S.T.A.T.I.K — как пересобрать статистику с пользой для бизнеса

Привет! Меня зовут Ксения, я руководитель продуктов в SM Lab. Хочу поделиться нашим опытом изменения воркфлоу работы с бизнесом — здесь и допиливание ряда процессов, и улучшение согласования между отделами, и доработка отчетов, да и вообще, много полезного.

Нам это помогло ощутимо наладить взаимодействие между маркетингом и бизнесом во время запуска и проведения рекламных кампаний. Возможно, пригодится и вам для ваших нужд.

d5154e6bbc059914668b0d1c690ec096.jpg

С чего все началось.

В самом разгаре был «беговой сезон», и маркетингу нужно было запускать соответствующие кампании. Но делать это не просто так, а в соответствии с маркетинговым календарем и используя стратегические сегменты. Чтобы создать и рассчитать эти самые сегменты, необходимо было кросс-функциональное взаимодействие команд. Увы, тогда сам процесс сложно было назвать прозрачным для всех участников, и получилось то, что получилось — стратегические сегменты на выходе были непригодны для запуска кампаний. А сидеть и пересчитывать их заново, включая переписывание витрин с нуля — это довольно ощутимые трудозатраты.

S.T. A.T.I. K.

Главное в таких ситуациях — собрать нормальную обратную связь от участников процесса, чтобы нащупать узкие места. Мы собрали фидбек с маркетологов, обсудили это внутри команды и поняли, что надо подробно расписывать все детали процесса. Подробно и понятно.

А наш методолог предложил описать workflow по S.T. A.T.I. K. (System Thinking Approach for Introducing Kanban, системный подход к внедрению Kanban).

S.T. A.T.I. K. помогает рассмотреть почти все аспекты жизнедеятельности команды или подразделения, причем и внутри, и снаружи. Есть главный подход, который может помочь вам решить задачу — взять и описать задом наперед уже решенную, успешно выполненную задачу. Для этого надо нарисовать блок-схему от «Готово» до «Начало».

cea3c1b48df50672becc258f57ab6cd1.png

Что это дает

Для маркетологов — обеспечение возможности быстрого запуска цепочек маркетинговых кампаний и повышение уровня персонализации рассылок. 

Это помогает выделить критерии удовлетворенности — в нашем случае вышло так, что теперь у каждого участника процесса есть буквальное понимание того, какие сегменты он хочет получить на выходе. Да и размеры таких сегментов теперь соответствуют качеству. 

Вот как мы смоделировали новый workflow по S.T. A.T.I. K.

  1. От «Готово» до «Начало».

Мы начали описывать для себя процесс создания витрин стратегических сегментов от конца до начала. Это помогает выявить известные проблемные зоны. 

  1. Обсуждение процесса

Собрали информацию о взаимодействии между командами у всех участников workflow, благодаря чему открыли для себя ряд интересных и не всегда очевидных подробностей.

  1. Узкие места

Тут все просто — чем больше вы задаете вопросов, тем больше слепых зон можете обнаружить.

Новый workflow помог нам:

  • Описать весь процесс по этапам

  • Выявить этапы с кросс-функциональным взаимодействием

  • Выявить ответственных за каждый этап

  • Выявить риски на каждом этапе.

a96abd0b159d8bde98d955e23ab2addf.png

Затем мы:

  • Провели общую встречу со всеми участниками процесса, чтобы верифицировать описанную в workflow реализацию новых сегментаций — это помогает повысить эффективность общего процесса и сократить затраты команд на реализацию. 

  • Подняли ряд вопросов ко всем участникам процесса — так удалось обсудить все тонкие детали и сделать процесс прозрачным для всех. 

  • Выяснили, на каких этапах необходимо внедрить дополнительные согласования и обсуждения, чтобы у всех было одинаковое понимание какие сегменты будут на выходе и как их можно будет использовать для проведения маркетинговых кампаний. 

Итоговая польза

Само собой, итоговый полезный эффект от S.T. A.T.I. K. будет сильно зависеть от того, для решения какой задачи вы его используете.

Если говорить конкретно о нашем случае, то мы смогли:

  • На этапе обсуждения сегментов — выявлять потребность во всех коммуникациях в direct и в digital, подключать коллег из маркетинга для обсуждения.

  • Команде машинного обучения — проявлять бизнес-логику формирования сегментов для маркетологов.

  • Запускать маркетинговые кампании, используя новые сегменты только после их согласования и защиты перед руководством.

А вы использовали S.T. A.T.I. K. для решения задач маркетинга или разработки? Что вам (не) нравится в методологии?

© Habrahabr.ru