STM32, C++ и FreeRTOS. Разработка с нуля. Часть 1
Введение
Не так давно мой отдел столкнулся с трудностями поиска новых инженеров программистов для разработки встроенного ПО. Опытным и умным не нравился уровень зарплаты, а молодых просто нет в нашем городе. Поэтому под патронажем нашей доблестной глобальной компании со штаб квартирой где-то в Сент Луисе, мы начали сначала набирать студентов в интернатуру, а потом, решили пойти другим путем и сделать целых два курса по разработке ПО, а уже там самим выбирать самых «толковых» если понадобятся вдруг новые сотрудники. Это намного дешевле и позволяет охватить максимальное количество претендентов.
Немного отступлю от темы, сам я программировал последний раз очень давно, и вообще больше на С#, а последний глобальный проект на микроконтроллере (PIC16 на зыке Си) был сделан в далеком 2007 году.
Поэтому мне предстояло разобраться с современными микроконроллерами, языком С++ и операционной системой реального времени.
Конечно все наши проекты уже сейчас используют ОСРВ и пишутся на С++, но как разработчик я в них не учувствую, а занимаюсь тунеядством управлением проектами разработки такого ПО.
Выбор
Времени у меня на все про все было дано 1 месяц. С начала июня 2015 до начала июля 2015, потому что потом я собирался в отпуск, а после отпуска обычно полно работы. Надо было делать все быстро и четко.
Немного проконсультировавшись с коллегами, выяснил, что модное направление ARM Cortex различные ядра и из доступных отладочных плат можно заказать Olimex STM32P152 которые стоили 25 долларов. Они пришли очень быстро — 6 плат по цене примерно 2000 рублей. Стоит заметить, что эти платы были закуплены нами для университета, где собственно и будет проходить этот курс.
Исходные данные: Цель
Первым делом, нужно было определиться с тем, какую информацию и что давать студентам. Для себя я решил, что главной целью будет — показать весь процесс разработки ПО для устройств с использованием микропроцессора STM32, языка программирования С++ и операционной системой реального времени FreeRTOS, начиная от требований и разработки архитектуры и заканчивая кодированием.
Исходные данные: Ограничения
Итак задачей нашего проекта является создание демо приложения для отладочной платы Olimex STM32P152, по стандартам кодирования (который я тут приводить не буду), написанным на языке С++ с использование FreeRTOS.
Приложение должно быть понятным, простым и ненавязчивым, без заумных конструкций присущих языку С++. Архитектура должна быть описана на языке UML.
Исходные данные: Функциональные требования
SR0: Устройство должно измерять три параметра (иметь три переменных): Температуру микропроцессора, Напряжение VDDA, Напряжение с переменного резистора
SR1: Устройство должно выводить значение этих переменных на индикатор.
SR2: Единицы измерения для Температуры микропроцессора — градусы Цельсия, для остальных параметров — вольты.
SR3: При нажатии на кнопку 1, на индикаторе должен показываться экран со следующей измеряемой переменной,
SR4: При нажатии на кнопку 1 Светодиод 1 должен изменять свое состояние
SR5: При нажатии на кнопку 2, на индикаторе должен поменяться режим отображения переменных с постоянного показывания переменной на последовательное (менять экраны раз в 1.5 секунды) при следующем нажатии с последовательного на постоянное,
SR6: При нажатии на кнопку 2 светодиод 2 должен менять свое состояние.
SR7: Светодиод 3 должен моргать раз в 1 секунду.
Вкратце — это все требования для данной задачи.
Понятно, что задача не такая сложная, но позволяет практически полностью показать весь процесс разработки любого устройства по заданным требованиям.
Разработка: начало работы
И так требования готовы, можно приступать. Начнем с инфраструктуры. Для начала я создал проект в IAR для C++, ничего нового тут нет. Вот эта статья все описывает Создание проекта на C++ в IAR для STM32. Здесь останавливаться не будем.
