Строительство линии связи Сахалин – Курилы. Экскурсия на Segero — судно-кабелеукладчик

Возрадуемся товарищи!
10 лет назад мы радовались томи, что оптические линии связи пересекли Татарский пролив, три года назад мы восхищались тем что закончили прокладку оптики на Магадан, а пару лет назад на Камчатку.
И вот наступил черед Южных Курил.

Этой осенью, оптика пришла на три Курильских острова. Итуруп, Кунашир и Шикотан.
Я как обычно постарался, как это было в моих силах следить за этим делом и я скажу вам, что все уже проложено, протестировано и пару недель назад официально запущено в эксплуатацию.

Мне удалось по приглашению Ростелекома посетить корабль, который вел работы по укладке кабеля.
Заказчиком как выступило государство в лице Ростелекома, исполнителем как и в прошлый раз стала компания Хуавэй.

А вот судно кабелеукладчик было уже другое.

Естественно в процессе укладки кабеля возникали некоторые политические проблемы с соседями. Но вроде ничего дальше нот протеста не пошло. Хотя черт его знает, до чего там обстановка дойдет. Но это дело уже политики, мы про это пожалуй промолчим.

Корейский Segero 1998 года выпуска.

1689f028ba146f8017095ec28b72c735.jpg

Спецификация судна на сайте http://www.ktsubmarine.co.kr/eng/equipment/segero.asp

Кому интересны другие корабли-кабелеукладчики — Вот вам для любования прекрасная подборка https://www.iscpc.org/cableships-of-the-world/

В 2017 году, та же команда, что и строили линию на Магадан и Камчатку, вела разведывательные работы в охотском море на наших гидрографических судах, а в 2018 году в мае, корабль прибыл во Владивосток, взял команду и технических специалистов и отправился в район работ для непосредственной прокладки.

4eaa1b2a60b04e34c52b488ef541c9ed.jpg

Вам выпала уникальная возможность вместе со мной пройтись по кораблю кабелеукладчику и посмотреть что да как.

Увы больше никто не расскажет вам такого, как и в прошлый раз, рассказе про другой Кабелеукладчик. https://habr.com/ru/post/396463/

bbac5e2ade0b03c3d43c4bb16150e698.jpg

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Если вы не знаете или забыли, как ведется прокладка подводных линий связи, то я вам напомню, этапы работ по прокладке подводных линий связи:

1 Исследование и проектирование
На этом этапе исследуется дно моря, или берутся уже готовые материалы от предыдущих исследований. В зависимости от рельефа дна, строится маршрут прокладки. Естественно, учитываются и текущие коммуникации на дне. Но благо то, что Охотское море не богато подводными трубопроводами и подводными оптическими магистралями, ну разве что секретные кабеля связи ТОФа к которым прислушиваются вражеские подводные лодки.
На место работ оправляется гидрографическое судно и производится исследование дня, рельефа и определение точек выхода кабеля на поверхность на берегу.
2 Изготовление кабеля и погрузка
Кабель изготавливается сразу цельной катушкой, чтобы можно было при идеальных условиях проложить его от начала и до конца, и загружается на корабль. На этапе производства в кабель сразу встраивают эрбиевые усилители EDFA (англ. Erbium Doped Fiber Amplifier) — волоконно-оптический усилитель на оптическом волокне, легированном ионами эрбия.
В связи с тем, что у России нет подобных кораблей гражданского назначения, то изготовление кабеля и его прокладку поручили компании «Huawei».
Хуавей не имеет своего флота и по этой причине наняли субподрядчика kt submarinе, корейская компания которая специализируется на подводных работах
3 Прокладка
Тут все просто. На дно, с корабля, опускают плуг и включают малый вперед. Он роет траншею, в нее закапывается кабель.
0_11955e_3df487e_orig
Разница с картинкой лишь в том, что под кораблем глубина пару километров.

Вот еще познавательно видео

4 Подключение к берегу
Если все прошло хорошо и кабель дотянули от берега до берега, то его подключают к береговой станции.  Для этого в месте подключения кабель основательно закапывают в дно, чтобы его не вымыло морем, заваливают камнями.  Соединяют земной конец с морским. 

