Старое железо СССР. ЭВМ БЭСМ-3М
БЭСМ-3М
Хронологически это часть 0, самое начало. Мы, я с приятелем, первый курс, только познакомились с Шефом. Чтобы понять, что мы такое, Шеф давал нам тестовые задания.
Фото из Google Maps. Лаборатория Газодинамики, проходная.
Среди строений Университета в Петродворце, на отшибе, дальше уже лес, было отдельное здание, Лаборатория Газодинамики. Она и сейчас есть, переименована в лабораторию аэродинамики. Гугл рассказывает, что там действительно располагается аэродинамическая труба, отсюда и название. Трубу я не видел и не слышал, просто не интересовался. В конце 70х на 2 этаже был машинный зал и там стояла Машина. Шеф умел содержать ее в рабочем состоянии и назначил нам встречу в машинном зале.
Машинный зал. Относительно чистый, давно без косметического ремонта. Фальшпол, кабели спрятаны внутри. Состав машины. Шкаф процессора. Пульт оператора. Шкафы магнитных лент. Печаталка — АЦПУ. 4 магнитных барабана в отдельной выгородке, они шумные. Наверняка были считыватель перфокарт и перфоратор, не помню. Все шкафы металлические, серого цвета в крапинку, молотковая эмаль.
С сайта uic.vsu.ru Это БЭСМ-4, 3М внешне такая же. Фото черно-белое, но в цвете такое же.
Магнитные барабаны на фото справа вдали, тумбы с электроникой, на них сами барабаны под крышками со скругленными гранями. Шкафы процессора раскрыты, непорядок. В центре пульт.
На «горизонтальной» части пульта регистры клавиш для набора чисел, под 50 кнопок в ряд. Машина для научных и инженерных вычислений, формат числа мантисса, знак и порядок. На «вертикальной» части аналогичные регистры неоновых лампочек. Свечение тлеющего разряда. У поработавших лампочек был дефект, огонек не горел стабильно, а мерцал или вертелся внутри лампочки. Это раздражало глаз. Нужно было отвинтить винты-барашки, откинуть фальшпанель, добраться до барахлящей лампочки и заменить ее на такую же, отлежавшуюся в коробочке. Новых запасных не было. Да, машина была старая, но благодаря Шефу держалась бодрячком.
У Машины был свой голос. В пульт вмонтирован динамик. В процессе вычислений звучала своеобразная мелодия, слышная по всему залу. Быстро запоминающаяся. Всякие сбои, зависания легко отслеживались. Циклы звучали курлык-курлык. Поиск по ключу «музейная БЭСМ-6 в действии»
https://www.youtube.com/watch? v=KYVuByDb2wU
тот самый голос роботов из кинофильмов, не фантазия режиссеров, а реально звучавший звук. У БЭСМ-3М звучание было попроще, не такой могучий многоголосый хор, но тоже ничего.
Элементная база дискретные полупроводники. Германиевые высокочастотные транзисторы П411 или вроде, диоды Д9, Д223 или подобные, импульсные трансформаторы МИТ. Печатные платы коричневого цвета, гетинакс, небольшие, в ладонь размером. Шеф поставил нам задачу ремонтировать неисправные печатные платы. В комплекте Машины были ремонтные стенды и документация. Технологическая карта проверки. «ТЭЗ NN». Проверить питающие напряжения. Вставить ТЭЗ в гнездо NN. Контролировать осциллографом амплитуду и форму импульсов. Отклонение не более Х%. В случае несоответствия — ремонтировать. Для ремонта прилагалась схема электрическая принципиальная на ТЭЗ. Дальше тестер и паяльник. Мы очень старались, и, кажется, починили всю коробку неисправных плат. Не сразу, в несколько заходов, за несколько дней. Каждый день работать не получалось, развлечение растянулось на месяц. Шеф отметил наши способности, чтение документации, пользование приборами, навыки пайки, просто умение работать руками. Этот тест мы прошли.