Разработка: обертка для FreeRTOS
Поскольку я собрался использовать С++, а операционная система написана на Си, то мне нужна С++ обертка для FreeRTOS. В идеале можно было бы написать обертку так, чтобы она подходила под большинство ОСРВ, и тогда в проектах, можно было не зависеть от типа ОСРВ, но заморачиваться с этим я не стал и в данной ситуации выбрал только те функции операционной системы, которые мне нужны, и только их и обернул, тупо скопировав сигнатуру методов.
Также был добавлен статический метод static void run (void *parameters); Это как раз та функция, указатель на которую будет использоваться при создании задачи.
Для того, чтобы было возможно вызывать метод экземпляра класса в задаче, был сделан интерфейс iActiveObject с виртуальной функцией virtual void run (void) = 0; и глобальным атрибутом для хранения указателя на задачу.
#include "types.h" //Стандартные типы проекта
class iActiveObject
{
public:
virtual void run(void) = 0;
void *taskHandle;
};
Любой объект, который хочет быть задачей (активным) должен наследовать этот интерфейс и реализовывать метод run (). Указатель на этот объект передается в функцию run () обертки в качестве параметра.
На бумаге это выглядело это так:
Задачу реализации этой картины я поручил одаренному молодому специалисту, который успешно справился с ней и через пару дней выдал вот такой пустой рабочий проект в IAR 6.50
Пустой проект с оберткой FreeRTOS в IAR 6.50
Разработка: Общая архитектура
Пока молодой специалист делал обертку, я прикидывал архитектуру ПО. Для себя я выделил 3 пакета:
AHardware — пакет содержащий классы для работы и управления аппаратурой (Светодиоды, Индикатор, АЦП и так далее)
Application — пакет содержащий классы прикладного уровня и по задумке ничего не знающий про железо, поэтому может быть портрирован на любой микроконтроллер без изменения, ну при условии, что обертка разработана не человеком снежинкой. А в данном случае это не так:)
FreeRTOS — пакет с портированной операционкой и оберткой для неё.
Немного порисовав получилась следующая картина:
Разработка: Моргание светодиодом
Как обычно разработка начинается с самого интересного и сложного :) — реализации требования SR7: Светодиод 3 должен моргать раз в 1 секунду, показалась мне именно той задачей, освоив которую я смогу двигаться вперед.
Первым делом нужно было разобраться с портами микроконтроллера и настройкой частоты. И надо сказать, что за прошедшие 8 лет с моего последнего микроконтроллерного проекта, многе изменилось и это показалось совсем не изи. Пришлось очень внимательно прочитать датащит по этим разделам и в конце концов понять, что все довольно тривиально, просто настроек в разы больше (чем в PIC 16).
В итоге вся настройка портов была выкинута в __low_level_init (). И вообще всю настройку железа, которая не будет по ходу работы программы меняться я поместил в эту функцию. Она вызывается перед main (), до инициализации всех переменных и исполнения конструкторов глобальных экземпляров классов.
