Строители пирамид
Мы считаем, что наша история, полная бесконечных войн, становления и разрушения империй результат нашей сознательной деятельности. Но, увы, мы как всегда слишком высокого мнения о себе. Сознательность в историческом процессе не присутствует вовсе. Процесс этот, конечно, сложный, но механизмы его обеспечивающие до безобразия примитивны. Если взглянуть на недолгую историю человеческой цивилизации легко можно подметить цикличность развития. Империи рождаются развиваются захватывают огромные территории, кажутся вечными, но вдруг рушатся, погружая в хаос миропорядок. Затем появляются новые империи и все опять идет по кругу. Подобная цикличность присутствует не только на уровне государств, но и на уровне частных компаний, да и любых иерархий, выстраиваемых людьми.
Падение древних царств, развал Рима, падение Константинополя, империя Наполеона, мировые войны, список практически бесконечный, история многих событий подробно изучена и описана. Обычно можно привести конкретную причину или несколько, которые послужили пусковым крючком развала той или иной иерархии, но нет ответа почему они сработали в тот момент времени, а не в другой. Да были бездарные военачальники или глупые правители, да принимали неправильные решения. Но ведь всегда на высоких должностях были глупцы, однако их решения раньше не приводили к катастрофам. Описывая исторические события обычно детально обсуждают политику лидеров, новые вооружения или технологии, но практически никогда не учитывают основной фактор, определяющий устойчивость государства или империи или любой другой человеческой иерархии. Этот фактор настолько обыденный и повседневный, что о нем постоянно забывают ученые мужи, хотя каждый из нас сталкивается с ним ежедневно. Фактор этот — бюрократия.
Есть куча книг про великих людей, где детально описывается их каждый шаг и мотивация этого шага, еще больше книг про вооружения, с подробнейшими исследованиями типов орудий убийства и способов защиты, книги про бесконечные интриги и эгоистичные желания, именуемые политикой. Но как не удивительно вы не найдете практически никакой популярной литературы посвященной исследованию бюрократии. Единственная книга, которая мне повстречались это написанная в далекие шестидесятые законы Паркинсона. Сегодня все помнят сэра Паркинсона по названию одноименной болезни. (И кстати это единственный случай в истории, когда болезнь названа не в честь врача, а в честь пациента). В своей книге Паркинсон детально описывает работу чиновников. Правила, сформулированные им при исследовании британской военной бюрократии, казалось бы, в шутливом произведении тем не менее универсальны, работали и работают везде. И в Британии, и в Советском Союзе, и в древних царствах Египта, и в любой корпорации. Ведь бюрократия является тем фактором, который формирует иерархии и соответственно государства и империи и она универсальна. Никакая страна, никакая иерархия не способна функционировать без бюрократии. Какой бы не был талантливый царь или военачальник или глава компании, без правильно работающих чиновников он ничего не добьется. Но именно бюрократия в итоге становится причиной разрушения любой иерархии.
Человек существо иерархическое. Это наша генетическая способность, унаследованная от предков. Иерархичность наш такой же инстинкт, как материнская любовь или способность дружить. Она позволяет создавать разнообразные иерархии и тем самым объединять огромные группы людей (и зверей) в единое целое. Это наше любимое развлечение выстраивать иерархии. Где бы мы не были если нас больше одного, то будем выстраивать иерархию. Каждый из нас хочет быть главным, а желательно не просто главным, а главным над главными.
Рост человеческих иерархий схож с процессом формирования кристаллов. Думаю, все помнят, как они формируются — в аморфный раствор опускается первоначально маленькая структура, которая начинает расти за счет раствора, масштабируется и увеличивается в размерах. Так же и у людей; отец-основатель формулирует основные правила, являясь затравкой, а вокруг него начинает формироваться структура, называемая бюрократией. Успех роста и долгой жизни сообщества зависит от изначальных правил, который определяют первоначальную структуру бюрократии. Но чем больше растет кристалл, тем больше ошибок в нем накапливаются, искажая первоначальную картину. В отличии от кристалла человеческие иерархии накапливают ошибки не только при формировании, но и с течением времени, что увеличивает их нестабильность и приводит к закономерному и неминуемому распаду. Какой бы правильной не были первоначальная структура со временем она вырождается. Процесс бюрократизации естественный и бессознательный и поэтому всегда заканчивается неизбежным финалом: гибелью иерархии.
Дабы не быть голословными рассмотрим процесс бюрократизации на примере следующей модели: человеческое сообщество поделим на две категории — людей и чиновников. Назовём их более политкорректно реципиенты и управленцы. Реципиенты это те, кто производят ресурсы или услуги, но не участвуют в управлении. Если у них возникают проблемы, то они обращаются к управленцам. Изобразим их прямоугольниками.
Реципиенты
Управленцы с одной стороны потребляют ресурсы, производимые реципиентами, а с другой стороны призваны решать проблемы реципиентов. Изобразим их кругами.