Шеф изучал нас, какие у нас интересы, какие навыки, какие перспективы. Делать это, задавая вопросы, было неэффективно. Это сейчас всем понятна культура найма, резюме, собеседования итд. А тогда Шеф видел перед собой пару немного странных юношей. Как, о чем их спрашивать. «Ваше любимое занятие?» » Экскурсии по свалкам научных и учебных заведений, Политех, ЛГУ». «Как вы себя видите через 5 лет?» «С паяльником в руке». Да, смешно. У Шефа был свой подход. Он не спрашивал, а рассказывал сам и наблюдал реакцию, понимание смысла, интерес поддержать тему разговора. Не в форме лекций, а понемногу, всегда уместно. Рассказы были необыкновенно интересные, просто Сказки Роботов. © Лем. Рассказывал, что шкафы ламповых ЭВМ потребляли киловатты только на накал ламп. И поэтому накальные трансформаторы мотались квадратной медной шиной с зазором между витками для принудительного обдува. Рассказывал, как запускал на Камчатке БЭСМ с заводским номером 1, всю перепаханную еще на заводе, с многочисленными следами отладки. Что первые накопители на магнитной ленте имели независимую от магнитной, оптическую разметку ленты. Новую катушку нужно было разматывать, отмерять и пробивать метки ручным перфоратором. Про молоток с резиновым бойком для профилактики ЭВМ. Была такаяпроцедура вылавливания потенциально сбоящих ТЭЗов. Запускаем тест на цикл и аккуратно стучим по ТЭЗам. Дефектный отзовется сбоем теста. Сбой слышен по голосу машины. Про БЭСМ-6 с избыточным быстродействием. Собственно счет происходил гораздо быстрее, чем ввод задачи и вывод результатов. Была служебная программка, высвечивающая на лампочки индикации слово «ЖДУ», когда процессор простаивал. Для эффективной загрузки строили кластер, БЭСМ-6 и пара БЭСМ-4, которые и занимались вводом-выводом. И все равно, «ЖДУ» постоянно висело.
Фото вывода текста на индикаторы БЭСМ-6. https://1500py470.livejournal.com/368631.html
Как-то Шеф привлек меня помочь с профилактикой магнитного барабана. Я держу мотор на весу над ведром с бензином, Шеф крутит в бензине подшипник, промывает. Шутит про мировой энергетический кризис, на дворе конец 70-х, обострение на Ближнем Востоке, эмбарго. Тогда у меня никаких вопросов по процедуре не возникало, моем в ведре, значит так надо. Сейчас есть вопрос и ответ тоже. Почему так странно? Логично было бы демонтировать загудевший подшипник и заменить на новый. Объяснение. Нового подшипника не было, не было и съемника. Подшипники в СССР были, но не было распределительной системы. Это сейчас есть интернет-магазины, специализирующиеся, в частности, на подшипниках. Любой в наличии. А в СССР была система плановая распределительная. Если какой-то тип подшипника применялся в товаре народного потребления, мотоцикле, лодочном моторе, тогда он мог лежать в магазине спорттоваров. Если нет, то его нигде и не было. При этом нужный подшипник мог валяться за забором овощебазы внутри сгоревшего мотора, но это места надо было знать. И смазки в СССР были так себе. Нигрол, солидол, тавот. Литол только-только появился, на баночке было написано «смазка для подшипников передних ступиц ВАЗ-2101». Так что Шеф был просто очень опытный и действовал максимально осторожно. Никаких лишних действий с подшипником, промыли, смазали и вернули мотор на место.
По окончании испытательного срока мы переместились в здание НИИФ, в родную лабораторию и несколько лет не появлялись на газодинамике. И вот однажды звонок. Нужно посчитать программу, а машина неисправна. Починить нужно сейчас, завтра машину режут на металлолом. Шефа на тот момент уже не было, он трагически погиб. Чинить некому. Бегу. Знакомый зал. Я же ничего не знаю. Как устроена машина, какие тесты. Спрашиваю оператора, есть ли хоть какая диагностика. Да, отвечает, неисправен барабан #3. Иду в выгородку. Вот он, номер третий. Глухой ящик, жужжит, как и остальные. Кабели присоединены, никаких лампочек, никакой индикации. Что можно сделать? Только пнуть. Пинаю корпус, возвращаюсь в зал. Оператор докладывает «программа пошла». И все. Назавтра машины не стало, распилили.