//Настройка портов ввода-вывода
//PE.10, PE.11 - светодиоды stat3 и stat4
//PA.4, PA.5 - светодиоды stat1 и stat 2
//Настраиваем порты PE.10, PE.11, PA.4, PA.5 на выход, cтр.174 CD00240194.pdf
GPIOE->MODER |= GPIO_MODER_MODER10_0;
GPIOE->MODER |= GPIO_MODER_MODER11_0;
GPIOA->MODER |= GPIO_MODER_MODER4_0;
GPIOA->MODER |= GPIO_MODER_MODER5_0;
Ну что же железо настроено и я опять сел за рисование, на этот раз — класса управления светодидами. Через пол часа получилось вот это:
И тут же реализация сего чуда:
#include "types.h" //Стандартные типы проекта tU8
#define LEDS_NUMBER 4
class cLedsDriver
{
public:
explicit cLedsDriver(void);
void ledOn(const tU8 led);
void ledOff(const tU8 led);
void ledToggle(const tU8 led);
private:
static tPort ledsPort[LEDS_NUMBER];
static const tU16 ledsPin[LEDS_NUMBER];
};
#include "ledsdriver.h" // Определение класса и тип tLeds
#include //Регистры STM32
#include "susuassert.h" // for ASSERT
#include "types.h" // для типов tPort, tU16, tU8
#include "bitutil.h" // для макросов работы с битами
#define LED1_PIN GPIO_OTYPER_ODR_4
#define LED1_PORT GPIOA
#define LED2_PIN GPIO_OTYPER_ODR_5
#define LED2_PORT GPIOA
#define LED3_PIN GPIO_OTYPER_ODR_10
#define LED3_PORT GPIOE
#define LED4_PIN GPIO_OTYPER_ODR_11
#define LED4_PORT GPIOE
tPort cLedsDriver::ledsPort[LEDS_NUMBER] = {LED1_PORT, LED2_PORT, LED3_PORT, LED4_PORT};
const tU16 cLedsDriver::ledsPin[LEDS_NUMBER] = {LED1_PIN, LED2_PIN, LED3_PIN, LED4_PIN};
/*******************************************************************************
* Function: constructor
* Description:
******************************************************************************/
cLedsDriver::cLedsDriver(void)
{
}
/*******************************************************************************
* Function: ledOn
* Description: Зажигает выбранный светодид
******************************************************************************/
void cLedsDriver::ledOn(const tU8 led)
{
ASSERT(led < LEDS_NUMBER);
SETBIT(this->ledsPort[led]->ODR, this->ledsPin[led]);
}
/*******************************************************************************
* Function: ledOff
* Description: Гасит выбранный светодид
******************************************************************************/
void cLedsDriver::ledOff(const tU8 led)
{
ASSERT(led < LEDS_NUMBER);
CLRBIT(this->ledsPort[led]->ODR, this->ledsPin[led]);
}
/*******************************************************************************
* Function: ledToggle
* Description: Меняет состояние выбранного светодиода
******************************************************************************/
void cLedsDriver::ledToggle(const tU8 led)
{
ASSERT(led < LEDS_NUMBER);
TOGGLEBIT(this->ledsPort[led]->ODR, this->ledsPin[led]);
}
Теперь снова нужно немного порисовать, чтобы сделать класс управления логикой работы светодиодов — класса cLedsDirector. Это будет активный класс, т.е. его функция run (), будет запускаться в задаче. Как я уже писал выше, все мои активные классы должны наследовать интерфейс iActiveObject. Поэтому рисунок выглядит тоже не сложно.
Опять же реализация тоже простая и по силам человеке снежинке, вроде меня:
#include "ledsdriver.h" //для cLedsDriver
#include "iactiveobject.h" //для iActiveObject
typedef enum
{
LD_led1 = 0,
LD_led2 = 1,
LD_led3 = 2,
LD_led4 = 3,
LD_none = 4
} tLeds;
class cLedsDirector: public iActiveObject
{
public:
explicit cLedsDirector(void);
void run(void);
private:
cLedsDriver* pLedsDriver;
};
#include "ledsdirector.h" // Определение класса
#include "frtoswrapper.h" // для oRTOS
#include "types.h" // lля типов
#define LED_DELAY (tU32)500/portTICK_PERIOD_MS
/*******************************************************************************
* Function: constructor
* Description: Создает объект класса cLedsDriver
******************************************************************************/
cLedsDirector::cLedsDirector(void)
{
this->pLedsDriver = new cLedsDriver();
}
/*******************************************************************************
* Function: runTask
* Description: Задача управления ледами. led3 просто моргает
******************************************************************************/
void cLedsDirector::run(void)
{
for(;;)
{
oRTOS.taskDelay(LED_DELAY);
this->pLedsDriver->ledToggle(LD_led3);
}
}
Ну что же все написано, осталось самая малость — создать экземпляр класса cLedsDirector и задачу в main () и проверить как все это работает.
