Тайна списка шумерских царей. Часть 2. Плуг судьбы
Продолжаем разгадывать тайны списка шумерских царей — тайны глиняной призмы с клинописным текстом, созданной четыре тысячи лет тому назад. В первой части было описание самой загадки и рассказ о тех астрономических инструментах, которые пришлось создать, чтобы подступиться к решению. Если вы пропустили начало, то можете читать сразу отсюда. Хотя я, конечно, рекомендовал бы заглянуть в первую часть, чтобы узнать историю самого списка и понять, почему его разгадка принципиально важна для понимания всей шумерской истории.
Итак, посмотрим на начало царского списка, на тех царей, что правили до потопа.
Мы видим 8 царей и 5 городов, в которых они царствовали. В оригинальном шумерском тексте сроки правления записаны с использованием знаков «сар» и «нер». Один сар — это 3600 лет, нер — 600. Соответственно, если мы возьмём 8 саров, то получим 28800 лет и так далее. Теперь должно стать понятно, почему сроки правления такие круглые.
Пересчитаем все в неры. Коэффициент сара к неру — один к шести. Умножим сары на шесть, добавим неры и получим время правления в нерах. Сложим полученные сроки. В общей сложности у нас получилось 402 неры. Число не круглое, число ни о чем.
Естественно, шумерологи многократно производили такие же расчеты, складывали эти же цифры, получили те же 402 нера и так же озадачились.
Давайте подумаем, что может связывать эти 402 нера с чем-то, что для шумеров имело особое значение. Естественно, мы попытаемся искать ответ в области астрономии. Более того, ранее мы уже предположили, что имеем дело с ночным небом, видимым с момента заката Солнца (царство спустилось на землю) до его восхода (а затем наступил потоп).
Поскольку речь в списке идет о том, что новый царь правил в царстве, которое было наследником царства, спустившегося с небес, мы можем предположить, что речь идет о созвездии, оказавшемся на том месте, где недавно зашло Солнце.
На том месте, где Солнце ушло, появилось созвездие, причем мы видим на месте захода то самое зодиакальное созвездие, которое лежит на эклиптике.
Что произойдет дальше? Из-за вращения Земли это созвездие постепенно уйдёт за горизонт, и на его месте останется следующее зодиакальное созвездие. И так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит утро и не взойдет Солнце. Восход Солнца зальет все синевой и в этом потопе исчезнут вообще все созвездия.
Чтобы проверить такое предположение, нам надо понять, о каком именно дне года идет разговор в шумерском списке. Каждый день года имеет свое соотношение продолжительности дня и ночи. За исключением двух дней равноденствия. Каждый день имеет свое время заката и, соответственно, свое положение звезд на закатном небе.
И тут можно сделать, скажем так, обоснованное предположение. Дело в том, что во всех культурах и во всех религиях был один особо избранный день — день зимнего солнцестояния.
Напомню очевидные вещи. Есть два дня равноденствия — весеннее и осеннее, в эти дни день равен ночи. Также есть летнее и зимнее солнцестояние. Летнее солнцестояние — самый длинный день, самая короткая ночь. И наоборот, зимнее солнцестояние — самая длинная ночь, самый короткий день. В этот день происходит перелом, начинает удлиняться солнечный день и сокращаться ночь.
Несложно представить, почему именно этот день во всех культурах имел особое значение. Сначала побеждала тьма, Солнце «умирало», и вот с этого момента начиналось его возрождение.
Дополнительный довод для нас рассмотреть именно этот день — то, что царей в списке целых восемь. Если цари действительно созвездия, то чтобы увидеть за ночь их все, нужна очень длинная ночь.
Еще надо учесть один момент. Созвездия после захода солнца на горизонте в месте захода можно увидеть не сразу. Сначала мы увидим зарево, потом сумерки и только где-то через 18–20 минут после того, как солнце скроется за горизонтом, мы увидим созвездия.
Попробуем, учтя сумерки, посмотреть, как будут выглядеть график заката созвездий. Для расчета выберем территорию Шумера на широте Ларсы, там была найдена призма wb444. Положение звезд возьмем на 1840 год до н.э. Получим такой рисунок.
Надо иметь в виду, что получившийся рисунок не соответствует видимому расположению звезд на небе. По оси x отложено звездное время захода. А по y отклонение от направления на запад при заходе. А это совсем не то же, что координаты на небе. В скобках рядом с именами царей указано соответствующее время захода.
Цветом на рисунке обозначены звезды, входящие в современные зодиакальные созвездия.
Считается, что эти созвездия были введены греками в IV веке до н.э. Соотнесение их с тем, как видели созвездия шумеры, — вопрос открытый. Но как бы то ни было, современные созвездия помогут нам далее ориентироваться в положении на эклиптике.
Красные вертикальные линии обозначают границы дня и ночи. Правая линия — закат, левая — следующий за ним восход. Черная горизонтальная линия — время ночи. Границы дня и ночи однозначно определяются выбором конкретного дня конкретного года для конкретной широты. В нашем случае это день зимнего солнцестояния, 276-ой день от весеннего равноденствия, 1840 г. до н.э., широта Ларсы, то есть 31 гр. северной широты.