Вот так это выглядит вблизи

5 Тестирование и запуск в эксплуатацию
После окончания работ провода втыкаю, меряют потери, запускают связь. Если все работает — подключают потребителей. Обычно запускают на минимальной скорости, но в в кабеле обычно присутствуют дополнительные жилы, по которым в дальнейшем, при замене оборудования можно запустить большие объемы передачи трафика. Ну и опять же резерв, вдруг что сломается.

В описании процесса опущены всякие согласования денег и работ, но в нашем случае это уже не сильно важно.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Кабелеукладчик Segero


1 А сейчас  мы с вами теперь ступим на борт корабля Сегеро и пройдемся немного.
061bde3df6d6375a176689ddadb12fac.jpg

2 Первое что нам предстоит это, да все верно, мы наденем средства защиты, чтобы не удариться головой где не надо.
3d93f877333fccbaf74a658b3df1cfae.jpg

3 Я в прошлый раз не задумывался, как погружают кабеля на судно. Оказывается есть специальные «заправочные горловины». Я если честно думал просто через открытую дверь в борту.
111a00a327fb9148cb44195b9731051e.jpg

Основные отличительные модули судна-кабелеукладчика это

  • Кабельная палуба. На ней производятся все работы с кабелем. Разделка, починка, передача кабеля наружу и так далее.   На кабельной палубе стоит отдельно выделить мокрое хранилище усилителей. (подводные усилители сигнала требуется хранить во влажной среде). «Чистая комната» — требуется для проведения работ по сварке кабеля. Рентген кабинет — для проверки качества соединений.     
  • Кабельные танки. Емкости в виде бочек где хранят запасы кабеля. 
  • Кормовая палуба с кранами  и инструментами прокладки.  Там обычно размещают подводное оборудование  для прокладки и краны для управления этим тяжелым оборудованием. Так же пульты управления. 
  • Собственное подводное оборудование плуг  и дополнительные подводные роботы.  
  • Дополнительная кормовая рубка. Так как часто требуется очень точно позиционировать корабль в море при работах, то и рубка у него обычно двойная, спереди и сзади.  Чтобы рулевой мог контролировать процесс со всех сторон. 


Остальное все такое же как и других судов, двигатель, каюты, камбуз, столовая.  Единственно но, для удобства на таких судах есть куча разных подруливающих устройств и автоматики для миллиметровой точности в удержании судна на месте.

Пойдем по порядку

Кабельная Палуба


4 Вот эти механизмы это транспортеры для передаче кабеля из танков на корму
3d9fa08469ae1c51139a58fc947fc620.jpg

5 Ролики для протягивания кабеля
24ec5a0a191591b09c44c2a2e479b68e.jpg

6
d94a7b0d081b5c6e5d143d6ae24abe23.jpg

7 Одновременно можно подавать сразу два кабеля из 2х танков
c6f628f50f57292d8a19b889ff210ab6.jpg

8
4fe9601547a21f25358fcec8771c8953.jpg

9 Не знаю как назвать, но типа кабель каналов. По ним едут кабеля
ba311b3c48f0efbb31a91e1f522e1789.jpg

10 На самой палубе хранят усилители сигнала
f646989b9a785e17d805e9df153d6da6.jpg

11 Увы мокрой камеры на борту видимо нет. Схема хранения реализована по методике «Мокрая тряпка»
48c15315e38080f3b39c6a5f30149c85.jpg

12
d8bb29ad9fc795277bbd94d696c803ab.jpg

Это прям разочарование в сравнении с другим кабелеукладчиком который мне удалось посетить. Сами можете зайти и сравнить http://zeka.su/2016/07/11/3406/

Как работают усилители сигнала
Усилители чаще всего делаются на основе легирования волокна редкоземельным элементом эрбием.

Дополнительный лазерный луч накачки большой мощности, но отличный от частоты работы лазера передающего информацию вводится в волокно и заставляет атомы эрбия в усилителе перейти в возбужденное нестабильное состояние. Когда с этим атомом сталкивается ослабленный длинной дорогой по оптоволокну фотон лазерного излучения с полезной информацией, он получает от этого возбужденного атома энергию, и переизлучается с новой силой и летит дальше, точнее он переизлучается в виде 2х квантов и полезных фотонов становится больше.