#define LEDSDIRECTOR_STACK_SIZE configMINIMAL_STACK_SIZE
#define LEDSDIRECTOR_PRIORITY (tU32)2
// Не охота было заморачиваться с синглтоном, сделал oRTOS глобальным объектом
// можно было конечно сделать сRTOS статическим, но че-то тоже заморочек много
// зато просто, все равно всем нужен
cRTOS oRTOS;
....
void main(void)
{
cLedsDirector *pLedsDirector = new cLedsDirector();
oRTOS.taskCreate(pLedsDirector, LEDSDIRECTOR_STACK_SIZE, LEDSDIRECTOR_PRIORITY, "Leds");
oRTOS.startScheduler();
}
Запускаем на плате, и о чудо — работает с первого раза. Значит все сделал правильно. Есть реализация первого требования. Будем идти дальше. А пока сохраним проект
Проект морганием светодиодом в IAR 6.50
Разработка: Кнопки
Светодиоды работают, теперь можно реализовать требования SR6: При нажатии на кнопку 2 светодиод 2 должен менять свое состояние и SR4: При нажатии на кнопку 1 светодиод 1 должен менять свое состояние.
Кнопки я решил делать без прерываний, да и вообще прерывания в этом проекте использовать не буду, хотя ничто не запрещает использовать прерывания, но просто я так решил.
Согласно процедуре рисуем класс cButtonsDriver.
Тут надо сказать одну вещь, что с первого раза у меня кнопки не заработали, точнее заработала только одна. Вторая не работала. Разобравшись, я понял, что одна кнопка подтянута к нулю, а вторая к единице. Поэтому нажатие определяется у них по разному. Для определения нажатия я и ввел дополнительный атрибут -buttonsTrigger (которого изначально в архитектуре не было). Он показывает по какому значению считается нажата кнопка по 0 или по 1. И вот после этого, все стало работать как часы.
Реализация очень простая.
#include "types.h" //Стандартные типы проекта для tU16 и tU8
#define BUTTONS_NUMBER 2
typedef enum
{
BS_buttonNotPressed = 0,
BS_buttonPressed = 1
} tButtonState;
class cButtonsDriver
{
public:
explicit cButtonsDriver();
tButtonState getButtonState(const tU8 button);
private:
static tPort buttonsPort[BUTTONS_NUMBER];
static const tU16 buttonsPin[BUTTONS_NUMBER];
static const tBoolean buttonsTrigger[BUTTONS_NUMBER];
};
#include "buttonsdriver.h" // Определение класса и тип tLeds
#include //Регистры STM32
#include "susuassert.h" //for ASSERT
#include "types.h" //для типов tPort, tU16, tU8
#define BUTTON1_PIN GPIO_OTYPER_IDR_13
#define BUTTON1_PORT GPIOC
#define BUTTON2_PIN GPIO_OTYPER_IDR_0
#define BUTTON2_PORT GPIOA
tPort cButtonsDriver::buttonsPort[BUTTONS_NUMBER] = {BUTTON1_PORT, BUTTON2_PORT};
const tU16 cButtonsDriver::buttonsPin[BUTTONS_NUMBER] = {BUTTON1_PIN, BUTTON2_PIN};
// первая кнопка нажата, когда во входном регистре 0, вторая когда 1
const tBoolean cButtonsDriver::buttonsTrigger[BUTTONS_NUMBER] = {FALSE, TRUE};
/*******************************************************************************
* Function: constructor
* Description:
******************************************************************************/
cButtonsDriver::cButtonsDriver()
{
}
/*******************************************************************************
* Function: getButtonState
* Description: Возвращает состояние кнопки, нажата или нет
******************************************************************************/
tButtonState cButtonsDriver::getButtonState(const tU8 button)
{
tButtonState eState = BS_buttonNotPressed;
ASSERT(button < BUTTONS_NUMBER);
//У нас кнопки работают по разному, одна подтянута к 1, вторая к 0,
//Поэтому тут танцы с бубном, вначале смотрим состояние копки, а потом
//чтобы не городить много ифов и кейзов просто через массив состояний кнопки
//с помощью исключаещего или определяем её нажати.
tBoolean isLogicalZero = !(this->buttonsPort[button]->IDR &
this->buttonsPin[button]);
if(isLogicalZero ^ this->buttonsTrigger[button])
{
eState = BS_buttonPressed;
}
return eState;
}
Ну что же с драйвером покончено, теперь надо подумать про задачу, которая будет переодически опрашивать кнопки.
