Стартапы vs корпорации: кто любит айтишников больше
В ИТ всегда была высокая конкуренция за квалифицированные кадры. Но в эпоху стартапов и технологических гигантов эта борьба вышла на новый уровень. Мы пригласили HR-специалистов, предпринимателей и айтишников, чтобы обсудить, кто предлагает лучшие условия для ИТ-специалистов: молодые и дерзкие стартапы или солидные и надежные корпорации. Где больше платят, где интереснее задачи, где выше шансы вырасти в крутого специалиста? Подробнее об этом читайте в нашей новой статье блога ЛАНИТ на Хабре.
Полную версию обсуждения, организованную нашей компанией Artezio, можно посмотреть на Youtube-канале Ai4Dev. А еще мы рекомендуем обратить внимание наTelegram-канал для разработчиков, которые используют в работе ИИ. В нем много полезной информации, тестов ИИ-инструментов для разработки, советов и кейсов от коллег. Это уникальный канал разработчиков для разработчиков. Подписывайтесь.
«В стартапы пойдут только сеньоры за много денег и много славы»
Если честно говорить о выборе между стартапами и корпорациями, то у соискателей возникает много вопросов и надежд. От первых сегодня принято ждать как минимум челленджа и денег, от вторых ― сытного сегодня и светлого завтра. Одним словом ― стабильности.
«В стартапе можно сделать совершенно крутую карьеру, если попасть в удачный стартап в точке роста. Такую карьеру в корпорации никогда не сделаешь. Но все зависит от того, насколько человек верит в себя и амбициозен», ― говорит Катерина Попова, Head of HR Gett.
По словам директора технологической стратегии МТС Никиты Жучкова, между стартапами и корпорациями всегда идет битва за кадры.
«Стартап можно сравнить с игрой на бирже или лотереей. Такие компании редко бывают устойчивыми в долгосрочной перспективе ― они часто открываются и закрываются. Однако стартап может стать настоящей карьерной ракетой. Например, вы можете прийти на позицию CTO, а затем вашу компанию купит крупная корпорация или вы успешно выйдете на биржу. Это не только впечатляющая строка в резюме, но и шанс быстро занять позицию вице-президента в корпорации или другую топ-менеджерскую должность», ― отмечает эксперт.
При этом он подчеркивает, что выбор между стартапом и корпорацией ― это всегда баланс рисков и возможностей.
«В корпорации, безусловно, больше спокойствия и стабильности. Там обычно более крупные проекты. Часто в стартапах многих позиций просто нет, потому что специалисты, работающие в корпорациях, стартапу пока не нужны или он еще не дорос до них. Однако у стартапов есть еще одно преимущество, о котором в России, возможно, говорят реже ― это опционы или доля в компании. Расчет здесь на то, что если стартап выстрелит, вы сможете конвертировать свою долю в существенную компенсацию. Это может перевесить тот факт, что изначально в стартапах обычно платят меньше, чем в корпорации», ― подчеркивает специалист.
Но попасть в стартапы и обналичить успех могут далеко не все.
«Стартапы очень часто привлекают специалистов с высокой квалификацией. Причина проста: когда у вас небольшая команда, вам нужны сильные профессионалы, способные создать действительно классный продукт. Поэтому я не согласна с мнением, что стартапы ― это место для новичков. Подумайте сами: какие шансы у команды неопытных специалистов разработать что-то по-настоящему крутое», ― говорит Катерина Попова.
Эксперты говорят, что стартапы уже не могут конкурировать за кадры на рынке, предлагая какие-то уникальные условия труда.
«Если говорить о ситуации в России, то на макроуровне конкуренция между стартапами и крупными компаниями практически отсутствует. Объем найма в корпорациях и крупных предприятиях на порядок превышает возможности стартапов. Более того, стерлись те границы, которые раньше позволяли им выделяться: инновации, полная удаленка и т. п. Пандемия COVID-19 полностью размыла эти различия. Сегодня единственный шанс стартапов привлечь высококлассных специалистов ― это асимметрия информации. Кандидаты часто не имеют полного представления о своих возможностях на рынке труда, и стартапы могут использовать это в своих интересах», ― отмечает Антон Мишин, генеральный директор Proscom.
«Большой бизнес будет платить больше. Он стабильнее, он надежнее»
Если выбирать между стартапом и крупным бизнесом, эксперты рекомендуют отдавать предпочтения стабильности и большим окладам в крупных компаниях.
«Что касается вопроса, куда выгоднее идти работать, то по финансовым соображениям однозначно преимущество за крупным бизнесом. Он, как правило, стабильнее и надежнее. Да, коллеги упоминали о случаях масштабных сокращений, но в целом такие организации более устойчивы. По моему опыту, большие компании, особенно в рамках одной экосистемы или группы, могут позволить себе переманивать ценных сотрудников, предлагая им вдвое большую зарплату. И это происходит даже несмотря на формальные запреты внутренней корпоративной политики», ― рассказывает Мария Ивченко, HRD в TruePositive Lab.
Правда, отдельные участники дискуссии не согласны и полагают, что стартапы ― это не только полезная ступень для развития, но и достаточно денежная. Мол, по зарплатам некоторые стартапы могут дать фору крутым корпорациям.
«Может показаться, что у стартапов бюджеты меньше ― это не всегда так. Многие из них на начальном этапе привлекают финансирование, которое активно используют. По моему опыту утверждение, что стартапы платят меньше, не совсем верно. Те, о которых знаю я, часто имеют средства на год-полтора вперед. Этого достаточно, чтобы протестировать бизнес-модель, получить опыт и, возможно, выпустить продукт. Более того, сам опыт работы в стартапе, даже если проект не увенчался успехом, может стать ценным активом при дальнейшем трудоустройстве в другие стартапы или корпорации. Это совершенно иной уровень ответственности, который высоко ценится на рынке труда. Поэтому я категорически не согласна с мнением, что стартапы не могут позволить себе нанимать высококлассных специалистов. У них есть деньги, просто эти средства ограничены определенным периодом», ― считает Катерина Попова, Head of HR Gett.
