Статьи про HR на Хабре: ультимативный гайд для авторов

Мне давно хотелось написать на эту тему. Хабр — это в той или иной мере место встречи компаний и тех, кто хочет в компаниях работать: это происходит в рамках HR PR, работы со спецпроектами, Хабр Карьерой и даже индивидуальных предложений авторам о работе. Управление персоналом — тема благодатная: при должном умении можно вызвать дискуссию, бурю в стакане, цунами, привлечь внимание. Однако часто такие статьи, написанные профессиональными эйчарами или даже деврелами, либо остаются практически незамеченными, либо уходят в минус и вызывают не то что критику, а какие-то отдельные замечания и комментарии возмущения. И абсолютно во всех случаях причины такой ситуации абсолютно очевидны. 

Поэтому сегодня предлагаю обсудить, как писать про HR, чтобы вас читали и опционально — добавляли в закладки.

9e34fae6c7b2ee37bc06d007563deda0.png

А кому это надо?

Сперва давайте разберёмся с профилем таких публикаций. 

Кто и для чего пишет статьи про работу с людьми? Я постаралась собрать в таблицу все варианты авторов, которые встречала за относительно долгий промежуток времени. 

Кто пишет?

Зачем пишет?

Ссылки на примеры

HR компаний, сотрудники компаний

показать, что происходит внутри компании, чтобы привлечь соискателей

поддержать внутренний PR компании — «о нас на Хабре пишут»

обсудить какой-то важный вопрос, в котором есть экспертиза

просто найти новых сотрудников

Наша кузница кадров: как мы обучаем и помогаем строить карьерный трек инженеров поддержки

Уходя уходи: почему не стоит принимать контроффер

DevRel компаний, нанимающие специалисты 

продемонстрировать успешность разработчиков, показать преимущества команды, чтобы найти новых IT-специалистов

продвинуть отдельных специалистов (крайне редко)

рассказать о методологиях DevRel, чтобы поделиться опытом, продемонстрировать экспертизу

Спасибо за собеседование, мы ответим о нашем решении… сейчас — автор замечательных статей про HR, как раз нанимающий специалист. У него в этой статье ссылка на другие статьи — обязательно почитайте. 

HR и DevRel сами по себе

делятся экспертизой ради признания (приглашения на конференцию, приглашения на работу)

ищут контакты в сообществах

ведут партизанский поиск сотрудников

Руководитель не доверяет и изматывает тупыми задачами. Помогите

Кто такие DevRel, зачем они нужны и какие вопросы могут решить для бизнеса  

Обычные пользователи, сами айтишники

излить переживания и обиды

дать совет другим соискателям, поделиться опытом

высказаться по кейсу работы / найма в компании

достучаться до мира HR в целом, выступая рупором 

найти работу («а у нас лучше», «у нас есть то, что вы хотите»)    

Как (не) пройти собес с пользой

«Грязные» трюки найма техлидов (автор — CTO)

Руководители компаний 

Редкие гости с такой тематикой. Пишут либо очень дельные вещи, либо треш и провокацию. 

Уволили половину копирайтеров и заменили их на нейросеть. Зачем мы так сделали, и почему нам не стыдно? — пример провокативной статьи

Почему сотрудники не используют ваши инструкции и гайды: 5 причин и 20 решений проблемы — пример полезной статьи

Другие категории (исследователи, аналитики, владельцы агентств, сервисы и вендоры, частные HR-консультанты)

выполняют свою работу: рассказывают об исследованиях, цифрах, рынке

ищут профессионалов

решают самые разнородные задачи — от PR услуг до продаж и партизанского найма

Я уволился, потому что с зумерами невозможно работать 

Психологи

Пишут о выгорании, поиске работы, трудностях самопрезентации и других проблемах сотрудников — чаще всего с целью получить новых клиентов или подписчиков на более близкие к консультации каналы

Как компании удерживали, удерживают и будут удерживать сотрудников: блеск и нищета корпоративной культуры

Сделай хобби работой и тебе… придется искать и хобби, и работу 

Как работать с эмоциональным выгоранием сотрудников во время релокации?

Опционально, в зависимости от ситуации и сложившейся конъюнктуры, всплывают вереницы тем про релокацию, удалёнку, выход с удалёнки, работу за границей и т. д.

И вроде бы много хороших статей, но часто приходится сталкиваться с откровенно проблемными. Я не буду давать ссылки на такие статьи, чтобы никого не обидеть — кому интересно, можно пролистать 3–5 страниц хаба «Управления персоналом» и посмотреть ну публикации.

Основные ошибки статей

➡️Тема притянута за уши. Бывает так, что автор пишет, потому что надо написать. Тогда текст рождается вымученным и сухим, это сразу видно. Такой материал не нужен ни автору, ни читателям, а значит, скорее всего вызовет раздражение у тех, кто всё-таки потратит время на чтение.

