Столкновение миров: что все чаще приводит геймеров на фондовый рынок?
Если вы читали наши публикации о Такеши Котегаве и Навиндере Сарао, то могли обратить внимание, что эти «черные лебеди» относились к трейдингу специфически — как к компьютерной игре. Это известная подробность, которую пресса выставляла чем-то экзотическим, а то и намекающим на психиатрические диагнозы. Сегодня же, когда технологии продолжают стирать границы между разными сферами жизни и пересечений между фондовым рынком и геймингом становится все больше, такие намеки вызывают только иронию.
С одной стороны, игровые студии привнесли в свои детища товарно-денежные отношения через усложнение игровых экономик и донатные системы в моделях free-to-play и games as a service. С другой — тренд на повальную геймификацию повлиял и на обучение трейдингу, а интерфейсы многих инструментов для торговли стали все больше походить на игровые экраны.
Засилье цифровых валют также размыло грань между традиционными ценными бумагами и репой, выращиваемой на виртуальных огородах. Какая разница, чем торговать, если современный смартфон позволяет с одинаковой легкостью получать в пару кликов доступ как к внутриигровой валюте, так и к международным финансовым рынкам?
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в последние годы на фондовый рынок повалили те, кто поднаторел во всевозможных прогнозах и сделках в видеоиграх. В этой статье мы поговорим о том, могут ли геймерские навыки чем-то помочь в торговле на бирже, таят ли они в себе опасности для начинающих трейдеров, а также как воспринимают это «племя младое незнакомое» финансисты старой закалки.

От торговли репой до победы над медведями с Уолл-стрит
Пандемия COVID-19, запершая миллионы людей в четырех стенах, дала им мощный толчок для поисков как досуга, так и заработка в интернете. На сайте Московской биржи приводятся данные о том, что к маю 2021 было открыто втрое больше счетов, чем в доковидные времена (число инвесторов достигло 12,2 млн человек). При этом в Центробанке сочли, что мотивацией многих новичков стало скорее желание развлечься, нежели обогатиться. Так, «Финам» в свое время приводил на этот счет слова Валерия Ляха, директора Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России: «На рынок пришло много новых инвесторов. Но, с другой стороны, не все они инвесторы. Люди пришли получить именно некоторое удовольствие от игры».
Карантины и технологические скачки наложились на поколенческий сдвиг, вынесший на рынки ценных бумаг более молодых инвесторов, которые не воспринимают биржевую торговлю как что-то элитарное. Оценить массовость прихода любителей видеоигр на рынок сложно: и «трейдеры», и «геймеры» сегодня довольно условные понятия. Регулирующие органы по долгу службы это напрягает, на что обращает внимание независимый инвестконсультант Игорь Файнман: «На лбу у человека не написано, что он игрок, а справки из психоневрологического диспансера пока брокеры не запрашивают». Но пока любители перегулировать рынок фантазируют о заградительных мерах, технический прогресс идет своим чередом. И с каждым годом все меньше удивления вызывает, что героями информационных агентств нет-нет да становятся любители или прогеймеры, переключившиеся на торговлю ценными бумагами и сколотившие состояние.
Из-за слабого понимания правил торговли и легкомысленного отношения к делу большая часть из них просто спускает деньги. Но ряд геймерских навыков все равно дает им преимущество перед другими новобранцами: например, скорость реакции, стратегическое мышление, способность сохранять концентрацию в стрессовых ситуациях.
Так, Брайан Ли, известный дотер FluffNStuff из команд Team Liquid и Complexity, после 2018 занялся трейдингом и разбогател. Он разработал свои собственные торговую стратегию и технические индикаторы, описанные в блоге на его сайте. Также он делится опытом с учениками в дискорде.
Другой пример — Энджи Фанг и Джессика Амадо. Они начинали с виртуальной торговли репой в игре Animal Crossing: New Horizons, где стоимость виртуальной валюты колебалась в зависимости от внутриигровых обстоятельств. Bloomberg, а также Nintendo Life приводят их истории: во время локдауна 24-летняя Фанг так вдохновилась своими успехами, что вложила $1000 в акции NVIDIA, финтеха Square Inc, игрока из инфобеза Palo Alto Networks и в ряд других ценных бумаг. А Амадо приобрела ценные бумаги Plug Power — в публикации не приводится точная сумма, на которую разбогатели девушки, но ясно, что в накладе они не остались.
Рынок репы из Animal Crossing на долгое время стал своего рода символом сращения мира финансов и видеоигр: энтузиасты создали сайт, посвященный предсказанию цен, а на Reddit появился раздел, объединивший сотни тысяч реповых трейдеров. А возникшее на том же Reddit сообщество Wallstreetbets, эдакий 4chan в мире Bloomberg, в конце ноября 2021 под предводительством юзернейма Roaring Kitty и вовсе выступило против волков с Уолл-стрит. Возможно, кто-то из вас видел фильм «Дурные деньги» (Dumb Money, 2023). Так вот — снят он по реальным событиям, когда геймеры и другие творческие личности решили спасти сеть магазинов по продаже видеоигр GameStop от банкротства и попутно чуть не разорили такие медвежьи хедж-фонды, как Citadel LLC, Melvin Capital и Susquehanna International Group.
Эта история, ставшая достоянием поп-культуры, продемонстрировала, что слаженное комьюнити гиков — сила, способная на многое.

