волей-неволей научишься отслеживать не действия человека, а эффективность выполнения им рабочих задач. 

Но если все так, почему бы не дать всем людям работать удаленно? Зачем строить штаб-квартиру за полмиллиарда долларов? Зачем арендовать региональные офисы и хабы?

Тут надо понять два момента. Правовые моменты и общую культуру компании. 

Давайте про это поговорим. Есть несколько причин, почему офисная работа в некоторых компаниях поощряется.

1. Правовая сторона

О ней постоянно забывают. А для крупной корпорации это очень важно. 

Ведь часто удаленку берут потому, что хотят работать из-за рубежа. 

Что должен делать корпорат, если сотрудник на удаленке уехал за границу и:

  • Там его переехал стамбульский таксист? Как оформить больничный?  

  • Потерял налоговое резидентство и никому не сказал?

  • Просто пропал с концами?

Если с человеком приключилась беда на территории России, то это всегда можно решить. ДТП? Бери больничный и приходи в себя. 

Пропал? Почти всегда есть какие-то концы и понимание что могло произойти.

Туда же декреты. Как сотрудница объяснит, что не может работать, потому что рожает или родила за границей? Где постановка на учет в консультации, где ведение беременности, как оформить временный уход от дел?  

Про резидентство без комментариев, равно как и про трудовое законодательство разных стран.

Привязка к офису снижает подобные риски. Понятно, что всегда можно придумать ситуацию а-ля «работал очно пять дней, полетел на выходные в Турцию и там встретил своего стамбульского таксиста». Это жизнь, всего не учтешь. И все-таки привязка к офису риски снижает, факт.

В Яндексе есть опция работать из-за рубежа. Тут надо прибиться к одному из хабов, например, в Сербии или Армении. Это прокопанная правовая история и ей можно воспользоваться, если позволяет политика команды, конечно.  

Любой корпорат умеет считать деньги. И риски. Иногда риски оказываются слишком высоки и перекрывают потенциальную пользу от кандидата. Сейчас ситуация такова, что удаленка может обойтись компании очень дорого.

2. Онбординг и горизонтальные связи

Как ни крути, личное общение есть личное общение. Из офиса куда быстрее проходит онбординг, выстраиваются те самые горизонтальные связи и, зачастую, решаются вопросы. Кроме того, лучше работает коллективный разум.

Почему так?

Потому что не все вопросы обсуждаются на совещаниях, не все знания даются на обучениях, не все знакомства заводятся в проектах.

У меня много раз было, что случайная встреча с коллегой на кофепойнте и вот мы уже разговорились про проект. Оппа! Всплыл вопрос, который как-то все упустили.

Или пока я обучался. Сижу спиной к начальнику. 

Щелк!  

Точно, давно спросить хотел, а почему у нас в той системе…? И невинный вопрос превращается в получасовое обучение.

Именно поэтому, кстати, перемещение по офисам не является проблемой, а скорее полезной фичей. Даже если команда приписана к одной локации, соседняя команда может оказаться в другой. А личное знакомство часто помогает в коммуникациях.

Демон совещаний зовет на встречу

Демон совещаний зовет на встречу

3. Культура компании

Это частично связано с предыдущим пунктом. В Яндексе огромное число людей, инструментов, технологий и правил. Жить в пузыре своего отдела практически невозможно. Новые проекты должны проходить аудит безопасности, новые устройства должны пройти оценку сетевиков, новые задачи могут затронуть разные отделы и разных заказчиков. Тут надо коммуницировать и это без вариантов. В теории такое можно сделать и удаленно. На практике я себе плохо представляю, что я для своих коллег лишь лицо в окошке монитора.  

4. Рабочее пространство

Многими удаленка рассматривается как благо. Но не всеми.

Скажу за себя. Я могу работать дома только из-под палки. Дом — это то место, где я отдыхаю, живу, играю с дочкой, общаюсь с женой. Но не работаю. И, напротив, офис — это то место, куда я прихожу решать задачи. У меня в голове прямо какой-то переключатель. В офисе рабочая атмосфера и это помогает.

