Стартап дня, начало (февраль 2017-го)
Меня зовут Александр Горный, в последнее время я занимаюсь в Mail.Ru Group поиском и изучением новых стартапов для покупки или инвестиций. В реальных сделках мы сосредоточены в основном на российском рынке, но, чтобы составить своё мнение о локальном проекте, всегда неплохо поискать иностранные аналоги. Кроме того, часто бывает очень полезно просто смотреть на растущие истории со всего мира: если нравятся — то можно и у нас что-то похожее найти, зная, что искать. И в какой-то момент в голове стало так много всего интересного, что показалось преступлением этим не делиться; так в начале 2017 года возник мой блог #стартапдня, который я веду в Facebook, ICQ и Телеграме.
Сегодня я представляю вниманию Хабра небольшой дайджест самых интересных проектов из тех, которые я описывал в феврале. Строгий отбор прошли только пять из двадцати восьми. По техническим причинам выпуск задержался почти на месяц, но, кажется, срочности не было, ни один стартап закрыться или сильно пивотнуться за это время не успел. Описания немного сократил: текст и так получился очень длинным, в блоге подробностей и комментариев чуть больше, а здесь только самое важное.
1. Magento — история успешного opensource
Компания Magento — производитель одноименного opensource-софта для интернет-магазина. Написано всё на PHP, лежит на GitHub, каждый может скачать, поставить на свой сервер, поменять шаблоны дизайна и запустить свой интернет-магазин. Понятно, что на рынке есть десятки, если не сотни аналогов, но Magento, видимо, объективно одна из лучших и самых функциональных. По крайней мере, она точно самая популярная в мировом масштабе: её софт использует каждый третий интернет-магазин из работающих на стандартизованном софте и каждый шестой из top-1000 американских продавцов, в том числе, например, Burger King.
Популярность продукта оправдывает разработку дополнений. О полноте магазина плагинов можно судить примерно по двадцати расширениям для приёма оплаты в биткойнах и пяти для формирования XML для Яндекс.Маркета. Через отдельный платный (500 долларов) плагин, написанный сторонней компанией, реализована и возможность создать своё мобильное приложение.
В плане бизнес-модели Magento ничего нового не изобрела, но всё очевидное использует. Предлагает платное обучение и сертификаты, Enterprise-версию с парой включённых по умолчанию плагинов и поддержкой, а также облачную Magento, развёрнутую на своих серверах. Туда, наверное, всё когда-нибудь и перейдёт. Тарифы на саппорт, между прочим, начинаются от 15 тыс. долларов в год: дёшево Magento себя не продаёт.
История компании, а не продукта, сложная: её давным-давно купил за 180 млн долларов Ebay, а в 2015-м продал венчурным фондам в комплекте с несколькими другими B2B-сервисами. Новые владельцы Magento довольно быстро отделили, и теперь это опять независимая компания, которая снова поднимает деньги на расширение. Последняя сделка — 250 млн долларов по оценке в 450 млн. Лет через пять опять Ebay продадутся, но уже за пару миллиардов, наверное.
2. Karhoo — история сплошного facepalm«а
Karhoo — британское приложение для заказа такси, работавшее по модели, о которой таксопарки просят Яндекс.Такси: оно не влияло на цены, а предоставляло выбор пользователю. «Такси А приедет через 3 минуты и будет стоить 20 фунтов стерлингов, такси Б приедет через 5 минут за 18 фунтов, а В — через 7 минут за 15 фунтов, кого зовём?» Понятно, в чём был план, на бумаге у такого подхода одни плюсы:
- Для таксопарков это не приложение, а мечта, все рады подсоединиться, даже если заказов будет мало: они получают хоть сколько-то пассажиров и только укрепляют свой бренд, никаких минусов.
- Раз таксопарков много — и машин на линии много, значит, приезжать на вызов они будут быстро: это то, что нужно пассажиру.
- В офлайне делать ничего не надо, за перевозку в явном виде отвечает таксопарк, это абсолютно прозрачно для пользователя, можно не бороться за качество самой услуги, а заниматься только программированием приложения.
Все в плюсе. На бумаге. Под бумагу Karhoo и получило какие-то безумные деньги, кто пишет — 250, кто — 300 млн долларов финансирования.
В реальности всё пошло не так. Во-первых, Uber всё равно оказался дешевле. Во-вторых, пользовательский опыт, а значит, и лояльность. Лишние клики, гарантированно лишнее ожидание (кто ж не выберет самое дешёвое из-за какой-то лишней минуты), в итоге магии оказалось меньше, а старого доброго такси — больше. В-третьих, Uberpool. В Лондоне он уже есть, а у Karhoo и по факту не было, и в теории сделать его было сложнее.
Проект проработал меньше года и закрылся, деньги кончились, нечем стало платить зарплату. Свои 250 млн вроде бы получить и проесть не успели, финансирование шло траншами, и реально они сожрали «всего» 50 млн, когда транши остановились. Но и это очень-очень-очень немало для одного города и отсутствия офлайн-инфраструктуры.
Остатки былой роскоши купил Renault за 16 млн долларов. Система сейчас не работает, пользователей не осталось, т. е. покупались только софт и остатки команды. Кажется, опять переоценили.
