Старики будут править IT
Периодически на просторах интернета натыкаюсь на различные мнения по-тому, что в «Нарнии для разработчиков» нельзя находиться людям, которые уже преодолели барьер в 30 лет. И вообще этим людям пора либо перейти в менеджмент или запускать процесс само-утилизации и просто исчезнуть, для того, чтобы «молодые, успешные» 20 летние сеньоры пришли и начали перфомить так, что 30 летнему деду и не снилось.
Но так ли — это на самом деле, что более молодой разработчик может в базовых задачах выдавать большую производительность или вообще хотя-т ли текущие зумеры идти работать в айтишечку, чтобы перфомить? Давайте разберемся.
Путь миллениала
Для начала сделаем ремарку, кто такие миллениалы? Это люди, родившиеся примерно в период с 1981 по 1999 год, на стыке тысячелетий.
Особенностью этой возрастной группы является то, что на протяжении их жизни происходят постоянные технологические изменения. Это делает людей более гибкими, восприимчивыми к нововведениям и готовыми к изучению чего-то нового.
Уже в детстве появляются первые чёрно-белые мобильные телефоны, которые с каждым годом кардинально меняют свой дизайн и технические возможности. Видеомагнитофоны уступают место DVD-плеерам, а затем полностью исчезают, как и кассетные плееры, уступившие место цифровым технологиям. В подростковом возрасте уже в семьях начинают появляться первые домашние компьютеры, за которыми приходится ухаживать, словно за капризным спутником жизни, чтобы они продолжали радовать своей работой.
Также появляется главное, без чего не может обойтись современный человек, — интернет. Он начинался с низких скоростей, работая через модем, а при активном соединении телефонная линия была занята. Позже появился интернет по кабелю, но доступ к нему продавался пакетами с ограничением по количеству мегабайт. И вот теперь у нас оптоволокно, безлимитный доступ, 10G и цифровое счастье.
Автор ностальгирует
Но отойдём от ностальгии и перейдём к делу. Главной особенностью тех лет был крайне слабый рынок услуг: как например установку Windows приходилось делать самостоятельно (это был не выбор), а не заказывать в условном DNS за 500 рублей. Устройства часто работали нестабильно из-за постоянных технических изменений. От простых телефонов до стационарных компьютеров — все взаимодействия сопровождалось болью и мучениями.
Установить приложение или игру было настоящим испытанием: поисковиков практически не существовало, а найти нужную информацию было очень сложно.
Простой пример: ты покупаешь игру на диске, устанавливаешь, но в какой-то момент она перестаёт работать. Никакого патча или обновления — просто «до встречи брат».
Как видятся проблемы зуммеров
Когда джун сказал, что выгорел поработав 2 часа
Люди этого поколения легко принимают изменения, что идеально сочетается с требованиями IT-сферы, где нужно постоянно обновлять знания и адаптироваться к новым правилам игры. Уже в подростковом возрасте их уровень решения технических проблем сопоставим с навыками специалиста технической поддержки.
Нужен компьютер? Найди, разберись, что именно требуется, и собери его сам. Нужно установить программное обеспечение, настроить принтер или подключить интернет? Найди информацию, разберись и сделай сам. Или вообще есть проблема техническая {name}? Решай сам. Эти многочисленные задачи формировали навыки самостоятельности и создавали тягу к знаниям, которая сохраняется на протяжении многих лет.
Путь зумера
Для описания пути давайте рассмотрим возрастную группу людей, которым сейчас до 24 лет. Они живут в эпоху технологической зрелости и относительной стабильности.
Особенностью этой группы является отсутствие технологических чудес. Телефоны сменяют друг друга, оставаясь во многом похожими, скорость интернета стабильна и уже не вызывает восхищения. Изменения в приложениях в основном сводятся к обновлению дизайна, а не к прорывным функциям. А инструментарий для упрощение жизни наоборот становиться все лучше и лучше.
Технологический прогресс
Технологический прорыв глазами зумера
И я не утверждаю, что такой подход, когда вокруг всё ориентировано на клиента в услугах и приложениях, является плохим. Просто людям уже не приходится постоянно что-то учить или разбираться. Когда возникают проблемы, достаточно поставить приложению 1 балл в отзыве и скачать другое, или отнести компьютер в сервисный центр при поломке, или позвонить в техподдержку при других трудностях.
Также акцент смещается с компьютера на телефон как с основного устройства, и большинству людей уже не нужно иметь компьютер, разве что для того, чтобы поиграть с друзьями в дотку.
Сейчас часто бывает, что когда зумеры приходят поступать на айтишные специальности, они совершенно не умеют пользоваться компьютером, что, как мне кажется, недопустимо для будущего айтишника. Мало того, что они не умеют пользоваться компьютером, для них появились инструменты вроде нейросетей, с помощью которых можно бездумно копировать лабораторные работы и инструкции.