Картинка выглядит очень похожей на активный класс для светодиодов, оно и верно, чего изобретать велосипед:
Нажатие на кнопку должно каким-то образом оповещать те задачи, которым нужно об этом знать. Можно сделать это несколькими способами: Через события, либо использовать очередь, либо воспользоваться последним достоянием freeRTOS нотификацией (Notify).
Проанализируем требования. По нажатию кнопки у нас должно осуществляться две вещи: Во-первых, менять свои состояния светодиоды 1 и 2, а во-вторых, на индикаторе должен меняться режим вывода и экраны. Проблема заключается в том, что очереди и события могут быть приняты только одной задачей, после чего вторая об этом не узнает, и тогда архитектура будет усложнена. Придется переадресовывать события, скажем что задача Светодиодов должна будет переадресовывать событие или очередь от кнопок задаче Индикатора. Что-то в этом меня не устроило, и я решил сделать нотификацию конктретной задаче. Т.е наша задача опроса кнопок после определения нажатия будет нотифицировать только те задачи, которым эти события нужны.
Для этого и был заведен массив указателей pTaskToNotify на задачи, которые необходимо оповещать.
Теперь реализация:
#include "types.h" //Стандартные типы проекта tU32
#include "iactiveobject.h" //для iActiveObject
#include "buttonsdriver.h" //для cButtonsDriver
#include "frtosWrapper.h" // для tTaskHandle
typedef enum
{
BT_button1 = 0,
BT_button2 = 1,
BT_none = 2
} tButtons;
class cButtonsController: public iActiveObject
{
public:
explicit cButtonsController(const tTaskHandle *pTaskToNotify,
const tU32 countOfNotifiedTask);
tButtons getPressedButton(void) const { return pressedButton; };
void run(void);
private:
cButtonsDriver* pButtonsDriver;
tButtons getButton(void);
tButtons pressedButton;
const tTaskHandle *pTaskToNotify;
tU32 countOfNotifiedTask;
};
#include "buttonscontroller.h" // Определение класса
#include "susuassert.h" // для ASSERT
#include "types.h" // для типов tPort, tU16, tU8
#include "bitutil.h" // для макросов работы с битами
#define BUTTON_TASK_DELAY (tU32) 50/portTICK_PERIOD_MS
#define NEXT_PRESS_DELAY (tU32) 500/portTICK_PERIOD_MS
/*******************************************************************************
* Function: constructor
* Description: Инициализируем список задач для нотификации и количество задач
* для нотификации. А также создаем драйвер кнопок.
