Так когда же умрет электронная почта?

История email началась еще в 1972 году, когда Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) предложил использовать символ »@» (at-sign) для обозначения сообщений, которые нужно передать с одного компьютера на другой.

Бесплатная связь с пользователями в любой точке мира, простота использования и экономия времени, возможность обмениваться файлами, — все эти преимущества помогают электронной почте оставаться одним из самых популярных средств коммуникации на протяжении вот уже 44 лет.

Но в последнее время всё чаще появляется информация о том, что дни email сочтены. В своем исследовании специалисты компании Radicati выявили тенденцию к снижению количества отправляемых личных писем. Связано это в первую очередь с распространением социальных сетей и появлением мессенджеров, которые также называют «убийцами» email.

69de08688ddb482894f0e5467054c838.jpg
/ Фото TechStage / CC

В статье, опубликованной в журнале Fast Company, демонстрируются графики, согласно которым этот спад начался после 2008 года и с тех пор продолжается. Если предположить, что кривая достигла пика в середине срока существования email (и этот пик пришелся на 2008 год), то использование почты в личных целях прекратится приблизительно к 2044 году.

Возможно, к тому моменту пользователи будут использовать email только для деловой переписки. Не стоит забывать и о факторе возраста пользователей электронной почты, значительную часть которых сегодня составляют люди старше 30 лет. А значит, примерно через 50 лет, когда большинства из них не станет, рассылка email естественным образом прекратится.

Однако в действительности использование электронной почты по-прежнему остается неотъемлемой частью нашего общения, и в ближайшее время альтернативным инструментам не удастся её вытеснить. Согласно результатам того же исследования Radicati, к концу 2017 года общее число аккаунтов электронной почты превысит 4,9 миллиардов, что на 1 миллиард больше, чем в 2013.

Кроме того, авторы предсказывают, что количество деловых электронных писем, отправляемых ежедневно, увеличится на 7–8%, а количество создаваемых аккаунтов для деловой переписки — на 23–24%.

В целом объем электронной корреспонденции возрастет на 3%, что обусловлено рядом причин:

Изменить привычки пользователей не так просто


Пользователи не захотят переходить на новую систему коммуникации, если в целом электронная почта их устраивает. Да, мы все жалуемся на переполненные почтовые ящики и спам, но боты и сервисы мгновенных сообщений не заменят электронную почту до тех пор, пока не станут более распространенными и простыми в использовании.
«При проведении исследования пользовательской аудитории для Betterteam (платформа подбора персонала для предприятий малого бизнеса) быстро выяснилось, что наши специалисты по найму предпочитают пользоваться своей электронной почтой, а не нашей специальной системой для одобрения или отклонения кандидатов.

Нам пришлось интегрировать эту программу с электронной почтой. Теперь наши клиенты могут отклонить кандидата, нажав на кнопку в письме, чтобы не заходить в нашу систему», — рассказывает соучредитель компании Betterteam Адам Сибрук (Adam Seabrook).


Электронная почта не стоит на месте


Сегодня в нашем распоряжении огромное количество инструментов для эффективного управления электронными рассылками. Так, например, сервис Priority Inbox от Gmail автоматически сортирует письма по категориям, а Unroll.me позволяет объединять новостные ленты и рекламу в общий список, а также отписаться от ненужных рассылок.

Благодаря совершенствованию систем фильтрации, спам, которым были завалены наши ящики, перестал быть проблемой, в то время как социальные сети изобилуют навязчивой рекламой. Если верить статистическим данным Harvard Business Review, каждый пользователь ежегодно получает 11680 писем в год. При этом 74% из них относятся к нежелательной корреспонденции, которую пользователи даже не замечают, поскольку эти письма сразу отправляются в спам.