Что делать? «Закиньте» идею в голову и поживите с ней 2–3 дня, занимаясь своими повседневными делами, хобби, чем угодно. Наш мозг так устроен, что с высокой вероятностью либо вы поймёте, что писать не нужно, либо вам придёт инсайт, как сделать красиво и интересно. Тогда и статья пишется гораздо быстрее. 

➡️ Статья выглядит, как рекламный буклет компании. Распространённая ошибка, за которую огребают авторы, компании и Хабр за наличие корп. блогов в принципе:-) Всё ровно, чётко, почти как в тексте вакансии, только размыто на 8–10 тысяч знаков. Интерес примерно такой же как к буклету со стенда на конференции: выкинуть при первой очистке сумки.

Что делать? Всегда лучше написать интересную тему, и уже в неё добавить ссылки или анонс. Кому надо и кто заинтересован — перейдут, а от остальных не будет минусов и негатива. Более того, появится интерес и позже — доверие. 

➡️ Статья — просто жалоба. Это может быть корректная и пассивно-агрессивная жалоба на сотрудников, жалоба на HR или «плач Ярославны» про рынок, отрасль, противных зумеров, назойливых джунов, бездарные собеседования. Главное, это жалоба, — то есть эмоционально описание ситуации без анализа, попыток разобраться и нащупать вектор изменений. 

Что делать? Критикуя — предлагай. Расскажите, чем плоха или хороша ситуация, в чём причины, какие точки выхода могут быть. Оцените происходящее с позиций вашего опыта. Кроме того, жалоба вполне может оказаться нарушением правил Хабра.

➡️ Статья состоит из банальностей. Автор пишет то, что хочет видеть читатель (по мнению автора). Руководители плохие, рынок перегрет, джуны никому не нужны, войти в айти после 35 можно, но дорого и за недорого, образование не нужно, но математика нужна, и т. д., и т. п. Когда я была юным автором Хабра, я писала в блоги компаний и эксплуатировала эти темы только в путь, так что авторов всецело понимаю: скорее всего, такая публикация наберёт и просмотры, и рейтинг. Однако она ничего не даст ни вам, ни аудитории и погаснет спустя пару суток. Если вам нужен чисто дофамин достижений — это ваш вариант.

Что делать? Возьмите банальную тему и посмотрите на неё под другим углом. Раскройте тезисы о том, что 35-летние вкатуны лгут сами себе, что с джунами беда, потому что они думают только о деньгах; что математика без базового образования практически невозможна; что руководитель плохой, потому что у него есть история ожогов на добрых отношениях с сотрудниками и т. д. Опросите, исследуйте, соберите мнения. Вот тогда получится действительно хорошо. 

➡️ В статье всё слишком хорошо. В статье всё слишком плохо. Две крайности, которые однобоко и субъективно раскрывают тему. Это инфантильный подход к тексту, выдающий незрелость автора. Кстати, яркий пример — это истории про райскую удалёнку и про то, что ИИ всех заменит. Ничего конструктивного в этих высказываниях нет.

Нередко такая статья — частное мнение автора, выдаваемое за общепризнанную истину. Это субъективные статьи, где частный опыт экстраполируется на весь сегмент или рынок (попался не очень удачный стажёр и я сейчас вам расскажу, почему стажёры тупые). 

Что делать? Анализировать и подходить к проблеме разносторонне.

➡️ Автор несёт все теории в одну статью. Это очень классный, умный человек с высокой эрудицией, готовый обрушить на головы читателей щедрый поток знаний по психологии, физиологии, теории менеджмента, философии, эргономике рабочего места и законодательству в сфере труда. Иногда кажется, что автор полагает, что Хабр завтра закончится и он не успеет написать свои 20 000 знаков. Такие статьи очень тяжело читать, ощущаешь себя, как на экзамене, где студенты один за другим рассказывают свои билеты.

Что делать? Такой широкий кругозор — роскошь и украшение человека. Используйте знания дозированно, в нескольких статьях. Так вы запомнитесь аудитории и продемонстрируете свою экспертизу.

➡️ Кликбейтный заголовок. Здесь скажу коротко: таких заголовков быть не должно, заголовок должен рационально коррелировать с содержанием публикации. Не злоупотребляйте вниманием и доверием аудитории.

Как можно построить хорошую статью?