Синие вертикальные линии — границы правления царей. Правление Алулима начинается через 18 минут после захода Солнца. Потоп начинается на рассвете за 18 минут до восхода Солнца. При этом сетка царей специально отмасштабирована так, чтобы укладываться в эти границы.
И тут нас ждет сюрприз. Для дня зимнего солнцестояния на выбранной широте ночь за вычетом сумерек длится 13 часов 24 минуты. Это соответствует суммарной продолжительности правления царей, которая составляет 402 сара. Приняв это, несложно рассчитать продолжительность суток.
(402 / (13 + 24/60)) * 24 = 720
И оказывается, что она получается ровно 720, то есть два раза по 360. А 360 — это сакральное шумерское число, число, на котором держится вся шумерская система счисления. Мы хорошо знаем про 60 секунд в минуте, 60 минут в часе и про 360 градусов в окружности.
Причем в астрономии именно 720 воспринимается по-особому. Дело в том, что угловой размер Солнца, как и Луны, приблизительно полградуса. Поскольку орбита Земли эллиптическая, и мы то приближаемся, то удаляемся от Солнца, то угловой размер Солнца колеблется вокруг этих полуградусов. Если выстроить из солнечных дисков окружность эклиптики, то получится как раз 720 таких дисков. Поэтому, когда при описании суточного вращения Земли вдруг появляется число 720, это стоит воспринимать как очень хороший знак.
Теперь можно уточнить аллегорическое прочтение исходного текста.
После того, как царство, Солнце, сошло с небес, царство пришло в Эриду. В Эриду Алулим стал царем, он правил 28800 лет, то есть 1 час 36 минут. Потом правили другие и закончилось все тем, что наступил потоп, то есть случился восход солнца.
На всякий случай уточним, откуда получился 1 час 36 минут. Полностью сутки — 720 неров. Один нер в шумерской системе счисления — это 600 единиц. 720 умножаем на 600 — это продолжительность суток в условных годах. В сутках 24 часа, поэтому делим на 24 и получаем, что на 1 час приходится 18000 лет. Теперь, чтобы узнать, сколько правил Алулим, надо 28800 поделить на 18000.
Еще интереснее, если считать сразу в нерах. В сутках 720 нер, делим на 24 часа и получаем 30 нер в часе. Как именно мерили время в древней Месопотамии, точно неизвестно. Из реконструкции, основанной на базисе 360, есть предположение о 12 двойных часах и 30 единицах в таких часах.
Из найденных текстов следует, что перед тем, как прийти к привычной нам системе с 24 часами и 60 минутами, использовались разные варианты, основанные на все той же шестидесятеричной системе. Возможно, что полученные нами 30 нер в часе — это следствие принятого на момент создания wb444 варианта, когда нер и соответствовал одной «минуте».
Такое предположение интересно тем, что объясняет двукратное различие в сроках правления, обнаруженное в разных вариантах царского списка. Для вариантов наподобие wb62 в часе как раз и получается 60 привычных нам минут.
Ночь в wb62 длится 760 неров, или 760 минут. В нашей призме wb444 — 402 местных нера, или 804 минуты. Разница в 44 минуты дает по 22 минуты на закате и рассвете. Интересно, что именно такая разница отличает продолжительность гражданских сумерек от продолжительности навигационных. Получается, что различия в разных версиях царских списков можно объяснить тремя причинами:
разные используемые «минуты»
разные принятые границы сумерек
разные представления о границах созвездий
Но вернемся к нашей версии списка и посмотрим, что еще может подтвердить наши предположения. У нас есть имена царей, которых мы подозреваем в родстве с зодиакальными созвездиями. Было бы логично, если бы эти имена как-то соотносились с самими созвездиями.
С чем можно свериться? Мы уже упоминали вавилонский каталог MUL.APIN. Самая ранняя из известных нам версий относится к 686 году до нашей эры. Но по тому, как описаны там
положения звезд, есть подозрение, что он был составлен приблизительно в 1000 году до нашей эры, а может быть, и на несколько столетий раньше.
MUL.APIN содержит описания видимых на звездном небе событий. Возможно, потому, что звезды на фоне Солнца не видны в каталоге, нет прямого описания зодиака. Но есть описание «пути Луны». При этом в самом же MUL.APIN утверждается, что пути всех планет и Солнца относительно звезд одинаковы и совпадают с «путем Луны». И действительно, орбита луны отклонена от эклиптики всего на 5 градусов и проходит практически через те же созвездия.
Конкретные дни прохождения луны по созвездиям в каталоге не указаны, там есть только сама последовательность созвездий. Но этого вполне достаточно, чтобы их идентифицировать и сопоставить с современными созвездиями. Вот таблица с таким соотнесением.
«О происхождении системы 12 зодиакальных созвездий в Древней Месопотамии». Г.Е. Куртик
Теперь ненадолго отвлечемся от астрономии и поговорим о письменности. В шумерском царском списке имена царей написаны клинописью по-шумерски. В MUL.APIN названия созвездий написаны клинописью по-аккадски. Чтобы понять, как их соотносить, нам понадобится хотя бы немного узнать основы клинописи.
