Стандарт ECMA-262 (JavaScript) в картинках, часть 3

ddd915aad49e4126af37851b70210483.png
В предыдущих частях рассматривались структуры execution context, объекты Function и указатель this. В третьей части речь пойдет о прототипном наследовании.

Как реализуются классы


В JavaScript нет классов. Там, где в классическом ООП используются классы и объекты в JavaScript применяются объекты с функциями и объекты с данными.

ffd6d490745141838ca90ed977b3b2fd.png

При поиске свойств используется внутреннее поле [[Prototype]] (оно доступно снаружи как __proto__). Если свойство не найдено в объекте, то оно ищется в прототипе.

var a = {
  n: 1
};

var b = {
  __proto__: a,
  m: 2
};

console.log(b.n); // выведет 1


Для того, чтобы кажды раз при создании объекта не требовалось явно указывать __proto__ в JavaScript можно использовать функции в качестве конструкторов с помощью оператора new. При интерпретации ключевого слова function каждый раз создается не только объект Function, но и связанный с ним объект Prototype.

5be2c5cdb171425393bc512943c989ac.png

Если вызвать функцию как new User(), а не просто User(), то будет создан новый объект. Свойство __proto__ нового объекта будет указывать на prototype функции.

3c28fe7dba7e49508a0a67f62efab283.png

При вызове функции через new ThisBinding контекста будет указывать на созданный объект. Если в function User написать this.name = "Unknown", то в новом объекте появится поле name с указанным значением.
«Методы класса» логично размещать в прототипе, в этом случае все «объекты класса» будут иметь к ним доступ.

function User(name) {
  this.name = name;
}

User.prototype.getName = function _getName() {
   return this.name;
}

var user = new User("John");
console.log(user.getName());


Так как при вызове «методов» используется обращение через точку: user.getName(), то ThisBinding будет указывать на новый объект и return this.name вернет значение соответствующее значение name.

27602e4411894f5bab7aa98be339c145.png

Важно различать _proto_ и prototype. Свойство __proto__ ([[Prototype]]) есть у всех объектов и используется для поиска свойств. Свойство prototype есть только у объектов Function и используется при создании объектов через new.

Как реализуется наследование классов


Наследование в JavaScript реализуется с помощью цепочки прототипов.

009fffca82b04887974a04477b2ca548.png

Допустим, от класса User необходимо отнаследовать класс Employee и добавить еще один «метод». Для этого нужно:

  • реализовать функцию Employee, которая будет использована в качестве конструктора,
  • добавить в её прототип необходимые функции,
  • указать в __proto__ прототипа Employee ссылку на прототип User.


В этом случае если функция не будет найдена в одном прототипе поиск будет продолжен в «родительском прототипе».

c76b82ad2b4a4630999ceda17c1dbdc1.png

Впрочем, длинные цепочки наследования в JavaScript не приветствуются.
Подробнее про прототипное наследование в стандарте:


Заключение


Читайте стандарт, ничего сложного там нет. Главное разобраться в основных понятиях и связях между ними. Рекомендую начать с чего-нибудь понятного, например, с вызова функции. Затем — разобраться со встречающимися в тексте определениями. Рекурсивно повторить.

Также имеет смысл посмотреть на первые релизы стандартов. Во-первых, интересно наблюдать за эволюцией. А во-вторых, некоторые фичи появились позже, поэтому сами стандарты были проще. Например, нет разделения на LexicalEnvironment и VariableEnvironment, которое несколько сбивает с толку.

Если хотя бы один разработчик после прочтения статьи разберется со стандартом я смогу считать свою задачу выполненной.

© Habrahabr.ru