Старое железо СССР. Часть 5. Электроника 100-25
Благодарю за комментарии и исправления. Каюсь, виноват, что использовал чужую фотку без правильной ссылки на авторство. Слабое оправдание, что она лежала в Сети бесхозная, то есть была утащена еще до меня. Ну, продолжим.
Электроника 100–25
Википедия сообщает, что Электроника 100–25 это советская копия PDP11–35/40, так же как и СМ-4. Производилась МЭП для своих нужд на заводе Кварц в Калининграде. Согласен. Еще раз, медленно. Вот есть Государственная Программа разработки малых ЭВМ. Головной разработчик ИНЭУМ. Совместно со странами СЭВ. Учтено и посчитано ГосПланом. Успешный результат, победные рапорта, статьи в газетах и журналах, передачи по телевидению. Страна делает шаг в будущее. И в это же время МЭП, не афишируя особо, своими силами параллельно делает всю эту работу для себя. Казалось бы, невероятно. Плановая экономика, в отличие от капиталистической конкурентной, не допускает бессмысленного расхода человеческих сил и материальных ресурсов. (смайлик). А тут явные убытки, двойная работа, по проектированию, по запуску производства, по поддержке, двойной объем комплектующих, машины механически разные. Но все не так просто. МЭПу машина действительно нужна. В частности, для управления технологическими процессами на производствах. Получить нужное в рамках ГосПлана невозможно, решения принимаются медленно, мощностей для производства ЭВМ у Министерства Приборостроения не хватает. Решение — МЭП повторяет работу, сделанную ИНЭУМ, и производит машину на своих заводах. Это не какой-то титанический труд. Уже есть экземпляр PDP11, есть описание, схемы, остается сделать документацию под свое производство. Инженеры для этого у МЭП есть, инженеров в СССР было много. (Повесть Житинского «Глагол инженер» неплохо передает обстановку). Электроника 100–25 получилась ближе к оригиналу, чем СМ-4. Разъемы в процессоре как у PDP11. Передние панели литые, как у PDP11. И даже схема точнее, чем СМ-4. Дело в том, что прямое копирование на отечественной элементной базе, 155 серия как клон SN74, не удалось. Какой-то сигнал в процессоре не успевал. Нечастая и неважная ситуация, но тест от PDP выдавал ошибку. ИНЭУМ решил задачу, переписав тест. МЭП решил задачу иначе, добавив в схему конденсатор. (Мой приятель, узнав об этом, страшно воодушевился и приделал к нашей СМ переключатель СМ/Электроника.) А еще Электроника была тише, чем СМ. Продувку стойки производил всего один вентилятор, большой и медленный, поэтому тихий. Кроме того, СМ была машиной «голой», только для вычислений. Уже позже стала комплектоваться Камаком для сопряжения с внешним миром. А в номенклатуре Электроники 100–25 были интересные блоки расширения, сопроцессор, таймер, всякие интерфейсы. Действительно для задач управления. Еще МЭП поставлял Электронику 100–25 в «свои» учебные заведения. В ЛЭТИ, Ленинградском Электротехническом, в учебных классах стояли просто стены из шкафов 100–25. Так что существование 2 разных копий с одного оригинала объяснимо. И все равно в голове не укладывается, абсурд. Особенно для внешнего наблюдателя, не знакомого с реалиями советской экономики.
Сценарий шпионского боевика. Пентагон, отдел изучения научного и технологического потенциала противника. Кабинет начальника, массивный письменный стол, флаг США, на стене портрет Дяди Сэма. Вбегает сотрудник. «Сэр, срочное сообщение!». «Докладывайте». «Сэр, эти русские, эти невероятные русские! Они опять сделали Это!». «Что, что они сделали?». «Они снова скопировали нашу PDP11!». «Но это какая то бессмыслица, зачем им это?».» Не знаю, Сэр». «А что наш аналитический отдел?». «Уже работает над этим». Видеоряд, машинный зал, мигают лампочки на панелях, крутятся катушки ленточных накопителей. «Черт возьми, но должен же быть во всем этом какой-то смысл. Русские явно что-то замышляют. Держите меня в курсе. И да, подготовьте агента. Мне нужна информация на месте.»