Управленцы и реципиенты
Наверняка замечали некая округлость — характерная черта управленцев. Понятно, что в реальной жизни управленец может быть одновременно и реципиентом в какой-нибудь другой иерархической структуре. Например, чиновник мед учреждения будет реципиентом для чиновника оператора мобильной связи и наоборот. В реальной жизни реципиент сам способен принимать некие решения. Но наша модель примитивная и не подразумевает столь сложные связи. Связь между реципиентом и управленцем двусторонняя и будет выглядеть следующим образом:
Связь между реципиентом и управленцем
Реципиент, сталкиваясь с проблемой передает ее наверх, а управленец принимает решение и спускает его вниз. Если решение правильное проблема решается, если нет, то она остается, создавая новые проблемы.
Рассмотрим процесс формировании иерархии на примере произвольного Васи. Назначили Васю на должность, должен Вася обеспечивать туалеты большой структуры туалетной бумагой. Должен каждый день обходить Вася туалеты и проверять наличие бумаги и восполнять ее, а также заказывать сколько нужно. Ходит он каждый день по туалетам, разносит бумагу, иногда звонят реципиенты говорят, где закончилась бумага. Работает в общем Вася. И в какой-то момент осознает Вася что у него немалая власть в руках, ведь туалетная бумаги нужный всем ресурс. Скажем прямо стратегически важный ресурс. А сколько и какого качества бумага будет в туалете зависит именно от Васи. Начальству он покупает ароматизированную нежнейшую бумагу, и начальство ценит Васину заботу о своей заднице, хоть и посмеивается над ним. И реципиенты любят Васю, ведь чуть какая проблема, прибегает Вася восполняет запасы. Хвалят все его. Молодец Вася! Вот как выглядит схема организации Васи:
Схема организации Васи
Все просто, существует быстрая обратная связь позволяющая, оперативно исправлять проблемы. Связь двусторонняя и с реципиентами, и с начальством. Эффективно работает Вася. Кто Вася? Молодец Вася!
Проходит год другой, организация растет. Вася понимает, что не справляется. Приходит Вася к начальству просит помощника дать, а то и двух. Работы много, номенклатура растет, не успевает один. У начальства два варианта или нанять еще одного Васю и поделить работу между ними, или дать человека в помощники Васе. Если поделить работу двое будут отчитываться начальству, будут интриги, еще неизвестно новый насколько хорош будет. А вот Вася он услужливый, понятный и надежный, и что немаловажно отлично смотрит за начальственной пятой точкой. Поэтому естественно Васе дают людей в помощь.
Теперь Вася сам начальник. Можно уже не бегать туда-сюда, сидеть в кабинете чаек попивать. Но появились новые проблемы. сложно подобрать надежных помощников, кто-то сворует бумагу для начальства, кто-то спьяну не придет на работу. Нужен еще помощник, который будет проверять других, а еще который будет оформлять заказы. А вот еще проблема: ругаются помощники, один говорит, что сказал сделать заказ, а второй говорит, что никто ему ничего не говорил. Что делать? Нужно вводить спец формы, которые все должны подписывать. А еще нужен человек, который эти спец формы будет учитывать. А еще их нужно отдельно заказывать и пошло-поехало. Теперь у Васи целый отдел с помощниками старшими и младшими, курьерами, логистами и проверяющими. Теперь схема выглядит так:
Отдел с помощниками
Что изменилось? Уровней иерархии добавилось, и главное принципиальное отличие нет больше у Васи прямой обратной связи с реципиентами. Да и самого Васи больше нет, а есть Василий Васильич еще не большой, но уже начальник. Обратная связь с начальством осталась прямой и укрепилась, а вот с реципиентами ослабла. Обратная связь стала непрямой и соответственно существующие каналы передачи начинают забиваются ложной информацией. Каждый уровень иерархии добавляет шума в передаче информации наверх. Сознательно и бессознательно, пряча свои ошибки и выпячиваю свои достоинства, искажает данные. Соответственно эффективность падает. Народу больше, а толку меньше. А так как у начальства нет прямого канала на реципиентов, то и верно интерпретировать данные он не может. Как следствие принимаемые им решения и указания начинают отрываются от реальности и не способствуют решению проблем.
На уровне реципиентов ситуация начинает ухудшаться. А вот начальство, наоборот, довольно Васей. Когда освобождается должность смотрителя за мылом для туалетов, ее отдают Васе. Теперь Вася уже зам начальника по закупкам, у него уже несколько отделов в подчинении. Все его люди зависят от него, хочет уволит хочет повысит, хочет премию выпишет. Большой уже начальник Вася. Разрастается его отделы, растет его пирамида.
Разросщийся отдел
Только вот эффективность падает еще сильнее, бывает жалуются на Васю реципиенты то бумаги нет то мыла. Но до высшего начальство если и доходит недовольство, оно не понимает ведь у него, и бумага отличная и мыла с шампунями заграничные. И Вася приятнейший человек, и надежный. Не будет начальство слушать интриганов, а тем более ходить по плебейским туалетам проверять их. А Вася уж сам побеспокоиться чтобы от таковых избавится. Это уже начало конца иерархии: обратная связь с реципиентами прервана полностью и наверх транслируется только отфильтрованная информация, никак не связанная с реальностью.