Клинопись придумали шумеры. Сначала они выцарапывали на глине знаки линейного письма, пиктограммы, в которых хорошо угадывались картинки. Так было за три тысячи лет до нашей эры, когда только была изобретена развитая письменность. Потом оказалось удобнее выдавливать на влажной глине те же знаки прямыми клиньями. Сходство с картинками было утеряно. Но идеологически клинопись так и осталась построена на наборе пиктограмм.
У каждого клинописного знака есть свое значение, понятие, которое стоит за знаком. Всего было порядка 600 таких знаков, каждый со своим значением. Этими знаками шумеры и записывали свои тексты. Но делали они это хитро.
Шумерская письменность в своей основе была фонетической. Как и у нас, в алфавитном письме, она передавала звучания слов. Но при этом одни и те же знаки могли передавать разное звучание.
Шумерские слова имели префиксы, корни и суффиксы. Если знак записывал префикс или суффикс, он передавал только звук, и этот звук соответствовал звучанию того слова, что стояло за знаком. Но если знак передавал корень, то он становился идеограммой. Идеограмма передавала уже не одно слово, а множество слов, связанных общей идеей. Чтение корня определялось выбранным для знака значением. Поскольку правильный выбор был не всегда очевиден, исходя только из контекста, в шумерской письменности существовали определенные приемы, позволявшие уточнять правильное прочтение. Но не будем в них углубляться. Кстати, иероглифическое письмо и сегодня устроено похожим образом, к примеру, японская письменность.
Соседи шумеров, говорящие по-аккадски, переняли шумерскую письменность. При этом они оставили прежние звучания знаков и те же их смысловые значения. В итоге, записывая что-то чисто фонетически, они читали знаки как есть, используя их шумерское звучание. А когда надо было прочитать идеограмму корня, произносили соответствующее смыслу знака аккадское слово.
Это привело к необходимости аккадским писцам в определенном объеме знать шумерский язык. При этом сам шумерский язык перестал быть разговорным в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Но, несмотря на это, в аккадской письменности он продолжал жить еще очень долго.
А теперь фокус, вытекающий из вышесказанного. Слова, записанные клинописными знаками, можно всегда прочитать двояко. Можно фонетически по стандартным правилам письма. А можно каждый знак по отдельности как идеограмму. Тогда каждый знак превращается в самостоятельное слово, а из исходного слова выходит целое предложение.
Такой прием активно использовался шумерами при написании аллегорических текстов. Наша команда разобрала достаточно много шумерских мифов, и мы обнаружили, что очень часто за счет такого приема в текст закладывался дополнительный смысл. Кроме того, в шумерских мифах все имена «говорящие», и правильное прочтение этих имен позволяет легче понять аллегории, стоящие за персонажами мифов.
Кстати, именно так читались и имена египетских фараонов, записанные близкими по духу к шумерской письменности египетскими иероглифами. Прочитаешь фонетику знаков — получишь звучание имени. Прочитаешь посимвольно — получишь его смысл.
Чтобы иметь возможность читать шумерские тексты, нам пришлось создать соответствующий инструментарий. Заслуга в его написании принадлежит члену нашей команды Дмитрию Шабанову (@shabanovd). Само описание переводчика заслуживает отдельной статьи. Но если кратко, то мы взяли замечательный проект ETCSL — электронный текстовый корпус шумерской литературы и воспользовались созданным там каталогом клинописных знаков. В каталоге собраны и звучания знаков, и их значения, и информация о временах, когда какие знаки употреблялись, и статистика употребления. Выучили и запрограммировали правила шумерского языка, что позволило корректно находить и интерпретировать приставки и суффиксы. Собрали корпус текстов. И сделали интерфейс, позволяющий и с пониманием смотреть на существующие переводы, и создавать свои варианты переводов, в том числе с познаковым разбиением слов.
Но вернемся к шумерским царям и аккадским созвездиям. И имена царей, и названия созвездий можно прочитать знак за знаком как идеограммы. Инструмент есть, готовы читать.
Для примера расшифруем смысл названия созвездия Гу-ла из MUL.APIN. Есть два варианта шумерского прочтения. Сочетание знаков gu-la дает распространенное выражение «большая чаша».
А знаки, прочитанные по отдельности, в своем самом распространенном значении дают «шнур равновесия».
Созвездие Гула соответствует Водолею.
Водолей (Aqr)
Форма созвездия, действительно, напоминает большую чашу. Что, возможно, и дало изначальное название созвездию. И похоже, что именно «большая чаша» позже превратилась в греческого Водолея.
Часто можно встретить прочтение gu.la в значении «большой человек», но это уже достаточно широкое толкование шумерских идеограмм. Надо сказать, толкование идеограмм — дело тонкое. Взяв редкие значения знаков, можно получить любые чудеса. Судить о распространенности значения можно по приводимым вместе со знаками числам. Например, знак