Агент был подготовлен и отправлен. Я его видел и с ним общался. Об этом в какой-нибудь следующей части.
Где-то в 1980-х меня и приятеля отправили в командировку на обучение на Кварц. Целей было несколько. Получить корочки инженеров по эксплуатации ЭВМ. Попробовать урвать что-то из периферии, нужнее всего был накопитель на магнитной ленте. Отвергаю мысль, что руководство просто хотело от нас немного отдохнуть.
Калининград, завод Кварц. Сначала про обучение, про Калининград потом. Занятия происходили уныло, в форме лекций, читали инженеры с завода. Экскурсий на завод и практических занятий не было. Во вторую смену, со второй половины дня и до вечера. Большинство преподавателей были молодцы. Но как раз завод замахнулся на клон PDP11–70, были проблемы и толковые инженеры сидели на заводе безвылазно. И бывало, что читал посредственный лектор. Просто отрабатывал номер, тянул время. Говорил громко и медленно. Мучительно, не заснуть и не проснуться. Так примерно. «На Верхней И Нижней Панелях Процессора Расположены Вентиляторы Которые Дуют Воздух…» И в этот момент один из слушателей в том же тоне продолжает »…Навстречу Друг Другу». Немая сцена, все просыпаются. Лектор изменившимся голосом спрашивает, как навстречу? А так, отвечает слушатель, в той машине, что вы нам прислали, навстречу. (Явный заводской брак, должны в одну сторону). Результатом обучения стал сертификат и корочки «право эксплуатации ЭВМ».
Ну еще интересные знания о процессе производства.
Микропрограмма процессора записывалась в микросхемы 556РТ4. Программируемые пользователем однократно путем пережигания-расплавления внутренних перемычек. Требовалось точное соблюдение технологии. При недостаточном напряжении перемычка могла затечь, восстановиться. При избыточном сгорали цепи управления микросхемы. Документация предлагала цикл прожарки, длительное выдерживание запрограммированных микросхем при повышенной температуре, чтобы концы пережженных перемычек разошлись. Кварц решил проблему иначе, запрограммированные микросхемы просто помечались датой и отправлялись на склад. При возможности на сборку отправляли лежалые с проверкой. Если не затекло, то уже и не затечет.
Технология изготовления блоков ЭВМ. Печатные платы с микросхемами вставляются в кассету с разъемами. На платах части общей схемы, их нужно соединить в одну. С обратной стороны контакты разъемов соединяются накруткой. Выводы разъемов штыри квадратного сечения, немного толще 1 мм , одножильный провод туго накручивается на вывод. Соединение надежное, не хуже пайки-сварки. Провод похож на провод витопары, соединение ведут по кратчайшему пути, по прямой. Выглядит как беспорядочная паутина. Для накручивания существует специальный электрический инструмент. Как производить монтаж. Есть таблица –карта. Смотрим в нее, крутим. Неудобно, медленно, нужно постоянно переводить взгляд. Лучше, если есть помощник, читающий карту. Следующий шаг рационализаторской мысли, помощника можно заменить магнитофоном. И завершающий — монтажников на один магнитофон может быть несколько. Так и было организовано, цех монтажниц, включается магнитофон и поехали. Кто-то успел, кто-то нет. Пропустил, закрутил не туда. Готовые блоки отправляются на сборку, их набивают платами, включают и тестируют. Ошибки исправляют. Похоже, отладка была непростая. На занятиях лектор особо подчеркивал, что заводской монтаж не допускает больше 2 накруток на один квадрат. Если видите 3 накрутки, это явная ошибка.
Задание купить ленточный накопитель IZOT мы провалили. Возможно, миссия была невыполнима, дефицитный импорт. Но мы изучили номенклатуру изделий, выпускаемых самим Кварцем, и закупили мультиплексор дисплеев. Рабочих мест программистов в лаборатории стало в достатке и сотрудники перестали мешать друг другу.