Stellaris — глоток свежего воздуха в жанре космических стратегий
Предисловие
Все мы любим космос, а те, кто говорят, что не любят — просто боятся в этом признаться. Большинство из присутствующих здесь, кроме стандартных игр для детей «про войну», имели болезненную тягу к конструкторам, научной фантастике и, возможно, ролевым играм. И, на мой взгляд, Stellaris — это то, что объединяет в себе все эти наши увлечения: космос, созидание, отыгрывание выбранной роли и, конечно же, покорение мира.
Автор данной публикации, как некоторые могли заметить, больше тяготеет ко всяческим MOBA в лице Dota 2 и соревновательным шутерам класса CS. Однако, путь заядлого геймера, потратившего солидную часть своей жизни на компьютерные игры, начался со стратегий, как TBS, так и RTS: HoMM II, HoMM III, Warcraft 3, Stronghold, Red Alert II, Zeus: Master of Olympus (Poseidon: Master of Atlantis) и даже Industry Giant II.
Единственное, что было автору недоступно, в силу нетерпеливости, — это жанр глобальных стратегий, или, как их еще называют, 4Х-стратегий, ярчайшим представителем которого всегда была Civilization от Сида Мейера.
Мимо прошли и Master of Orion и все остальное прочее, поэтому углубляться в историю жанра не будем, а поговорим об игре, которая тихо и без какого-либо шума, вышла в релиз всего полторы недели назад — 9 мая 2016 года. Разработчик — достаточно известная в этом жанре компания Paradox Interactive (Серии «Crusader Kings», «Europa Universalis», «Hearts of Iron»).
Цена вопроса и системные требования
Сейчас за Stellaris на просторах СНГ просят более-менее лояльные 19,99$, для РФ цена еще ниже и составляет 699 RUB или около 10,7$. Базовая стоимость игры в США и ЕС поднимается до более солидных 39,99$/евро.
Системные требования также выглядят весьма скромно на фоне последних громких релизов, например, DOOM.
Что удивительно, игра, судя по информации системных требований, поддерживается на всех ОС для ПК, в том числе на MacOS, Linux и даже SteamOS:
Системные требования для linux-платформы
Поехали!
С самого старта игра начинает радовать нас кастомизацией. Игрок не просто выбирает приглянувшуюся ему расу/нацию, а подбирает внешний облик, герб, цвета, склонности населения будущей империи и гражданский строй. С логикой тоже все нормально, так что побыть воинствующим пацифистом не получится.
То чувство, когда играешь за директора РЕН-ТВ
Геймплей
Главное отличие Стеллариса от всего остального — тут нет «всё, я выиграл» посреди игры при достижении экономического господства над галактикой. Постоянно что-то происходит, постоянно может возникнуть какая-то угроза, на которую нужна будет реакция. Тут не бывает двух одинаковых партий. © kekekeks
На самом деле, еще на этапе формирование вашей расы в конструкторе можно решить, какой политики игрок будет придерживаться в будущем. Милитаризм? Не вопрос. Экономическое развитие и милитаризм? Окей. Порабощение населения и милитаризм? Конечно!
Самое главное отличие Stellaris от той же «цивы», так это то, что дипломатического пути решения галактического конфликта нет. Да-да, вы все правильно прочли. Космос — это жестокое место и чтобы победить, вам придется воевать и, возможно, воевать много.
Сама механика игры разбивает процесс на несколько стадий: если сначала игрок занимается своеобразным «микроменеджентом», то с ростом числа ресурсов, присоединенных систем и покоренных народов, машина империи разрастается настолько, что уже от микроуровня вы переходите к макроигре. И, что самое важное, Paradox дали нам инструментарий в виде «секторов», которым вы даете некоторое самоуправление, определяя линию партии, но напрямую не вмешиваясь — секторы живут своей жизнью.
Вкладка управления секторами
Очень часто в стратегиях используется тактика блицкрига, потому что контролировать в реалтайме огромную машину с сотнями рычагов практически невозможно. Но империя в Стелларисе как раз и превращается в эту машину, и если бы не было возможности сбросить с себя хотя бы экономическое бремя управления завоеванными или колонизированными планетами, 99% времени вы бы провели в режиме «паузы», а о сетевой игре и думать не стоит.
Сама механика ограничивает нас в количестве подконтрольных миров: если вы напрямую управляете 6 и более планетами (базовое значение — 5 миров максимум), то получаете немалые экономические штрафы.
И сейчас меня спросят «да ладно, ты не можешь справиться с десятком звезд и парой флотилий? Нуп!». Если бы так. Карта размера L рассчитана на 800 звезд (XL 1200), все из которых можно посетить-захватить-колонизировать (если есть пригодные миры). Редко в какой системе нельзя построить станцию, которая что-нибудь там добывала бы. Добавляем ко всему этому планетарный менеджмент и строительство, колонизацию миров, управление научными и строительными кораблями, дипломатию, зачистку нейтральных пограничных систем, найм ученых, губернаторов, адмиралов, генералов (для десантных армий, которые тоже надо нанимать!), конструктор боевых кораблей, изучение технологий и…
Короче, можно продолжать долго. В целом, погрузившись в игровой процесс, начинаешь чувствовать себя реальным правителем, внимания которого требуют проблемы его подданных. Почти 70%, если не 90% времени геймплея проводится в паузе на раздаче заданий, анализе ситуации и поиске более слабого соседа для того, чтобы навалять ему люлей экспансии.
