Стартап с российскими корнями Evernote назвали «умирающим единорогом»

Известный американский венчурный инвестор и член советов директоров Uber и eBay Билл Гарли ожидает гибель нескольких «единорогов» (компании с оценками более $1 млрд) уже в 2015 году. Он объясняет свою гипотезу излишней любовью к риску и большим инвестициям в Кремниевой долине.

Глава блог-платформы Syrah Джош Диксон полагает, что первым станет проект для работы с заметками Evernote. Закрытие трех офисов и увольнение 47 человек, о котором компания объявила на этой неделе, стоит считать тревожным звонком.

Издание Slon приводит рассуждения и прогнозы экспертов о дальнейшей судьбе Evernote.

Как все начиналось?


Основателями проекта являются Фил Либин и Степан Пачиков – выходцы из России, переехавшие в США. Evernote выпустила свой первый коммерческий продукт на рынок в 2008-м. В 2012 году Evernote была оценена более чем в $1 миллиард, оценка в ходе последнего раунда – компания привлекала $20 миллионов от японской Nikkei – осталась неизвестной. За все время существования Evernote привлекла около $300 миллионов.

Evernote позволяет создавать заметки, синхронизировать файлы между устройствами, совместно работать над документами. Этим летом Evernote сообщила, что у нее 150 миллионов зарегистрированных пользователей (в основном – в США). В России и СНГ, по словам директора по развитию бизнеса в этом регионе Родиона Насакина, более 6 миллионов пользователей.

В мае 2012 года у Evernote было 25 миллионов пользователей, в мае 2014 года – 100 миллионов. Это показывает темпы роста компании.

Evernote зарабатывает на продаже платных аккаунтов с дополнительными опциями (от $24,99 до $49,99 в месяц) и корпоративных аккаунтов ($12 в месяц с одного сотрудника). По словам Насакина, с изменением ценовой политики Evernote в апреле 2014 года выручка компании выросла на 60%. Показателей выручки компания не раскрывает, но участники рынка оценивают ее в $120–200 миллионов в год.


Проблемы или ошибки?


Главный продукт Evernote – сервис для работы с заметками и синхронизации файлов – не сильно изменился за годы жизни компании.

«У Evernote прекрасный основной продукт, говорит бизнес-ангел Павел Черкашин. – Но то, что у Evernote прочная база, сформированная еще в 2012 году, еще не значит, что у компании нет проблем». Рынок, на котором Evernote когда-то была пионером, постепенно стали занимать другие компании, специализирующиеся на отдельных функциях.

«Продукты облачного хранения, вроде Dropbox, захватили одну часть потенциальной аудитории Evernote, системы проджект-менеджмента (вроде Asana или Podia) – вторую, а третья досталась мессенджерам», говорит Артем Инютин, партнер венчурного фонда TMT Investments. Он отмечает, что компания слишком поздно выпустила мобильное приложение, а новые сервисы оказались не самыми удачными.

Выход на биржу дает дополнительный капитал и открывает для компаний новые возможности. Но основатели стартапов и ранние инвесторы порой откладывают IPO, так как боятся, что не смогут соответствовать высоким требованиям рынка. Только чтобы подтвердить свою оценку в $10 миллиардов, компания должна увеличить выручку по итогам 2015 года на 226%, до $1,4 миллиарда. А Evernote лучшее время для IPO уже упустила, полагают опрошенные корреспондентом Slon инвесторы.


Быть или не быть?


Новый гендиректор Evernote, выходец из Google Крис О’Нилл, пришедший в июле 2015 года, не общается с журналистами, и во многом поэтому компания оказалась в центре подозрений. Evernote нужен новый виток роста аудитории и новые, революционные продукты, и именно их ждут от О’Нилла.


Кто следующий?


Evernote – не единственная компания, чей темп развития не поспевает за инвестициями. У таких компаний есть доступ к огромному капиталу, и после неудачных решений они не уходят с рынка, а вливают все новые деньги в исправление ошибок.


Но это не может продолжаться бесконечно.

«Венчурный рынок покупает не текущие финансовые показатели бизнеса, а ожидания роста. Компания с доходом $20 миллионов, убытками $40 миллионов, но мультипликатором х80 (потому что инвесторы верят в ее будущее) будет стоить $1,6 миллиарда и будет считаться единорогом (хороший пример – Slack), а компания с доходом $200 миллионов и устойчивой прибылью $20 миллионов может иметь мультипликатор х1,5 и, соответственно, капитализацию $300 миллионов – потому что инвесторы не верят в будущий рост и возвращают свои инвестиции через дивиденды. Еще год такой жизни для Evernote – и компанию ждет участь Nokia в лучшем случае», рассуждает Черкашин.

© Megamozg