Suno: "… если бы я так мог, ..."

6730e7a1580683c536a223362aa37bff.jpg

Mark Shiloh, Влад — наш бывший соотечественник, более 20 лет живущий в Новой Зеландии (Окленд), профессиональный музыкант, мульти-инструменталист с большим практическим опытом, ныне преподаватель и директор музыкальной школы… Более 30 лет назад мы вместе работали в Новосибирской консерватории. Когда в моей команде разрабатывали программу морфинга параметров синтеза для Yamaha DX7, Влад приобрел редкий и крутой SY99. Этот одаренный и энергичный парень поражал меня тем, что до мельчайших деталей штудировал толстенную инструкцию SY99 и задавал такие вопросы, которых я никогда больше не слышал ни от одного музыканта. Я бы сказал, что он, благодаря своему пытливому характеру, к профессии музыканта добавил квалификацию sound-инженера…

Сейчас мы в контакте и я, как и другим знакомым, периодически посылаю ему примеры, которые сгенерил в Suno… Две песни Влада «зацепили». У меня, честно говоря, отношение к генерациям более спокойное, особенно, когда их 50 в неделю и больше… Вот, пишет: «Сколько стоят эти твои песни?» (Странная девушка v2.1 и Бледно-розовый оттенок v2.1). Я ему: «У меня нет на них прав, т.к. аккаунт Free» … Потом, раз в неделю он писал/говорил о каких-то фишках во 2-й: «Посмотри, как здесь пропето …, а вот здесь гитара» и т.п. Ну, на самом деле, мне не до этих нюансов — слишком много текущей работы… и я предложил ему записать наш разговор — получится что-то вроде интервью 1,2, наверное, кому-то будет интересно. Он сказал «окей» и мы созвонились 14 октября 2024 г.

1я этот же текст выложил на сайте.
2мои вопросы/реплики пронумерованы.

Качество аудио фрагментов невысокое — я просто записал разговор на второй телефон.

#1 Привет, о какой песне мы говорим?

Мы говорим о коленках. Бледно-розовый оттенок …

Бледно-розовый оттенок v2.1 (video)

#2 Хорошо, давай так, что в этой песне интересного для тебя в музыкальном плане?

Самое главное, что босса-нова не загружена перкуссионными инструментами, как это было, скажем, в 80-м году. Но есть совершенно яркая, выраженная «босса-новость». Барабанная партия, не барабанная, а перкуссионная, она как бы на втором плане… Очень мягко сделано, скорее всего, кахон-бокс, я имею ввиду по звуку. Очень мягкий бас, все очень современно…

Само настроение музыки в целом, когда песню прослушиваешь, оно такое очень легкое из-за того, что она не перегружена инструменталом. Это очень большой вкус проявлен, если бы мы о человеке говорили.

#3 Ладно, вот для музыканта, скажем, чтобы достигать такого уровня какая практика нужна? Закончить музыкальную школу по гитаре или ему нужно лет 10–15 играть подобное?

Это сделано по принципу «отсечь все лишнее», поэтому, конечно большой опыт. Когда музыкант только формируется, он старается показать все, на что он способен — стукнуть там лишний раз, брякнуть на клавишах. А здесь оставлены только самые необходимые вещи, то есть минимум средств выразительности, которые приводят к такому хорошему спокойному чувству босса-новы.

Тут гитара играет совершенно по-другому и она удивительно сочетается с басом. И это очень сложно сделать на самом деле. Вот я занимаюсь неделю, я понимаю головой, как это сделано, все-таки образование, какой-то опыт…

Аудио фрагмент #1

Ну, конкретно я тебе говорю: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й такт. В 4-м такте зависает функция и ты начинаешь свой вокал на паузе, т.е. инструментал просто останавливается. «Светло-розовый оттенок», вот эта 1-я фраза просто в пустоте сделана, там никто не мешает, и даже нет сустейна какого-то на инструментале. Т.е. просто есть пауза, где человек начинает петь. Потом, во 2-м такте этой музыки сделан такой ход басовый, который висит на ноте Ми, а функция уже поменялась. И вот это очень привлекает, ну, до безобразия. Вот смотри, как получается играет — 1-й аккорд [guitar] …, ставится 2-й аккорд и … бас, по идее, должен был уйти сюда [guitar] … вот на эту ноту. Но этого не происходит. И он этим привлекает, потому что он играет вот отсюда [guitar] …, но берет из предыдущего аккорда ноту басовую. Получается [guitar] …

#4 Ну,… ты мне со звуком, о каких-то деталях … Можно сказать, что это высокого уровня профессионализм, как-бы тонкое чувство?