Асинхронное общение очень важно


Безусловно, иногда гораздо проще дать краткий ответ в мессенджере или сделать комментарий в социальных сетях, но когда дело касается более серьезных вопросов, требующих времени на обдумывание, мы по-прежнему отдаем предпочтение email.
«Электронная почта прекрасна, потому что общение в ней асинхронное. Когда вы получаете email, никто не ждет, что вы ответите в ту же секунду. Вы можете взять день на размышление, обдумать сообщение и дать взвешенный ответ. Если письмо было отправлено просто для передачи информации, вы можете вообще не отвечать.

Синхронное общение в письменной форме (смс, чаты и т.д) имеет место, но только в том случае, если режим реального времени принципиально важен…, но в большинстве случаев это не так», — считает директор компании SafeGraph Орен Хоффман (Auren Hoffman)


«Убийцы» электронной почты зависят от нее


Несмотря на то, что социальные сети признаются «убийцами» электронной почты, исследование американской компании Nielsen показало, что в действительности они способствуют более широкому ее использованию.

В настоящее время большинство социальных сетей и сервисов предлагают регистрацию через электронную почту. Если вы забудете пароль от своего аккаунта, восстановить доступ вы сможете опять же с помощью email (на этом графике от компании Nielsen видно, что активные пользователи соцсетей больше работают с электронной почтой).

Создатели новых сервисов утверждают, что их технологии существенно превосходят электронную почту. Например, преимущество Slack заключается в возможности сократить объем электронной переписки. Этот сервис отлично подходит для работы в рамках малого бизнеса и стартапов.

Однако, несмотря на то, что Slack посылает push-уведомления об активности в проекте, если пользователь находится в офлайне, уведомления и личные сообщения приходят на электронную почту. Аналогичный алгоритм работы имеют и многие другие сервисы (не говоря уже о регистрации по адресу электронной почты).

Электронная почта — это общепринятый стандарт коммуникации


Существует определенный риск, связанный со средствами коммуникации, которые поддерживают относительно небольшие команды разработчиков: если Slack или Telegram уйдут завтра с рынка, что произойдет с данными, которые там хранятся? Скорее всего, они будут утрачены.

Открытые стандарты электронной почты, такие как SMTP, а также надежность и длительное присутствие самих сервисов на рынке, являются гарантией того, что email будет безопасным вариантом коммуникации долгие годы.

«Она [электронная почта] не умрет в обозримом будущем. Некоторые технологии сделают ее еще более полезной, но определенно не заменят ее. В чем кроется причина этого? Электронная почта не регулируется одной конкретной компанией. Она регулируется протоколами», — объясняет Кун Чен (Kun Chen), в прошлом ведущий инженер Microsoft.

Электронная почта обладает свойствами, которыми пока не могут похвастаться другие современные коммуникационные технологии: это надежный и доступный на разных устройствах инструмент.

В отличие от большинства новых сервисов, электронная почта — это открытая система: вы можете беспрепятственно отправить сообщение с электронного адреса в Gmail своему другу, который использует AOL. А если вы решите завести новый аккаунт в электронной почте, у вас будет возможность перенести всю переписку со старого ящика на новый.

Дополнительные материалы по теме в блоге Печкин-mail’а:

  • Печкин-mail «дайджест»: Подкасты по контент-маркетингу и дизайну интерфейсов
  • Литературный дайджест: 35 книг о дизайне интерфейсов и контент-маркетинге
  • Печкин-mail «вики»: Чеклист по email-рассылкам
  • How-to: гайд по созданию интерактивных писем
  • Интерфейсы и юзабилити: Кто и как проектирует UX
  • «Поговорим об этом»: Работа проектировщика
  • Email-маркетинг: Рецепт правильного plain-text письма

Комментарии (23)

  • 22 ноября 2016 в 13:20 (комментарий был изменён)

    –2

    Для тех, кому лень читать:
    «Так когда же умрет электронная почта?» → скорее всего никогда или очень не скоро
    • 22 ноября 2016 в 13:22

      +3

      Это как раз дискуссионный вопрос. Сами как считаете?
      • 22 ноября 2016 в 13:24

        –5

        Я считаю, что писать статью ради написания статьи — это чистой воды маркетинг. Но постойте, это как раз ваш профиль.
        Остался лишь один дискуссионный вопрос: «что это делает на хабре?»
        Сами как считаете?
        • 22 ноября 2016 в 13:25

          +3

          Корпоративные блоги на Хабре — это новость дня, конечно.