Так думаю не только я, часто встречал людей с такой позицией. 

Удаленка нужна не всем. Кому-то, напротив, рабочее место — маст хэв от работодателя (ребята, я с вами!).

5. Чертовы экстраверты

Принято считать, что айтишники в массе своей интроверты. При чем не просто интроверты, а настоящие «воробушки-социофобушки». 

Неа)

Нас, любителей потрещать с коллегами, вписаться в какую-то нерабочую активность и сходить на обед толпой тоже хватает. 

И мы, как спецы, стоим денег. Следовательно, нас мало привлечь, нас надо еще удержать. Именно потому в Яндексе организуют различные клубы по интересам, случайный кофе с сотрудником твоего офиса, тимбилдинги и корпоративы. Участие в них не обязательно. Но очень заходит многим. И это тоже элемент удержания. Счастливый сотрудник десять раз подумает, уходить ли в другое место.

Для таких сотрудников все офисные плюшки — это не замануха прийти на работу. 

Они и так придут. 

Для них важно максимально-комфортное время в этом офисе. Для них важна возможность сделать в этом офисе еще что-то, кроме работы.

И такие люди десять раз подумают, переползать ли на удаленку даже за зарплату 1,5*N.

Пообщаемся по интересам?)

Пообщаемся по интересам?)

6. Ротация

Это еще одна интересная особенность Яндекса. Компания считает (и это озвучивается публично), что специалист растет быстрее в той области, которая ему интересна. Это, вообще говоря, логично. Потому ротации в Яндексе довольно обычное дело. 

Ротация — это внутренняя карьерная программа Яндекса, благодаря которой можно сменить рабочие задачи, продукт, бизнес-юнит или все сразу

Пример. Пришел человек на одну должность. Хорошо поработал, хорошо себя показал и вдруг!!! Вау!!! У ребят в соседнем офисе беспилотники!!! Я всегда о них мечтал!!!

В таком случае, он может ротироваться к коллегам, чтобы заниматься тем, чем всегда хотел. Ну или чем загорелся. Конечно, по согласованию со своим руководством и руководством коллег. На практике случается часто.

Яндекс довольно молодой по составу, в нем многим нет 30. Потому очевидно, что люди не сразу находят свое место в жизни. 

И, как бы цинично это не звучало, компании выгодно, когда сотрудник все же находит себя. Ибо не с огоньком, а с огнищем в глазах он может принести много пользы.

Но для такого поиска нужно хоть примерно понимать, чем живут и дышат твои коллеги из соседних бизнес-юнитов. И да, из офиса вайб разных направлений ощущается лучше. Как минимум — можно лично прийти на Хурал (что-то вроде отчетов разных подразделений, каждую пятницу рассказывают о важных проектах) И лично послушать спикеров разных юнитов.

Примерно так. Только не подумайте, что я ратую против удаленки. Ни в коем случае. Я понимаю, что для многих это отличный выбор и новые возможности. И даже близко не протестую. 

Но у крупных корпораций работает своя логика. И хотя эта логика не отрицает удаленку полностью, есть много объективных факторов против.

И.

Помните о нас, людях, любящих общение и плохо работающих из дома. Мы тоже имеем право на свое место.

Ну и напоследок. В тех же комментариях в предыдущей статье сквозила еще одна мысль. Всеми этими яблоками, бутербродами и кофепойнтами сотрудникам компенсируют зарплату ниже рынка. Типа, дали яблоко социофобоу, он и счастлив. А коварный Яндекс на нем стоооолько сэкономил.

Мне трудно судить за всех, я не имею доступа к зарплатам коллег и статистикам HR (а если бы и имел, то помалкивал бы). Но перед Яндексом я выбирал из нескольких офферов. И «желтые» предложили больше всех. Вкупе с кофепойнтами, обедами, статусом ИТ-компании, прогрессивной культурой и прочим их оффер оказался для меня самым ценным. Не претендую на истину. Просто личное мнение)

© Habrahabr.ru