Регулировать или выращивать?
Означает ли, что снизившийся порог входа на рынок ценных бумаг вот-вот позволит анонимусам из числа вчерашних дотеров на равных воевать с миллиардными корпорациями? Сказать пока сложно. После истории с GameStop по всему миру моментально поднялась волна обсуждений о необходимости регулирования торговли акциями и поведения в онлайн-сообществах. В РФ эта тема тоже муссировалась, и все тот же Валерий Лях говорил, что «наша задача — дать все-таки возможность людям на рынке работать и зарабатывать. Геймификация — это не то, за чем люди должны приходить на рынок».
В издании «Секрет Фирмы» выходила статья с громким заголовком «Биржевой рынок наводнили геймеры-лудоманы», где без особой аргументации постулировалось, что в трейдеры идут несовершеннолетние, всевозможные игроманы, простаки, поверившие финансовым гуру — все те, кто так или иначе распрощаются со своими сбережениями и даже не поймут, почему это произошло.
При этом никаких социологических исследований по этой теме мы не нашли, и грести под одну гребенку любителей компьютерных игр и людей с патологическим влечением к азартным играм из F63.0 МКБ-10 кажется странным, тем более что на практике современные платформы, такие как тот же Robinhood, Webull и TD Ameritrade продолжают стимулировать геймеров, культивируя восприятие трейдинга, как игры.
В качестве примеров заигрывания финансистов с миром видеоигр можно привести игру Swissquote Go — эксперимент с дополненной реальностью, запущенный еще в 2016 швейцарским онлайн-брокером с банковской лицензией Swissquote. Тогда на слуху у всех была Pokemon Go, и банк (из маркетинговых соображений, конечно же), использовав ту же механику, по сути, заменил покемонов на несколько сотен акций в составе индекса голубых фишек из индекса Swiss Market Index и раскидал их в 20 швейцарских локациях. Важно, что игра была интегрирована в торговое приложение Swissquote и стимулировала новичков, «наловивших» свои первые акции с помощью камеры смартфона, тут же использовать их для торговли по-взрослому.
Дочка же Bloomberg L.P., известная как Tradebook, при участии консалтинговой компании The ReThink Group, специализирующейся на психологии трейдинга, отметилась игрой Trader Brain Exercise, доступной сегодня под названием Intuition Brain Game. Эта игра была призвана показать, что любой человек при желании может прокачивать свои способности к прогнозированию. Высказывая предположения о динамике геометрических фигур, игроки, по мнению разработчиков, учились предсказывать движение биржевых графиков. На сайте Bloomberg игра характеризуется так: «Навыки трейдинга уже невозможно воспринимать как «врожденные» или тренируемые в деле. Им можно научить», — герою нашей публикации про черепаший трейдинг, Ричарду Деннису, понравилось бы.

Какие геймерские навыки полезны для трейдинга, а какие — вредны
Хотя в открытом доступе сложно найти академические работы по связи успешности биржевой торговли и гейминга, на таких торговых платформах как Edge Forex, Bookmap можно встретить немало публицистических статей в духе «Почему геймеры становятся хорошими трейдерами». Если проанализировать их, можно сделать следующую выжимку о навыках, которые помогают любителям видеоигр увереннее чувствовать себя на фондовом рынке.
Стратегическое мышление. В видеоиграх часто приходится учитывать десятки переменных и строить сложные стратегии, что во многом пересекается с планированием на фондовом рынке.
Быстрое принятие решений. Игры часто требуют мгновенной реакции, что помогает оперативно реагировать на горячие новости, неожиданные изменения движения биржевых графиков и т.д.
Адаптивность и стрессоустойчивость. Способность адаптироваться как к новым внутриигровым ситуациям, так и к, например, патчам и дополнениям, переворачивающим баланс с ног на голову, помогает геймерам, пришедшим на биржу, не сходить с ума, при малейших изменениях правил торговли.
Интерес к технологиям. Опыт работы с игровыми интерфейсами облегчает освоение торговых платформ и инструментов: после замесов в современных MMORPG даже терминал Bloomberg не напугает, не говоря уж о мобильных приложениях.
Эти статьи можно было бы счесть маркетинговым ходом и поглаживанием геймерского сообщества, если бы в них не освещалась и «темная сторона»: несмотря на полезные навыки, кое-что из видеоигровых привычек скорее мешает игре на бирже. Главная проблема — склонность к чрезмерному риску. В играх риск часто вознаграждается, но в трейдинге излишняя уверенность приводит к убыткам, и идея рисковать всем капиталом ради гипотетической огромной прибыли — заведомо плохая.
Это же касается чрезмерной импульсивности и нетерпеливости. Восприятие торговли как игры плохо сочетается со стратегиями долгосрочного инвестирования, когда весомая прибыль может появиться лишь через годы. В какой-то мере геймеры-трейдеры подвержены тому, что в психологии называется Fear of Missing Out. Страх упущенной выгоды возникает, когда игроки видят резкий рост актива, боятся «упустить прибыль» и в итоге покупают на пике цен.

Резюме
По мере развития информационных технологий миры видеоигр и фондовых рынков проникают друг в друга все сильнее. Не исключено, что мы доживем до полноценных торговых залов в VR, где можно будет торговать акциями реальных компаний, отстреливаясь в процессе от монстров.
Процесс этого взаимопроникновения вызывает у финансовых регуляторов и некоторых биржевиков старой закалки страх перед более юным контингентом, воспринимающим куплю-продажу ценных бумаг как игру. Однако финансовые компании и сами поощряют трейдеров нового поколения, вводя элементы геймификации в свои маркетинговые и рабочие процессы: возможность «торговать в один клик» и игровые элементы вроде достижений.
Хотя многие навыки из мира компьютерных игр действительно полезны на бирже, тем, кто хочет зарабатывать на трейдинге стоит не забывать, что даже игры требуют дисциплины, терпения и толики серьезности.
Впрочем, настоящие игроки знают это и так.