Так и строит свою пирамиду Вася, а его начальник строит свою пирамиду, в которой Вася его часть. И другие начальники строят свои пирамиды, сливающиеся в одну глобальную. Она и обеспечивает миропорядок. Чем больше уровней в Васиной пирамиде, тем важнее Вася, тем больше его влияние. Становясь винтиком системы человек меняет свою мораль. Его главная цель удержатся в структуре, а желательно подняться максимально наверх. Составленная из чисто эгоистических посылов каждого чиновника, она тем не менее монолитна. Ведь каждый Вася, какую бы мелкую должность он не занимал и как бы он ненавидел свою работу, будет защищать свое кресло до последнего. С момента, когда бюрократия теряет обратную связь с реципиентами и начинает обслуживать в основном только себя, начинается необратимый процесс гибели иерархии. С этого момента уже ничего не исправить иерархия на пути к гибели. К сожалению, какими бы бесчеловечными не были иерархии, с их крушением наступают еще больший хаос и анархия. Все жившие в 90-е в Советском Союзе испытали на себе последствия такого хаоса.
С другой стороны, существование правильно выстроенной бюрократической системы имеет неоспоримые преимущества. Если присмотреться повнимательнее к истории становится очевидным, что любые лидеры могли оставаться у власти только в случае грамотно выстроенной иерархии правления. Неважно это международные корпорации или армии вторжения. Без правильной работы чиновников ни одна структура людей не просуществует долго. Бюрократия позволяет консолидировать огромные сообщества, которые часто просто своей массой могут задавить конкурирующих соседей. Например, армии вторжения Чингисхана помимо того, что были самыми современными и оснащены по последнему слову техники того времени, также всегда в разы количественно превосходили противника. А чтобы огромная армия могла функционировать, за ней должна стоять хорошо работающая военная бюрократическая машина. Причем количество тыловиков в несколько раз будет превосходить боевые единиц.
Каждый раз мы пытаемся построить что-то новое, но в итоге получается, как всегда. Все общественные или государственные устройства, не важно это демократии или тоталитарные режимы, все суть повторения одной и той же бюрократической пирамиды. В пирамиде этой изначально заложены проблемы, которые ее разрушают. В начале она эффективна, что позволяет ей масштабироваться и расти, но неизбежно наступает момент, когда количество иерархических уровней достигает критического, система максимально искажает поступающий сигнал. Чем больше уровней, тем больше ошибок накапливается при принятии решений и, тем быстрее структура становится нестабильной. Иерархия, построенная на эгоизме (а по-другому у людей не бывает) будет постоянно добавлять уровни. А каждый уровень будет добавлять ошибок. В итоге наверху иерархии начинают плохо представлять себя, что происходит внизу. Теряется обратная связь, которая намеренно забивается всеми уровнями. Как итог решения, принимаемые наверху, в лучшем случае бесполезны, а обычно создают новые проблемы реципиентам. Потеря обратной связи становится переломной в эволюции структуры, с этого момента иерархия становится неустойчивой. За счет своей огромной массы и инерции она может существовать еще очень долго, оставаясь в неустойчивом положении многие сотни лет. Снаружи может казаться что все отлично, но внутри уже все прогнило. Достаточно взмаха крыла бабочки и все моментально обваливается, коверкая судьбы и унося жизни.
Процесс формирования иерархических структур и потом их разрушение является естественным процессом, и поэтому неизбежен. На протяжении всей недолгой человеческой истории, такое происходит с обескураживающим постоянством. Иерархии возникают, растут и разваливаются. На остатках старых вырастают новые проходя тот же самый цикл. Все они при внешних различиях построены на основных человеческих инстинктах: эгоизме, властолюбии, жадности, жестокости, трусости. Поэтому вся история идет по кругу. Сегодня думаю ни у кого не вызывает сомнения, что существующий миропорядок трещит по швам и скоро рухнет. При пандемии стало очевидно, что существующие бюрократические структуры, как национальные, так и мировые, абсолютно некомпетентны и недееспособны. И мы видим, как пять лет назад казавшийся стабильным миропорядок начинал сыпаться, вызывая огромные жертвы. К сожалению, это часть естественного процесса и его уже не остановить. И, к сожалению, мы только в начале процесса, ягодки, а может и грибочки еще впереди.
Думаю, из вышеприведенной простой модели и достаточно общих рассуждений очевидно, что основная проблема любых управленческих структур — это потеря обратной связи, вызванная неконтролируем ростом иерархических уровней. Теоретически все просто, нужно ограничить рост бюрократии. Но как в реальности обеспечить правильное функционирование бюрократической машины под постоянным давлением человеческого эгоизма вопрос вовсе не праздный. За прошедшие 7 000 лет цивилизации мы так и не нашли ответа на этот вопрос. Возможно, добавив немного разума и критического мышления при построении нового порядка мы сможем найти решение, отличное от пирамиды. Иначе мир опять пойдет по замкнутому кругу.