Сверхмассивная чёрная дыра в центре древней галактики оказалась гораздо больше, чем предполагалось

7af30bae6527d6b0748c8e849a39dd1e.jpg

Сверхмассивная чёрная дыра, обнаруженная в сердце древней галактики, в пять раз больше, чем ожидалось — исходя из количества содержащихся в ней звезд. Исследователи обнаружили огромную черную дыру в галактике под названием GS-9209, которая находится на расстоянии 25 млрд. световых лет от Земли, что делает её одной из самых удалённых галактик, которые когда-либо наблюдались и регистрировались.

Команда из Эдинбургского университета использовала космический телескоп Джеймса Уэбба для наблюдения за галактикой и выявления новых деталей о её составе и истории.

Доктор Адам Карналл, возглавлявший работу, сказал, что Уэбб демонстрирует нам, как галактики в первые миллиарды лет существования Вселенной оказываются больше и появляются раньше, чем ожидали от них астрономы.

«Эта работа даёт нам первый действительно детальный взгляд на свойства этих ранних галактик, подробно описывая историю GS-9209, сумевшую сформировать столько же звезд, сколько наш Млечный Путь, но всего за 800 млн лет после Большого взрыва», — сказал он.
Карналл сказал, что «очень массивная черная дыра» в центре GS-9209 стала «большим сюрпризом», а также аргументом в пользу теории о том, что такие огромные черные дыры отвечают за прекращение звездообразования в ранних галактиках.

Галактика GS-9209 была открыта в 2004 году Кариной Капути, бывшей аспиранткой из Эдинбурга, которая сейчас является профессором наблюдательной космологии в Гронингенском университете в Нидерландах.

Хотя в GS-9209 примерно столько же звезд, сколько в нашей родной галактике, с общей массой, равной 40 млрд. солнечных, её размер составляет лишь одну десятую часть Млечного Пути. По словам исследователей, это самый ранний известный пример галактики, в которой перестали образовываться звезды.

Сверхмассивные чёрные дыры могут остановить звездообразование, потому что при их росте выделяется огромное количество высокоэнергетического излучения, которое может нагревать и вытеснять газ из галактик. Галактикам нужны огромные облака газа и пыли, ведь именно он, сжимаясь под действием собственной гравитации, создаёт новые звезды.

«Тот факт, что [чёрная дыра] настолько массивна, означает, что в прошлом она была очень активна, в неё падало много газа, который мог бы светить очень ярко — то есть, превратиться в квазар, — сказал Карналл. — Вся эта энергия, извергающаяся из чёрной дыры в центре галактики, могла бы серьёзно нарушить целостность галактики, остановив коллапс газа и образование новых звёзд».