          Что тут рекламного нашли? Сам факт обсуждения темы email?

          • 22 ноября 2016 в 13:29

            –1

            Интересные статьи с детальной аналитикой, а не просто цитатами — это новость в 2016 видимо.

            Позовите больше друзей =)

            Я думаю, что из-за таких статей ресурс умирает. Это вызывает грусть внутри меня. Иногда я даже плачу по ночам Считаю, что статья подобного рода должна жить на гиктаймс\вконтакте\водевер, но не тут, в ней нет ничего технического\управленческого\аналитического. Вброс чистой воды.

            Жалко.

            • 22 ноября 2016 в 13:33 (комментарий был изменён)

              +3

              Вброс на какую тему? У меня всего две статьи на Хабре, но я уже понял, что написать интересный материал совсем не так легко. И ресурс умирает, на мой взгляд, в том числе и потому, что большой части аудитории проще бить по рукам тех, кто что-то пишет — будь то корпоративный блог или пост частного автора, при этом имея ноль написанных постов (которые как раз могли бы привнести недостающую аналитику).

              Ну и подобный флуд как минимум совсем не в тему — Хабр всегда славился умными и интересными комментариями, а вы мешаете обсуждать текст — ваш коммент пролез первым и теперь тред растет, отодвигая обсуждения по теме топика все ниже и ниже

              • 22 ноября 2016 в 13:40

                –1

                причин для смерти ресурса > 1. C этим соглашусь)

                Мои посты опубликованные в корп блоге можно почитать вот тут:
                https://habrahabr.ru/company/knopka/blog/239697/
                https://habrahabr.ru/company/knopka/blog/225027/

                Могу подтвердить их авторство, если вдруг нужны доказательства =)
                И результаты по этим постам чуть повыше. Это считается аналитикой?

                А по делу.
                Очередь в которую размещён пост «Разработка», что как бы намекает. А в посте, хоть что-то есть про разработку?
                Окей, хаб у поста «Разработка под e-commerce» — хоть что-то из этих базвордов есть в тексте?
                Ну как бы сделайте выводы.
                Вода чистой воды =)

                Если нужно писать в корп. блог — пишите ради бога, только тогда честно «Я пиарюсь», пожалуйста. Чтобы люди, подписанные на «Разработку» этого не читали.

                • 22 ноября 2016 в 13:49

                  +1

                  Ну в постах Кнопки маркетинга уж побольше, чем здесь, будем честны :) Про результаты тоже не понял — у Печкина больше постов и подписчиков. Насчет хабов — все проблемы пошли после разделения ресурсов, что повысило градус ненависти в комментах — в итоге под половину интересных разработчикам тем нормальных хабов не найти, но тема email ИТ-специалистам очень интересна — с этим просто глупо спорить, вот в этом же блоге был пост — просмотров больше двадцати тысяч, что как бы намекает.
                  • 22 ноября 2016 в 13:58

                    0

                    Я бы рад порассуждать про все все посты Кнопка, но я имею отношение лишь к тем что привёл в примере, а остальным (и теперь уже к Кнопке) нет.

                    И в указаных мной и рейтинг выше среднего для печкина по UP10 постам и в избранное чаще их положили.
                    А мерятся подписчиками с сервисам по рассылкам? Вы серьёзно? =)
                    Ну да ладно. Я лишь ответил на ваш аргумент о 

                    при этом имея ноль написанных постов
                    , чтобы развеять ваш тезис о том, что я «не писал, но осуждаю».