Это все если объяснить на пальцах. будет так.
В трубу закинуты теннисные мячики на которых записана информация и они летят по трубе из пункта А в пункт Б. Труда длинна, и испытывая сопротивление воздуха они замедляются и могут не долететь до конца трубы.
Но рядом по параллельной трубе качают воздух на большой скорости, и он заставляет крутиться быстро лопатки колеса типа как на водяной мельнице, или колесном пароходе, расположенные где-то в середине трубы.
Долетев до этого колеса теннисные мячики получают этим колесом по заднице, как теннисной ракеткой и с новыми силами летят дальше… еще 80 км =)
Кому интересно почитайте нормальную и полезную статью на эту тему, ну или Википедию

простите за сумбур, но я не сильно силен в этих делах.
Но более подробно можно почитать на хабре в камментах

13 Так же на этой палубе производится складирование дополнительного оборудования для прокладки. Муфты, переходники и так далее. Короче куча всякой расходки
1f8829965484792a8bc96787018f91bd.jpg

14 Тут можно выйти в море =)
993a7ec26d24fcbbbe23da0c224f5b3d.jpg

15 Вот тут лежат подозрительные коробочки, которые меня заинтересовали
50b59a6931d14d6a7ad49f31639b4522.jpg

16 Это как раз оптическая муфта для установки в береговом коммутационном шкафу. Это самый конец кабеля. В нее уже будет подключаться оконечное оборудование. В муфте как раз видно, что разведено 4 жилы.
b6b305cdfad1362e5a46213f9dd2c0ac.jpg

17 Увы не знаю что это, но тоже наверное ЗИПы и другие части
cc741e7a502cc798c90e01dfe6b6626f.jpg

18 Наглядное пособие по укладке
b3396c78645bc95a83a56413bf797566.jpg

НА кабельной палубе естественно есть и два кабельных танка — хранилища.
19 В них лежит 850 км кабеля + запас.
4a1e34e0afc602491abba82807f49794.jpg

20 Второе хранилище
3c3d5521c0580c1037ac3b2f8e57be89.jpg

21 стенки танка округлые, чтобы кабель скользил и не перетирался
4a94f8d5342fee688158f10c7556b112.jpg

Теперь заглянем в «чистую комнату». Там производятся работы по разделке кабеля, свариванию оптики и по установке муфт, усилителей и так далее.

22 Верстак. Обратите внимание на самодельные бобины для материалов
0663ab5e5d9c2b720dae04a1063dff94.jpg

Инструменты и куча всякой изоленты.
1cd63d0b226ab9e93694dd2dd0f713dc.jpg

23 Сварочный аппарат
c11def1775e6a224f3342eb3139421f1.jpg
Как он работает можно посмотреть тут или тут

24 станина для монтажа соединительной муфты. Это довольно большая и тяжелая конструкция.
2cb041e8c8edf917125e69a6449d175c.jpg

25 Увы не знаю, что это, но предположу что оконечное оборудование для наземной станции
af437217b28532a945bb5f94be95fa12.jpg

26 Рентген оборудование для тестирования изготовленных подводных муфт. Сами понимаете, лучше 30 раз проверить, чем потом месяц возиться с доставание кабеля и изготовлению новой муфты
dd1c572703386aaef7e13d03325b16d5.jpg

Сейчас мы подсмотрим как работают профи и насколько прочный этот подводный кабель.
Работники разделают конец кабеля для установки на нем муфты

27
0d8a29598354de83d38aba2ca703f303.jpg

28 Сначала нужно расплести пластиковую многослойную изоляцию
ef4d49eaf8535dd18eec2065557fbe2a.jpg

29 Устройство кабеля. Верхний слой — пластиковая гидроизоляция. Далее — силовые несущие стальные тросы. Под ними слой полиэтиленовой изоляции. Внутри медная гибкая трубка. А в ней уже идут сами оптические волокна
35719a6de832412b50c45143a0329c65.jpg