Универсального рецепта нет: бывает, про приходит автор с невероятным форматом и рушит все представления о хорошем, предлагая читателям лучшее. Но по поводу этих авторов я бы сделала небольшую ремарку. Часто у популярного (да не побоюсь этого слова — хайпового) автора появляются подражатели, которые пишут в его стиле, силятся изобразить что-то такое же хитовое, но выходит прямо гораздо хуже, чем если они писали бы по-своему. При всей неоднозначности некоторых популярных авторов, их стиль — это не просто придумка, а что-то, идущее от способностей, опыта, навыков излагать, начитанности и насмотренности (вы даже не представляете, как это важно!). Любое подражательство выглядит как подделка на Christian Dior, на которой написано «Charlsten Doir» — и это всегда вызывает чувство лёгкой досады и обмана. Поэтому главный совет: пишите так, как вы обычно разговариваете, со своей стилистикой, со своим юмором, со своим собственным характером. Это уже фактор привлекательности.

Но если говорить о статьях, посвящённых управлению персоналом, то можно представить небольшую «рыбу», которая поможем многим, особенно начинающим и неопытным авторам. Кстати, этот вариант достаточно органично вписывается во многие, особенно околотехнические, но не хардкорные тематики.

Раздел

О чём писать

Примечания

Вступление

Лучше начинать с нейтрального вступления, в котором рассказать интересный случай из практики, передать какую-то метафору, использовать байку (только не общеизвестную из модных пабликов). Это вовлечёт читателей.

КДПВ (картинка)

Лучше, если это будет ироничная метафора по теме, что-то «сдающее» содержание, но не раскрывающее всё. 

Сгенерированные картинки — вопрос вашего вкуса и умения. У некоторых получается неплохо, но у некоторых читателей всё равно аллергия :-)

Однозначно отказать:

клипарту и стокам

личным фото и парадным портретам

логотипам на КДПВ

дублированию заголовка на КДПВ

Текст после ката (берём разгон)

Обычно в этом тексте перечисляют свои регалии. Но лучше, если вы объясните, чем актуальна тема и почему именно вам нужно верить.

И уж тем более ни в тексте, ни на обложке не нужно размещать своё фото. Паттерн Хабра таков, что читатели видят ваш профиль и соотносят с экспертизой из статьи. Самопиар только снизит интерес.

Плохо: «Меня зовут Ника, я HR в ООО «Ромашка», 15 лет занимаюсь подбором, работала в пяти агентствах, спикер конференций. Сегодня речь пойдёт о…».

Хорошо: «Я Ника, уже 15 лет в подборе, наняла 127 разработчиков, отказала 1500. И, кажется, мне есть что сказать про хорошие и не очень собеседования».    

Основная часть (с подразделами)

Здесь нужно излагать суть вашего текста — максимально структурированно. Поскольку речь идёт о людях и реальной жизни, стоит добавить примеры, обезличенные кейсы. Их много практически у каждого человека и они значительно облегчают восприятие и запоминание тезисов. 

Не используйте для написания кейсов фантазию или генеративный ИИ — выдуманное и вымученное всегда смотрится очень плохо. 

Выводы

Мы всегда рекомендуем отдельно оформлять выводы. Они могут привлечь внимание тех читателей, которые пролистали вниз и не прочитали сам материал. А для прочитавших — это всегда полезное саммари текста.

Выводы должны быть чёткими, конкретными, лаконичными.

Заключение

В заключении может быть что угодно: мораль, хороший пример, лирический финал, призыв рассказать что-то своё.

Заключение — это всегда послевкусие вашего теста и точка, от которой многие идут в комментарии. Сделайте его приятным (и / или полезным).

Опции

Опционально можно добавить:

чек-листы и ссылки на файлы с полезностями

полезные ссылки (не факт, что это ваш телеграм-канал)

опрос (у Хабра есть такая функция)

анонс (если вы компания)

регалии автора в форме «персона»

рекламу (если вы компания) 

Опции могут как утяжелить восприятие статьи, так и сделать статью полезнее, вовлечь участников в диалог. 

Не старайтесь впихнуть в статью всё, что у вас заготовлено — у вас есть время, чтобы написать ещё материалы.

Приятный P.S.

Номинацию «Управление персоналом» в конкурсе «Технотекст-7» поддерживает компания JUG.RU.   

Два победителя смогут выбрать любой билет (офлайн, онлайн) на любую из конференций, которые проводит JUG.RU. 

Как выходец из Хабра, я отлично понимаю его уникальность — он даёт возможность прямого диалога между IT-специалистами и эйчарами. Причем разговор может идти не только о частных случаях и проблемах, а о процессах в целом. И классные хабрастатьи про карьеру, промоушн, грейдирование или наём помогают одним лучше разобраться, как в действительности устроена сфера Human Resources, а другим — глубже понять потребности IT-специалистов. Такой подход помогает делать HR-процессы более прозрачными и эффективными, и в итоге выигрывают все — и сотрудники, и компании, и индустрия в целом.

eced82a60f15c54eb30543c77b1efd6e.pngПетр Покровскис

участник Программного комитета IT HR конференции КаргоКульт; Head of HR Marketing в компании МойОфис

© Habrahabr.ru