                    Про разделение. Но ведь есть прекрасные очереди «Маркетинг» и «Разное» чем они не понравились топик стартеру? При чём тут е-комерс?

                    Ещё раз повторю тезисно всё что пишу в этой ветке:
                    Пост не содержит ничего общего с разработкой, хотя должен, судя по очередям и хабам
                    Пост не содержит аналитики, хотя мог бы

                    Хабр не торт, хотя мог бы =)

                    • 22 ноября 2016 в 14:02

                      0

                      «Разное» — серьезно? И email здесь обсуждается как инструмент коммуникации, в том числе на работе, а не в приложении к маркетингу. В общем, я бы менять ничего не стал)
                      • 22 ноября 2016 в 14:03

                        0

                        Т.е. «Разработка» для вас ок? Это прям то, о чём пост? О разработке? Оо
  • 22 ноября 2016 в 13:23

    0

    Электронная почта — это инструмент. Как молоток. Им не перестанут пользоваться только потому, что кто-то предложит забивать гвозди микроскопом.
    • 22 ноября 2016 в 13:24

      +3

      Только если сами гвозди не заменят на что-то более эффективное? :)
  • 22 ноября 2016 в 13:27

    +3

    Не вижу никаких оснований для смерти. У почты есть крайне весомое преимущество перед всякими мессенджерами и тем более соц.сетями: стандартизация. Протоколы и форматы свободны, стандартизированы, лишены тивоизации и прочих вендорлоков и всяких патентных угроз.
    Ну как такая офигенная вещь может умереть?
    • 22 ноября 2016 в 13:29

      0

      Логично. По сути получается противостояние открытых и замкнутых систем и стандартов.
      • 22 ноября 2016 в 13:33

        0

        Не совсем. Точно так же в свое время я думал о Usenet, IRC… Но email прошел проверку временем, в отличие от…
      • 22 ноября 2016 в 13:35

        0

        Да нет никакого противостояния «открытых и замкнутых систем». Есть противостояние повсеместно распространенной системы оффлайновой доставки сообщений и фрагментированного рынка онлайновых мессенджеров. И то, даже не противостояние, а разные сферы использования. Мессенджеры применяются в основном для разговоров, почта — для рассылки «официальной» информации.
  • 22 ноября 2016 в 13:37

    0

    А я помню GoogleWave, который был дичайше крут и который сейчас мы заменили на Slack, хотя о GW только теплые воспоминания.
    • 22 ноября 2016 в 13:38

      0

      Discord не смотрели? Как по мне, шустрее слака, но пока слишком молод, конечно
  • 22 ноября 2016 в 13:46

    0

    вы можете беспрепятственно отправить сообщение с электронного адреса в Gmail своему другу, который использует AOL.

    Всего лет десять назад (не более) этот факт мог вызвать лишь усмешку, типа «Duuh, а как иначе-то». А сейчас актуально.
    По этой же причине обычные звонки и смс тоже еще не скоро отвалятся.

    Ждём появления мессенджеров, основанных на этих технологиях. В принципе, почему бы не отображать цепочки писем как обычный чат-переписку? А если пользователь пристёгивает к мылу телефонный номер, то можно дать выбор, как отправлять сообщение — через почту или смс (разумеется, через смс — только текст). Ну и прикрутить кнопку звонка, для удобства.

  • 22 ноября 2016 в 13:56

    0

    Странно хоронить технологию, которой менее полувека, если вполне живет и здравствует её древняя праматерь — почта материальная, которой тысячи лет.
  • 22 ноября 2016 в 13:57

    0

    Бессмертные спамеры ухмыляются, читая заголовок.
  • 22 ноября 2016 в 14:01

    0

    Не надо, чтобы она умирала. RFC — это просто прекрасно, а всякие закрытые проприетарные протоколы на один день, да какие там протоколы, просто «сервисы, а как оно там работает, не вашего ума дело, ща модно облака» — зло.

© Habrahabr.ru