«В стартап можно прийти работать за бублик, а уйти с миллионом»
В отличие от корпораций, где все активы уже давно разделены между акционерами и владельцами, в стартапах есть шанс получить легкие деньги. Эксперты говорят, что можно прийти работать условно за бублик, а при продаже успешного бизнеса получить миллионы долларов. И тому есть много примером.
«Давайте не будем ограничиваться только идеей продажи стартапа за миллионы долларов. Речь идет о продукте, который может выстрелить и сам по себе принести прибыль. Существуют различные договоренности, например, в виде опционов, которые можно выкупить. Продажа стартапа ― не единственный путь к успеху. Он вполне может развиться на начальные инвестиции фаундеров или первых инвесторов. История с IPO и подобными вещами ― это больше про западный рынок, хотя и у нас такое встречается. Гораздо интереснее сценарий, когда вы приходите в компанию, начинаете развивать продукт, он успешно выходит на рынок, и вот вчера вы были стартапом, а сегодня уже корпорация. Такие ситуации тоже случаются, и это нормальный путь развития, на который стоит обратить внимание. Конечно, риски есть, но здесь важно полагаться на собственные суждения и внимательно оценивать, куда вы идете работать», ― говорит Никита Журавлев, директор по разработке, Planetra.
Примечательно, что на рынке есть специалисты, которые даже не рассматривают работу в крупных компаниях, полагаясь на стартапы и возможность заработать намного больше, чем за годы труда в корпоративном сегменте. Об этом говорит Павел Сизов, руководитель направления подбора компании ZeBrains.
«Утверждение о том, что многие люди готовы терпеть неудобства в крупных компаниях, уравновешивается тем фактом, что есть не меньше людей, которые этого не хотят. Большинство сталкиваются с множеством проблем на этапе трудоустройства в корпорации. Есть немало кандидатов, которые категорически не рассматривают крупные компании. Причины разные: сложный процесс найма, внутренние особенности работы, о которых они наслышаны от друзей и знакомых. Эти люди ― прекрасная целевая аудитория для стартапов. Общеизвестно, что существует целая категория кандидатов, которые в принципе не рассматривают работу в крупных компаниях. Не буду называть конкретные имена, но, думаю, все понимают, о ком идет речь», ― говорит он.
«Российские корпорации поддерживают дух стартапа»
Говоря о российском рынке ИТ, эксперты указывают, что далеко не все корпорации представляют собой классический вариант крупных компаний, в которых у каждого работника ограниченная роль и возможности. Якобы многие корпорации все еще сохраняют дух стартапа и тем самым остаются привлекательными на рынке труда для разработчиков, которые ищут технологичные проекты с возможностью быстрого роста и стабильным заработком.
«Сбер сегодня ― это уже целая экосистема. Можно отделить финтех продукты и сервисы Сбера, то есть банковскую часть, где требования к безопасности гораздо выше из-за масштаба системы. Там, конечно, сложнее с инновациями и духом стартапа, но внутри экосистемы есть множество и других компаний. Например, наша HR-платформа Pulse, над которой работает более 500 человек. Она не относится к финтеху, поэтому требования безопасности ниже. У нас проще процесс разработки, меньше бюрократии. Разработчики больше времени уделяют непосредственно написанию кода, легче вносить изменения. Есть проекты, где над целым продуктом работают всего одна-две команды. Например, СберСпорт. Специалисты функционировали как автономная единица, практически не интегрируясь с остальной экосистемой Сбера, по сути, работая как стартап. Существуют также команды, занимающиеся научной непродуктовой деятельностью. Там разработчики больше сосредоточены на реализации конкретных задач, бюрократии меньше. В итоге в корпорациях многое зависит от конкретного проекта и направления, в котором ты работаешь», — рассказал Павел Куликовский, руководитель направления, Сбер.
Но при этом корпорации не всегда готовы брать специалистов из стартапов.
«Из моего опыта, корпорации не готовы рассматривать кандидатов из стартапов. Таким специалистам сложно перестроиться на бюрократическую систему. Более того, участие в стартапе часто воспринимается как своего рода черная метка для специалиста. Кто-то из коллег говорил о ценности опыта работы в 5–10 стартапах. Но давайте подумаем, как будет выглядеть резюме, в котором перечислены 5–10 неудачных стартапов? Такого кандидата, скорее всего, просто не возьмут на работу. Даже если человек проработал в одном стартапе год, это все равно может восприниматься как неудачный опыт, что негативно скажется на перспективах трудоустройства», — отмечает Валентина Циммер, HRD Outlines Tech.
Иллюзия выбора: стартап или корпорация?
В дискуссии мы попытались решить извечную дилемму ИТ-мира, но так ли она актуальна сегодня? Возможно, сама постановка вопроса «Стартап или корпорация?» ― это ловушка для ума, отвлекающая нас от более важных вещей? Что если настоящий выбор лежит совсем в другой плоскости? Например, между созданием ценности и погоней за статусом, между развитием и стагнацией, между смелостью и страхом рискнуть?
Эти вопросы могут показаться неудобными, но именно они заставляют нас расти. Рекомендуем посмотреть полную запись дискуссии на YouTube, где вы найдете инсайты, которые, возможно, заставят вас переосмыслить свой карьерный путь. Делитесь в комментариях, согласны ли вы с экспертами или у вас есть свой взгляд на выбор места работы.