Противостояние
Что делает их менее обучаемыми и заинтересованными больше в личном психологическом портрете и ощущения реализованности. Хотя с другой стороны у них под рукой всегда имеются видео курсы, книги, статьи и другие материалы неограниченном доступе, что в целом могло бы им позволить легко обучаться.
Путь нейросетей
Далее после рассмотрения портретов, нужно обратиться к новым инструментам, которые должны или помочь или заменить нас…
Существует мнение, что в будущем нейросети заменят айтишников, а до этого их вытеснят начинающие разработчики, которые с помощью нейросетей смогут стать сеньорами уже к 20 годам и демонстрировать высокую производительность. У них еще нет семьи, меньше факторов усталости, а свободного времени для переработок предостаточно.
Однако мое мнение по поводу нейросетей достаточно простое: это инструмент, и пока не более. Грубо говоря, если раньше приходилось переходить по разным вкладкам, чтобы собирать информацию по частям, то теперь по запросу ты получаешь всё в уже скомпилированном виде. Что касается вспомогательных инструментов, таких как GitHub Copilot или JetBrains AI Assistance, они почти не вникают в контекст проекта. Их помощь сводится к генерации Unit-тестов, добавлению комментариев или предложению автозаполнения в IDE.
Что скрывается за нейросетями?
Самое главное в работе с нейросетями — это понимание того, что они могут выдать в скомпилированном результате нерабочее решение или полную чушь. Поэтому даже в далёком будущем без специалистов, которые занимались бы валидацией и проверкой результатов, нельзя гарантировать работоспособность решений.
В целом нейросети сегодня — это больше маркетинговая история, активно продвигаемая различными каналами. «НОВАЯ ВЕРСИЯ NEURO GODS МОЖЕТ НАПИСАТЬ YouTube С НУЛЯ!» Но сможет ли она настроить серверы (а это, между прочим, одна из сложных частей, особенно в контексте распределения трафика)? Провести обсуждение задач с заказчиком? Всё написать, проверить и исправить? Или она вообще просто делает верстку.
Что нужно сделать, чтобы все-таки заменить программистов
Кроме того, поскольку для работы с нейросетями требуются специалисты, которые будут валидировать и дополнять её результаты, начинающие разработчики не могут стать сеньорами только за счёт использования этого инструмента. Из-за недостатка опыта и знаний они зачастую не способны объективно оценить полученный результат. По сути, это не отличается от копирования ответа из Google или со Stack Overflow.
Именно поэтому начинающие разработчики становятся менее востребованными, тогда как спрос на сеньоров, наоборот, растёт. Ведь именно опытные специалисты способны эффективно работать с инструментами вроде нейросетей и решать сложные задачи.
Путь конкуренции
Когда нынешние сеньоры искали свою первую работу, IT-сфера не имела такой популярности, а зарплатные запросы были значительно скромнее (на моей первой работе разработчиком я получал всего 15 тысяч рублей в месяц). В те времена профессия в целом не казалась особо заманчивой: удалёнка в массовом виде ещё не существовала, а в регионах IT-специалисты зарабатывали не так много. В Москве, ситуация была лучше, но там высокие зарплаты получали все.
Сейчас IT — это раскрученное направление, активно продвигаемое людьми, продающими курсы. Соответственно, многие, кто приходят «вкатываться», зачастую не имеют никакого бэкграунда и полностью рассчитывают на то, что их всему научат. Они идут в IT не потому, что им это интересно, а из-за желания пользоваться привилегиями этой профессии.
В работе исключительно ради денег нет ничего плохого, но если отсутствует даже минимальная заинтересованность, то вероятность «залететь» в IT с нуля стремится к нулю.
Кроме того, многие научились использовать нейросети, чтобы выдавать «правильные» ответы на собеседованиях, приукрашивать опыт в резюме, а это сделало поиск работы значительно сложнее.
Если подытожить про конкуренцию, то сейчас предпочтение чаще отдают кандидату с большим опытом, даже если ему 50 лет, нежели 21-летнему выпускнику курсов. То есть, пока никто никого не вытесняет.
Заключение
Миллениалы прошли через эпоху технологических изменений и приобрели уникальный опыт и адаптивность. Эти качества особенно ценны в мире, где технологии развиваются быстрее, чем успевают появляться специалисты, готовые ими управлять. Этим зумеры, к сожалению, похвастаться пока не могут.
Даже с появлением нейросетей и других инструментов автоматизации, обещающих упростить многие аспекты работы, рынок всё ещё нуждается в опытных специалистах. И требуется их способность не только эффективно использовать эти инструменты, но и критически оценивать их результаты.
Таким образом, в мире, где скорость изменений и сложность задач только растут, именно опытные специалисты остаются ключевыми игроками. И, как ни странно, будущее IT может оказаться за миллениалами, благодаря сформированным навыкам. И в будущем возможно стент нормой, что будут разработчики и 50,60,70 лет, а для начинающих будет все сложнее попасть в эту закрытую секту.
Спасибо за внимание!