30 Мне покоя не давали вот эти бобины. Тут шкурка для зачистки кабеля, и пилы в виде струн. Такой струной удобно резать пластиковые оболочки
e45b6a236d30c7bdc24dbd92d1f93281.jpg

31 А вот чтобы вскрыть силовой стальной каркас приходится применять более тяжелую артиллерию. Турбинка и несколько минут напряженной работы
5198b4611ca052629dcfd70a9c60ac93.jpg

32 Что удивляет в местных работниках, это некоторая пренебрежительность к ТБ. Надеюсь у них ничего плохого не случалось
d18c55970275e6450edd6a60fcc08308.jpg

НУ и немного технических подробностей.
Вроде проложить провод — ничего сложного. Вот нашел картинку сколько всякого оборудования нужно установить на кабель перед прокладкой. Естественно больше всего нужно установить на самый длинный кабель — Сахалин — Итуруп (верхняя строка). Далее кабель идет на Кунашир, а потом на Шикотан.
Кстати дополнительный проектом этого корабля была прокладка новой линии связи связывающий Сахалин с большой землей. Кабель проложили через татарский пролив из Ванино в Углегорск. Но там линия связи небольшая в сравнении с остальными
12095c95148d09aa9eb26afb7ddcda5b.jpg

С кабельной палубой мы закончили. Пройдемте на корму и посмотрим подводное оборудование.

Кормовая палуба


Единственным глубоководным агрегатом на этом судне является плуг.
0505c50510dacebc220001e7a3b79e1b.jpg

Плуг опускается на тросе на дно и тянется за движущимся кораблем как обычный плуг по полю за лошадью. В процессе движения по команде сверху плуг заглубляет свой рабочий клык в дно и копает там траншею на глубину до метра. Через клык проходит кабель канал и наш кабель сразу оказывается в траншее. Которая сразу может быть и завалена грунтом.
Конечно эта схема может и не сработать на скальных массивах в прибрежной полосе, но в самом океане на дне обычно тихо и дно представляет из себя отложение мягких осадочных пород или даже ил. В такие грунты плуг может зарыться на максимальную глубину ножа. Если кабель оставить лежать сверху то его можно повредить. Например если кто-то из рыбаков или научников будут тралить живность со дна или акула попадется слишком нервная. Примеров множество. На мелководье где есть активное судоходство кабель приходится дополнительно заваливать скальником для безопасности. Вдруг нерадивый капитан бросит возле него якорь и потом вытащит своим якорем все 850 км кабеля.

Отличное видео показывающее работу плуга

И еще одно видео, которым пугают всех владельцев подводных кабелей.

Плуг


Плуг весит почти 30 тонн и моет работать на глубинах до 1500 метров.
Более подробную спецификацию можно увидеть на сайте владельца http://www.ktsubmarine.co.kr/eng/equipment/plough.asp

33 Плуг в передней части имеет две лыжи. Они встают на грунт и он на этих лыжах едет за кораблем на привязи
fcc77565516116c9675e7beb372511df.jpg

34 В его задней части находится клык. Клык заглубляется в грунт и выпахивает там траншею заданной глубины. По заднему ребру клыка под воду в траншею заводится кабель через специальный «язычек»
232c0b22813e7545ef5e0f5e101af753.jpg

Над клыком установлена камеры, освещение и датчики для наблюдения процесса работы. Картинка передается операторам на палубу.

35 Для чего предназначен маленький зеленый человечек непонятно. Но предположу что плуг имеет свое имя в судовой роли и все к нему обращаются по имени
e310adfc1eb828bfd02298c36530cf8d.jpg

36 «Язычок» который отвечает за подачу кабеля в траншею. Может опускаться и подниматься регулирую глубину укладки или натяжение кабеля
b5ad34e20367a6d50b0142076b74e642.jpg

37 Крупный план
10081aff7e38b2ad7b0108ddfff210da.jpg

38 Вид спереди
4a6be783df47dbf1f3bb04ddee817164.jpg

39 Плуг вещь сложная. Видите кучу управляющей гидравлики для опускания клыка и задней пары лыж.
62662351.html

40 Пойдем наверх. полюбуемся с высоты. Перед этим требуется ознакомиться с ТБ
74e916e826469dfde64b07814a85ca55.jpg

