Суд по интеллектуальным правам вернул «Яндексу» бренд «Яндекс Афиша»
Суд по интеллектуальным правам признал незаконной отмену регистрации товарного знака «Яндекс Афиша» и вернул «Яндексу» этот бренд. Также суд постановил Роспатенту выплатить «Яндексу» 4,5 тыс. рублей за ранее уплачённую госпошлину.
«Иск «Яндекса» удовлетворить. Обязать восстановить правовую охрану товарного знака «Яндекс Афиша». Решение вступает в силу немедленно», — огласила решение СМИ судья коллегии СИП.
В ходе нескольких судебных заседаний представитель «Яндекс» утверждал, что товарный знак «Яндекс Афиша» — это единый элемент, который представляет собой неделимую семантическую конструкцию. В качестве аргументации представитель компании привёл результаты опроса пользователей, которые слово «афиша» ассоциируют просто с объявлением, а словосочетание «Яндекс Афиша» клиенты считают онлайн-сервисом по продаже билетов.
В 2019 году Роспатент зарегистрировал товарный знак «Яндекс Афиша», но спустя год отменил это решение после жалобы «Компании Афиша» (Rambler Group). Роспатент пришёл к выводу, что указанные в возражении «Яндекса» товары и услуги имеют одинаковое назначение и один круг потребителей. Ведомство указало, что включение в товарный знак «Яндекса» охраняемого элемента «Афиша» было неправомерным. Товарный знак «Афиша», по данным Роспатента, принадлежит ООО «Компания Афиша» с 1999 года. Компания «Яндекс» после этого решения Роспатента обратилась в суд, чтобы признать незаконным отмену регистрации товарного знака.
«Яндекс» на заседаниях СИП рассказал, что Роспатент необоснованно узко толковал являющееся доминирующим в спорном товарном знаке слово «Афиша» исключительно как «бумажное объявление о мероприятии», признавая его описательным только для товаров, связанных с афишами.
«Яндекс» считает, что понятие «Афиша» должно толковаться шире по Международной классификации товаров и услуг, чем сейчас это сделано Роспатентом, так как в последнее время оно претерпело изменения, а информацию о предстоящих мероприятиях уже давно можно получить как из бумажной афиши, так и в сети Интернет, включая мобильные приложения.
30 октября 2020 года суд по интеллектуальным правам отказал «Яндекс» в признании недействительным решения Роспатента об аннулировании товарного знака «Яндекс.Афиша».
15 января 2021 года «Яндекс» подал пять исков в суд по интеллектуальным правам из-за товарного знака «Афиша». В качестве третьих лиц к делам привлечена ООО «Компания Афиша» (Rambler Group) и Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Все иски содержат заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными.
В ноябре 2021 года Rambler отказалась от мирового соглашения с «Яндексом» в споре об использовании товарного знака «Афиша».
В январе 2023 года СИП оставил в силе решение, отменяющее охрану товарного знака «Афиша» для услуг по воспитанию, обеспечению учебного процесса, программированию и реализации товаров.