Да, человек, если бы это человек создавал, было бы ощущение, что он не только очень хорошо ориентируется в гармонии, но привнес какую-то … свежесть. При этом у него, скажем, очень хорошее чувство меры, вкуса. Аранжировка сделана действительно профессионально, с ощущением, что человек очень долго попрактиковал босса-нову в латиноамериканском вот этом стиле.

Впереди у нас три гитары. Первая гитара четко играет ритм. Вторая гитара, которая выдает вот это соло — вступление и развернутое соло. И бас-гитара. И вот эти три инструмента вместе, они в основном и делают эту картину музыки.

#5 Слушай, а скажем, из известных артистов, из того, что ты слышал, это ближе всего к чему? Ведь фишка то в том, что Suno делает это все на основе реальных треков, значит где-то существует прототип.

Думаю это бразильская система, явно бразильские музыканты, путешествующие музыканты… Я их вижу у себя здесь, они около океана играют. Играют вот именно в этом стиле, это именно бразильский такой вариант музыки…

Та босса-нова, которая классическая, Жобимом3 была сделана. Она была очень насыщенная перкуссией, там и пианисты играли, и другие… А вот такую выжимку из босса-новы я услышал в первый раз именно в твоей песне. И то, что это именно бразильская стилистика у меня никаких сомнений нет. У меня много есть таких примеров, когда играет 2–3 гитариста и звучит такая похожая латино-американская красивая музыка и танцевальная, и живая… Ну, у меня просто есть разные отзывы от разных людей. Одному знакомому послал, врачу, но серьезно музыкой занимается, говорит »… какая удивительная поэзия и какой мелодизм…» он просто был в восторге. В таком, знаешь, так по-детски, искреннем…
3Antônio Carlos Jobim (примеч. AU)

#6 Хорошо,… про поэзию — спорно, это была шутка, я же не поэт. Давай про мелодизм.

Да, мелодизм в этой песне меня, честно говоря, приятно удивил. Особенно тем, что он использует альтерированные ноты в таком совершенно уверенном ключе. Вот в соло гитаре есть ноты альтерированные, но они звучат как будто музыканты экспериментируют. Потому, мне кажется, они не были на 100% прочитаны стилистически.

А вот мелодия, особенно там, где припев. Вот … ноты передо мной, вот 4-я строка: «в Википедии, возможно, есть подробная статья»… Там Соль# стоит нота. «подробная статья» — вот это отпевание, это абсолютно, ну, как бы не типично. Если это человек сочиняет, можно сказать, что он из джаза. Потом, вот это «у тебя, не у подруг» — там тоже стоит Ми-b, Ре, Ми-b, Ре… и Ми-b, Ми-бекар (!) и только потом последняя нота. То есть вот это «пятый год я замечаю у тебя, не у подруг». Ну, вот бл@ха-муха, извини, ведь это именно так спеть трудно человеку неподготовленному!

#7 Мне кажется, подобное встречается в русских романсах, когда наши классики писали, а не то, что просто в народе. Ну, и у советских сильных авторов, может немного в «Подмосковных вечерах» Соловьева-Седого…

Да, есть такое… Вот, пониженные ступени, опевания, т.е. это уже говорит о более изысканном владении материалом. Это не просто A, B, C … это очень по-музыкантски… Подожди, я сейчас подойду просто к инструменту, смогу проиллюстрировать, как это действительно красиво звучит…

Аудио фрагмент #2

А вот мелодия, особенно там, где припев. Вот … ноты передо … вот эта мелодия [piano]… «Я не знаю, кто здесь болен, может ты, а может я, в Википедии, возможно, есть подробная статья» и дальше вот это [piano]… последний момент, но мне это просто охренительно нравится [piano]… Вот это вот: [piano]… »… твоих щёк и нежных рук»… «твоих щёк и нежных рук пятый год я замечаю у тебя не у подруг», ну это вообще, ну не знаю даже, как это назвать [piano]… Т.е. это использование низкой 5-й ступени [piano]… «у тебя не у подруг». [piano]… «Я не знаю, кто здесь болен…»

Т.е. это просто говорит о том, что у этой программы есть очень хороший ресурс, музыкальных фрагментов, образцов, который она проанализировала. Чтобы так сочинять, это действительно нужно … Во-первых в этом легко запутаться, когда появляются такие альтерированные ноты. Это либо дело вкуса тончайшего. Либо человек по случайности что-то такое напортачил, но воспринимается это не очень хорошо на слух, а здесь все сделано с мерой, очень красиво, музыкально. Эстетически это очень красиво сделано… вот эти мелизмы — «у тебя не у подруг».