******************************************************************************/
cButtonsController::cButtonsController(const tTaskHandle *pTaskToNotify,
const tU32 countOfNotifiedTask)
{
ASSERT(pTaskToNotify != NULL);
this->pButtonsDriver = new cButtonsDriver();
this->pTaskToNotify = pTaskToNotify;
this->countOfNotifiedTask = countOfNotifiedTask;
}
/*******************************************************************************
* Function: run
* Description: Определеяет нажатие кнопок и посылает нотификацию нужным
* нужным задачам
******************************************************************************/
void cButtonsController::run(void)
{
tRtosStatus eStatus = RS_fail;
tButtons eButtonPreviousState = BT_none;
tButtons eButtonCurrentState = BT_none;
const tTaskHandle *pTaskHandle;
tU32 i = 0;
for(;;)
{
eButtonPreviousState = this->getButton();
if (eButtonPreviousState != BT_none)
{
//еще раз проверяем для антибребезга
oRTOS.taskDelay(BUTTON_TASK_DELAY);
eButtonCurrentState = this->getButton();
if (eButtonPreviousState == eButtonCurrentState)
{
pTaskHandle = this->pTaskToNotify;
i = 0;
//пробегаем по списку задач, которые нужно оповестить и оповещаем их
while ((pTaskHandle != NULL) && (i != countOfNotifiedTask))
{
eStatus = oRTOS.taskNotify(*(pTaskHandle), (tU32)eButtonCurrentState,
eSetValueWithOverwrite);
if(eStatus == RS_fail)
{
;//Обработка ошибки
}
pTaskHandle++;
i++;
}
//следующее нажатие будет определяться только после задержки в 0.5 сек
oRTOS.taskDelay(NEXT_PRESS_DELAY);
}
}
oRTOS.taskDelay(BUTTON_TASK_DELAY);
}
}
/*******************************************************************************
* Function: getPressedButton
* Description: Определеяет какая из конопок нажата
******************************************************************************/
tButtons cButtonsController::getButton(void)
{
tButtons eButton = BT_none;
if (BS_buttonPressed == this->pButtonsDriver->getButtonState(BT_button1))
{
eButton = BT_button1;
}
else if (BS_buttonPressed == this->pButtonsDriver->getButtonState(BT_button2))
{
eButton = BT_button2;
}
this->pressedButton = eButton;
return eButton;
}
Теперь в main нужно создать список задач для оповещения и новую задачу для опроса кнопок:
#include // Регистры STM2
#include "ledsdirector.h" // Для класса cLedsDirector
#include "buttonscontroller.h" // Для класса cButtonsController
#include "types.h" // Для типов проекта
#include "frtoswrapper.h" // для cRtos
#define LEDS_TASK_HANDLE_INDEX 0
#define BUTTON_TASKS_NOTYFIED_NUM 1
#define LEDSDIRECTOR_STACK_SIZE configMINIMAL_STACK_SIZE
#define LEDSDIRECTOR_PRIORITY (tU32)2
#define BUTTONSCONTROLLER_STACK_SIZE 256//configMINIMAL_STACK_SIZE
#define BUTTONSCONTROLLER_PRIORITY (tU32)3
// Не охота было заморачиваться с синглтоном, сделал oRTOS глобальным объектом
// можно было конечно сделать сRTOS статическим, но че-то тоже заморочек много
// зато просто, все равно всем нужен :)
cRTOS oRTOS;
..
void main( void )
{
//задача ButtonControllera должна оповещать другие задачи о нажатии
//на кнопку, и передавать её значение. Для этого заводим массив указателей на
//задачи, которые надо оповещать
static tTaskHandle tasksToNotifyFromButton[BUTTON_TASKS_NOTYFIED_NUM];
cLedsDirector *pLedsDirector = new cLedsDirector();
oRTOS.taskCreate(pLedsDirector, LEDSDIRECTOR_STACK_SIZE, LEDSDIRECTOR_PRIORITY, "Leds");
tasksToNotifyFromButton[LEDS_TASK_HANDLE_INDEX] = pLedsDirector->taskHandle;
cButtonsController *pButtonsController = new cButtonsController(tasksToNotifyFromButton, BUTTON_TASKS_NOTYFIED_NUM);
oRTOS.taskCreate(pButtonsController, BUTTONSCONTROLLER_STACK_SIZE, BUTTONSCONTROLLER_PRIORITY, "Buttons");
oRTOS.startScheduler();
}
Запускаем, проверяем и все работает — да просто удивительно :) Вот что значит вначале порисовать.
Как обычно сохраняем проект:
Проект Кнопки и светодиоды для IAR 6.50
А проект стал выглдятеть вот так:
Итак, за каких-то три дня я реализовал три требования — не плохая скорость, учитывая, что всего у меня их 7. И решив, что за оставшиеся 2.5 недели я то точно все сделаю, отправился на два дня на озеро.
Как потом оказалось, зря я так оптимистически смотрел на вещи, но об этом уже во второй части.