41 Плуг вид сверху. Те в белых касках не со мной.
0505c50510dacebc220001e7a3b79e1b.jpg

42 Судя по свежей окраске плуг недавно приводили в порядок. Уверен что после работы он весть грязный и ржавый. Вот на лыже осталось немного грязи.
ead643684c769377c754239e6fc79e07.jpg

43 Над плугом находится «портальный» кран который и перебрасывает плуг за борт. Увы тут он не влез в кадр
0b3b34a45d72e2c06987c706f556a34c.jpg

44 Но вот так понятнее.
77367c770ae4a247db878c84157406ce.jpg

45 Дополнительный кран
fc76426a8acf06f5020d2c7a9a8d7644.jpg

46
e0e141157e019349a3e1f8d96e5a8df6.jpg

Дополнительный кран требуется для работы с другими вещами кроме плуга. Поднятие кабеля оставленного на время от работы.
Вот представьте, вы прокладываете кабель, и вам грозит шторм. Что делать? Сматывать 1000 км кабеля?
Нет все просто. Отрезаем кабель на том месте где закончили. Привязываем к нему поплавок или 10 поплавком и оставляем тут. Сами собираем все манатки и уплываем в защищенный порт. По окончании шторма приплываем на место, цепляем лебедкой конец кабеля на поплавках и затаскиваем его на кабельную палубу. Там разрезаем, присоединяем наш конец и продолжаем прокладку. Вот и все.

48 А запасы всяких поплавков у нас в наличии. Хотя эти скорее для заведения кабеля на берег.
fb17b04f17f818675cc27809fae24440.jpg

49 Запас якорей для закрепления поплавков на месте
4c7e30bb157c79288bb523434f6c2889.jpg

50 18 Ладно мы отвлеклись. Вот несущий трос для спуска плуга под воду
8b268aa0b4393ed77c84b5a47d1948f5.jpg

51 На верхней палубе есть контейнеры для хранения всяких мелочей
db9c06827d8419c01d6a12b9d0b3c279.jpg

52 Вход на кабельную палубу герметично закрывается на случай шторма
feeb737ce2df0188578dfe2a86a945b2.jpg

53
А это «слив» для кабеля который уйдет на глубину
2b3c0d007c28fb0a9d2d5d5ee886079f.jpg

54 Пожалуй закончим осмотр кормовой палубы и отметим, что местные сотрудники очень креативны.
Вот набор самодельных и недорогих якорей. Предполагаю, что они одноразовые
5ba80a798b0304c84fe786adb06d430a.jpg

Дальше мы отправимся с сердце корабля, в его рубку управления…

Рубка

Собственно от сюда и осуществляется все управление
55 Правый борт
4f52a5db97c5b29cb257188292219f9d.jpg

56 Левый борт
b4bfdacb5db3f107d3aade144fca0067.jpg

57 Нос корабля. Вертолетная площадка. Под ней столовая для экипажа
ae67dc1383b0cd7b336eb29e19665919.jpg

58 Пульт
201d76ab83973c11c4b0ec1ae019a668.jpg

59 Тут прям порядок. Все гораздо лучше чем на наших судах каменного века.
9fa422f9eeb34227c4bd19de990980f0.jpg

60 Место штурмана
bcd8f12b2ef101aa168486bd6739b378.jpg

61 Схема судна. Кстати я вас обманул. На судне не 2 кабельных танка, а 4. На нижней схеме видны два дополнительных меньшего объема
43a1b41f0b2ecaee17b42679ffc0d78e.jpg

62 Посреди рубки есть самое важное место, без которого можно было бы огрести проблемы. Отличный сортир. Я зашел и проверил. Все чистенько
05477df100fbe41d9f7abbbc5d958555.jpg

63
d12d35c9be4ce264a03ae0df008896bb.jpg

64 Мне по секрету рассказали, что, не смотря на некий бардак, сортиры на Сегеро в разы чище чем на КабельИнноваторе.  А это знаете ли показатель
ec15a667c1e36a20da60af909d943092.jpg