Причем, спето очень точно, я даже не включал пониженную скорость на Logic’е, чтобы прослушать — считал прямо в реальном времени. Только зачем ты сделал 88,1 bpm?

#8 Я вообще к темпу, да и к музыке не имею никакого отношения! Может косвенно, я задал стиль и вбил текст, а Suno уже генерирует, исходя из задания… Ну, я еще выбрал версию, т.е. генерацию, которая мне понравилась. Кстати, там их всего (у меня на сайте), кажется, 12-ти в разных стилях …

А, … ну я два слова скажу по этому поводу. Эта система предохраняет от того, чтобы не гоняли это вместе с музыкантами, чтобы музыканты под это не играли. Они специально записывают на несколько центов либо выше, либо ниже, чтобы не строило. Чтобы музыканты напрямую не могли это использовать.

#9 Какая проблема сейчас подстроить, хоть темп, хоть тональность?

Да, конечно, но я когда это увидел, я подумал, что думаю, ну, значит, они тоже так делают, как фирменные фонограммы. Ок… Вообще-то, знаешь, ощущение от музыки очень сильное. А уж если она у меня в голову засела, и я вот больше месяца её кручу и не устал от этого… Уже сам аранжировок, черновых, штук 5 сделал на нее… думаю, а как бы привнести что-нибудь свое и сказать, что это Алекс мне разрешил исполнять? Я же это вот придумал тут, в аранжировке.

#10 Да, … мне все-равно, точнее, приятно. Исполняй! Но я на бесплатном аккаунте, т.е. без коммерческого использования и по-любому надо указывать, что это Suno. Платный не дорого, только платить от нас сложно… Нужна опция типа «выкупа отдельной песни»… Есть у знакомого платный, я бы его попросил, но нет функции «сочинить также »…

Ну,… знаешь, тут с этим, т.е. с копирайтом очень строго. Вот один местный перец, педагог, скопи-пастил пол-страницы для своей статьи, накатали (коллеги, похоже) на него заяву, комиссия разобралась и … штраф в $10К, не слабо так!

Ладно, еще хотел по голосоведению сказать… машина эта, в гитаре очень хорошо следит за мелодией — тот, кто это создавал, просто в совершенстве знает гитарные позиции. Чтобы в этом разобраться, надо перебрать много примеров… т.е. очень хорошо голосоведение сделано… Голосоведение гитары на 100% зависит от мелодии, это очень, очень красиво. Ясно то, что я не могу так сочинить, если бы я так мог, мне было бы приятно.

#11 Понятно, спасибо. А вокал тебя не смущает, у них во всех песнях какой-то хоровой, немного ансамблевый характер.

Нет, наоборот. Сейчас так модно, 4 года назад заказывал аранжировку тут для одной местной певицы… да, в Новосибирске заказывал. Так мне парень ваш такой же эффект сделал… Смешано три вокала там, одинаковых. Без искажений и без обработки центральный вокал, т.е. с панорамой 0, потом одновременно, с небольшой задержкой, несколько миллисекунд, буквально, левый. И правый канал прописан тоже с задержкой небольшой. Они как бы немножечко отстают от оригинала и объем, плотность добавляют… Ну, может ревер где-то совсем чуть-чуть.

#12 А я думал, что у Suno просто так генерация вокала работает, что это или косяк, или как признак, что синтез от Suno, или чтобы немного скрыть первоисточник, или что это из-за микширования моделей разных голосов — типа один мужской из трех… Хотя, конечно, проще один трек синтезировать, а потом с ним уже играть.

Не знаю про Suno, я почитал других там музыкантов, они говорят, да сейчас это так модно. Все западники делают так, и в Америке так пишут вокал. Программа, которая музыку сочиняла, она в курсе всех модных дел, это 100%.

#13 Ага, в курсе… Ну, что, спасибо за твое время, успехов. Как что-то доделаешь с «коленками» — присылай :-)

Конечно пришлю, когда что-то закончу… И тебе спасибо, не часто удается по таким моментам с кем-то тут пообщаться… Действительно хорошо поговорили… Хочу подчеркнуть по сути. Аранжировка сделана настолько со вкусом, что она не мешает вокалу, чётко следует за вокалом в голосоведении аккордов и мастерски передаёт стиль, именно стиль… Да, если будет что новое по авторским — пиши/звони.

#14 Хорошо,… бай-бай!

Хорошо, bye-bye…

P.S.

Самые последние мои записки по Suno у меня в Дневнике на сайте.

© Habrahabr.ru