3. Zhihu — история успешного клона
Zhihu стартовал как китайская Quora, сервис «типа умных» вопросов и ответов, совершенно этого не скрывал и не стыдился своей вторичности. В 2010 году Quora была модной и заведомо успешной: крутые фаундеры, крутые инвесторы, крутая аудитория, интересный контент.
И китайцы склонировали, как такую прелесть не склонировать. Не попиксельно, но разница в проектах была на уровне «до и после редизайна», не более того. И у тех, и у других поначалу всё было хорошо: народ появился, вопросы и ответы стали набираться, SEO-трафик на базу вопросов потёк, модель подтвердилась. А потом каждый пошёл своей дорогой. Американскому проекту уже почти восемь лет, проедены десятки миллионов —, а зарабатывать хоть сколько-нибудь серьёзно так и не научился и в мобильники, по сути, и не вышел.
Zhihu сделал то и другое, за что и получил последнюю оценку в миллиард долларов. Мобильное приложение, вероятно, выполнено лучше и уж точно промотируется гораздо агрессивнее, чем Quora. В итоге на сравнимой с англоязычным миром аудитории Китая они примерно в десять раз популярнее американцев на смартфонах. Ну и деньги, конечно. Реклама и платные аккаунты появились на сервисе давно, а в 2016-м они изобрели Zhihu Live — по сути, платные вебинары. Звезда или просто прокачанный аккаунт в течение часа отвечает на вопросы публики, а обычные люди платят за возможность это послушать или что-то спросить. Комиссия, естественно, достаётся сервису.
4. Augmedix — история применения технологий в быту
Представьте себе обычный прием у врача «нехирургической» специальности — терапевта, невролога или аллерголога. Кроме своей прямой работы, выяснения диагноза и назначения лечения, доктор одновременно набирает кучу текста: ведь вся содержательная часть разговора, вся информация, полученная от пациента, все назначения должны в итоге оказаться в компьютерной системе.
Основатели Augmedix решили, что такое совмещение обязанностей крайне неэффективно, ведь американский врач зарабатывает раз в двадцать больше, чем хороший секретарь со знанием английского в Бангладеш, и это можно использовать.
Augmedix предлагает дешёвого помощника из далекой страны, который избавит врача от значительной части рутины. Достаточно надеть перед приёмом Google Glass, и в комнате оказывается незримый наборщик, который всё видит, слышит и берет на себя общение с компьютером. Всё, что произносится, он записывает в информационную систему, а всё, что нужно врачу вспомнить, — вытаскивает из неё и показывает на экране очков.
Цена сервиса — порядка 2 тыс. долларов в месяц на одного человека: этого хватает на хорошую зарплату в Бангладеш и отличную маржу. С другой стороны, врач или клиника многократно отыгрывают свои затраты за счёт уменьшения времени на приём.
Рынок у Augmedix гигантский, конкуренту появиться будет сложно, ведь тренировать секретарей понимать медицинский язык — нетривиальное ноу-хау, и Augmedix наверняка в него каждый день углубляется. Лет через пять — десять такую работу, наверное, сможет делать AI, но Augmedix с наработанной клиентской базой и накопленной Big Data будет иметь все шансы быть первым и тут. В общем, кажется, компания явно движется к огромному успеху. Пока за три года жизни она дошла до оценки в 150 млн долларов.
5. Opendoor — история действительно больших денег
Американский Opendoor и пара его клонов-конкурентов реализуют бизнес-идею, очаровательную в своей наглости: они просто сами массово выкупают продающиеся дома, чтобы потом найти на них желающего. Эдакий ларёк «Скупаем б/у телефоны» на Горбушке, но не для смартфонов с красной ценой 200 долларов, а для товара в тысячу раз дороже.
С точки зрения продавца это идеальный сервис: зашёл на сайт, покликал, через сутки получил оффер с ценой, вычисленной по «тысяче признаков и гениальной Big Data», через пару дней приехал инспектор добавить вычеты за не указанные в заявке поломки, ещё через неделю деньги уже на счету. Никаких общений с мутными агентами, никакого многомесячного ожидания, никаких десятков людей, которые топчутся по любимому дому, задают идиотские вопросы, а потом так и не покупают. Да, конечно, цена заведомо ниже, чем при прямой продаже: Opendoor же должен свою маржу получить, это не скрывается, но ведь удобно! По сравнению с обычной схемой через обычные доски объявлений продавец теряет от 3 до 10% стоимости дома в зависимости от обстоятельств и того, сколько агентов удалось исключить из процесса.
Зарабатывая свои проценты, стартап очень рискует. Даже если не брать в расчёт возможные ошибки в оценке, страшен даже риск макроэкономический: чтобы съесть всю возможную прибыль сервиса, достаточно резких двукратных падений рынка раз в шесть лет.
Но в США в такие пертурбации никто не верит, и в модель деньги вкладываются безумные. Сам Opendoor потратил 110 млн долларов на своё нынешнее положение — в трёх городах перепроданы примерно 5 тыс. домов (50 млн маржи) — и получил ещё 210 млн на расширение географии на США целиком (по оценке, больше миллиарда) и ещё 400 млн кредитов на собственно покупку домов. Запущенный на днях Offerpad стартовал с 30 млн на развитие и 230 млн долга на дома — просто под планы и презентацию.
* * *
Надеюсь, было интересно. До встречи через пару недель с мартовским продолжением — или в моем личном блоге, где заметки публикуются каждый день.