65 Отдельная рубка управления для всех глубоководных работ. Сердце всего.
Тут сидят операторы управляющие всеми технологическими процессами. работа плуга, подача кабеля
b73a5e0263bd248d44a1b88d5cd27b00.jpg

66 Радары, позиционирование
2ade17a918de410969d7446ee079ec4f.jpg

67 Связь ну и все что нужно в одном месте
bc8fc22e711f46ae19eee63b2cdf8eb3.jpg

68 Еще одна секретная карта. Планы работ. Где и куда плывем. Куда прокладываем
15767eea2ca589b489014499871c1b63.jpg

69 Предназначение этого оборудования увы не раскрыли. Наверное коммерческая тайна
2cb05dd0f18e7985ddc997d1974514a4.jpg

70 Кормовая рубка управления, вид снаружи
d196d33b23ddf4ff4fc6a2d41d5f7b7f.jpg

71 Пульт. Так понимаю многое дублируется с передней рубки
69569869bb2bb4d3b9b4e261dba1095e.jpg

72 Вид на кормовую палубу
0c3c81850ebda889ab4bf1561291ba17.jpg

73 Виден кран плуга, и вспомогательные краны.
a3d6db4980e51ca24e9d6dab9cfb0181.jpg

НУ и для порядку заглянем в кают компанию-столовую для экипажа. Увы она небольшая и не сместит сразу все 60 человек экипажа.

74 На камбуз не пустили, но сразу видно, что тут у нас одни азиаты. Целых 3 рисоварки
d45f7f04558bcd77a1445dad30e9b8f1.jpg

75 Из развлечений присутствует видео и караоке
a76f3385281dd0064a8a1328631dd168.jpg

НУ, а теперь покинуть гостеприимный корабль и посмотреть на него издалека.
Спасибо за гостеприимство всем.
76
74fa893e7f81419f5f4c20ca1543eae4.jpg

Внешний вид 

77 Припаркован в торговом порту
95cccb569a0f8dd12951aa978bfb9dbe.jpg

78 Кормовое оборудование
77367c770ae4a247db878c84157406ce.jpg

79 На носу практически ничего нет
e4bd39e191a52c2b5dff4bcfe9679f66.jpg

80
bbac5e2ade0b03c3d43c4bb16150e698.jpg

И небольшое видео снятое в японии о работе этого судна.

Ход работ 

Работы про прокладке линии с Ванино на Сахалин велись летом 2018 года, а потом корабль отправился в Корсаков, дозаправился и вышел на место работ в Охотское море.
К октябрю работы по прокладке уже были завершены и началась пусконаладка.

Береговые станции были подключены к узлам связи в Курильске, Южно-Курильске, Крабзаводском. И проложены обновленные линии связи до ближайших населенных пунктов: Горячий пляж, Рейдово, Малокурильское. Увы остальные населенные пункты пока еще не подключены из-за их отдаленности. Но там вопрос лишь техники. Нужно проложить наземные оптические кабеля и все. Обещают что в 2019 году подключат к быстрому интернету Аэропорт Менделеево и Ясное.
Увы я не располагаю данными о дорожной карте. Но с 2019 года Ростелеком начинает проект подключения последней мили быстрого интернета в поселках до 100 жителей. (раньше было до 200) Это проект Устранение Цифрового Неравенства и возможно в рамках этого проекта и будет подключение остальных.

В феврале группа высокопоставленных чиновников выбиралась на Шикотан и торжественно открывала подключение интернета в гос учреждениях. Школа, дом культуры сельские администрации.

Увы я не нашел в интернетах фотографий с мероприятия. Вот единственная. Из клуба поселка Крабзаводское — Шикотан
2bff781dcf5faf88f6ba36d7d4990a46.jpg

Ну и есть репортаж 1 го канала. Показывают немного сам корабль и даже стойку в коммуникационном узле. Остальное всякий официоз.
https://www.1tv.ru/news/2019–02–26/361072-zhiteli_yuzhnyh_kuril_poluchili_dostup_k_vysokoskorostnomu_internetu

На этом все. Поблагодарим компанию Ростелеком за оказанную честь побывать на таком интересном судне.

© Habrahabr.ru