Средний размер веб-страницы сравнялся с размером инсталлятора Doom

c3fc1e6a90f54946b5613347fceb5eb9.png
Примечание. Среднее арифметическое не совсем точно отображает реальную картину

Наконец-то наступил момент, когда можно честно сказать: web is doomed, и это не будет преувеличением. По статистике HTTP Archive, в апреле 2016 года средний размер веб-страницы сравнялся с размером инсталлятора культовой игры Doom.

Помните эту игру со встроенным движком 3D-рендеринга, многочисленными уровнями, картами, спрайтами и звуковыми эффектами? Всё это равняется теперь одной средней веб-страничке.
График вверху наглядно демонстрирует то, что называется кризисом ожирения сайтов (кстати, статья об ожирении сайтов на Хабре занимает 12,2 МБ). Средний размер текстовых в своей основе страниц по каким-то причинам стабильно растёт уже много лет подряд. Хорошая новость в том, что в последние месяцы рост немного замедлился, но всё равно тенденция пугающая. То, что вчера считалось «жирной» страницей, сегодня считается нормой, а завтра будет образцом элегантного дизайна.

А разве на веб-страницах стало больше информации? Почему страница с твитом на несколько слов занимает больше мегабайта?

Если проанализировать статистику HTTP Archive, то можно заметить несколько интересных тенденций. Например, если сравнить размер веб-страниц сайтов топ-10 со всеми остальными сайтами.

6b82a5fbfbba4486b83901e4bf38ff59.png

Как видим, на самых популярных сайтах веб-страницы гораздо меньше по размеру, чем на остальных. И ещё одна интересная вещь: в то время как весь веб постепенно жирнеет, самые популярные сайты становятся легче!

Умный читатель заметит, что среди сайтов топ-10 — несколько поисковых систем, так что им легче держать себя в форме. Но всё равно остаётся в силе второй пункт: уменьшение их объёма.

2015-й год явно был кризисным для веба, пишет Ронан Кремин (Ronan Cremin), ведущий веб-разработчик компании Afilias Technologies. — Многие события сигнализируют о том, до какого низкого уровня опустилась производительность: в iOS внедрили блокировщики рекламы, Facebook и Google анонсировали о технологиях для ускорения загрузки веб-страниц, даже NY Times сравнила интернет-рекламу с алкоголем: как говорил Гомер Симпсон, алкоголь — это причина и решение всех жизненных проблем. То же самое можно сказать об интернет-рекламе, из-за которой и происходит, в значительной степени, раздутие веб-страниц. Неудивительно, что всё больше пользователей решают установить блокировщики рекламы, а вслед за Safari в iOS и разработчики других браузеров подумывают о том, чтобы интегрировать блокировщик рекламы в стандартный браузер.

Проблема в том, что мы не уделяем внимания производительности, считает Ронан Кремин: «Новый JavaScript модуль галереи? Конечно, почему нет? Ух ты, новый веб-шрифт тут хорошо смотрится, почему не добавить новый инструмент аналитики, раз уж мы здесь? Стоит ли уменьшать картинку 6000 пикселов? Да ну, браузер об этом позаботится вместо нас».

В принципе, происходящее сейчас вполне нормально. Так часто бывает с технологиями — они проходят путь от ранних экспериментов к чрезмерному злоупотреблению, а потом всё устаканивается до нормального состояния. Похоже на то, что производительность веб-страниц сейчас тоже постепенно становится приоритетом. Медленно, но верно происходят изменения. Например, WordPress добавил поддержку отзывчивых изображений в версии 4.4 — одно это должно заметно повлиять на средний размер веб-страниц в интернете, ведь под WordPress работает 26% всех веб-сайтов. В Drupal 8 сделано то же самое.

Начнёт проявляться обратная связь. Когда ключевые сайты повысят своё быстродействие, остальные станут казаться ещё медленнее. Google может даже пойти дальше — и понижать позиции «медленных» сайтов в поисковой выдаче. Тогда необходимость оптимизации дойдёт даже до самых тугодумов.

© Geektimes