Боевой модуль
Скажу сразу: заниматься микроконтролем в бою не выйдет. При выходе на «дистанцию атаки» игрок теряет контроль над флотилией и может только наблюдать за ходом сражения. Единственное, что ему доступно — выполнить маневр уклонения и выпрыгнуть из боя в соседнюю систему с некоторыми потерями. Поэтому огромную роль имеет конструктор кораблей.
В игре доступно 4 вида боевых кораблей, из которых будет сформирован ваш космический флот: от легких корветов до сверхтяжелых линкоров.
Ракетный линкор
И если с линейным развитием от корветов до линкоров все понятно — нужен космопорт уровнем повыше, то с технологиями в игре все не так однозначно и конкретно этот момент может отвернуть от игры любителей «тотального планирования», но об этом позже.
Еще одну лазейку, которую открывает конструктор — возможность снизить издержки на строительство, если «позарез» нужна огневая мощь. Автора пару раз спасала возможность снять «обвесы» щитов и задавить «суицидальным мясом» своего противника.
С войной тоже не все так однозначно. При объявлении войны другому государству игрок выдвигает требования, т.е. обозначает, чего он хочет этой войной добиться. И как только он получает преимущество по «очкам» (учитываются сражения, оккупация планет и т.п.), он может выдвинуть требование сдаться или противник сдается автоматически при достижении наилучшего результата (тотальное доминирование и выполнение всех условий).
И все. На десять игровых лет между империями подписывается мир, если целью было завоевать определенные планеты, а не сделать противника вассалом. В то же время, для установления сюзеренства над кем-либо надо неплохо постараться.
Окно объявления войны
Технологии
Также огромную роль в игре имеет рандом и начальные технологии: выбрав ракетное или кинетическое вооружение быстро «перепрыгнуть» в лазерную ветку не получится. Поэтому будьте внимательны.
Спросите, а причем тут рандом?
В игре отсутствует древо технологий.
Его нет.
Играешь вслепую.
Три на выбор, а что предложат изучить дальше — только молись.
Окно изучения технологий
Поэтому, садясь за игру с желанием по-быстрому забабахать огромный флот или создать экономическую империю, можно столкнуться с тем, что вы просто не можете изучить нужные вам технологии.
Не хватает еды и завались минералов? Нужны фермы? Держи, браток, улучшение добывающих заводов третьего уровня.
Иногда мне кажется, что тот, кто решил скрыть от игроков полное древо технологий, демонически хохотал еще неделю после того, как эта идея была утверждена в офисе.
И тут приходится проявлять гибкость. Единственное, что стоит отметить, так это то, что если вы задали определенный вектор, например, предпочитаете изучать «колонизаторские» технологии в социологической ветке, то они будут предлагаться вам с завидной регулярностью. Кстати говоря, исследования во всех трех областях (социальная, инженерная и физическая) идут параллельно и друг другу не мешают.
Хоть какой-то плюс.
Дипломатия и торговля
В Стелларисе этот функционал, на мой взгляд, отодвинут на второй план в угоду экономическому развитию и войнам. Да, можно вступать в альянсы, создавать федерации и учреждать посольства. Можно заключать контракты на обмен ресурсами, посылать верительные грамоты, но все это слабо помогает в игровом процессе, если другая империя настроена к вам враждебно, что чаще всего и бывает. Также за участие в альянсах при некоторых доктринах социума (милитаризм) накладываются серьезные штрафы. Истинные воины покоряют, а не дружат, да и дипломатия с торговлей работают только в начальной стадии игры.
Окно торговли
Торговая система похожа, по словам игроков, на такую же систему в «Цивилизации» и, зачастую, она абсолютно бесполезна: очень часто ИИ не согласен давать ничего в замен, не говоря уже о равнозначном обмене.
Итого
Stellaris — прекрасный представитель своего жанра, который, по мнению многих игроков, переплюнул и Master of Orion и другие игры, вышедшие ранее. Игра имеет высокий порог вхождения и предназначена для специфической аудитории, с самого начала в ней мало что понятно и достаточно сложно освоиться, но уже через пятнадцать минут вы и не заметите, как пролетело полтора, а то и три часа.
Если вам хочется погрузиться в мир космических войн и исследований, насладиться строительством собственной Империи, которая покорит всю галактику, а так же вы морально готовы к тому, что после работы, сев «часик поиграть», вы обнаружите, что за окном светает, Stellaris — ваш выбор.
Вердикт: 10 галактических империй из 10.