Сравнительный анализ покупательских корзин

Покупки каждого клиента в магазине только на первый взгляд кажутся уникальными. У покупателей вырабатываются одинаковые модели поведения на основе потребностей, например, покупка молока и хлеба через день, пачки сигарет каждый вечер, шоколадки к чаю, йогурта и круассана к обеду и т.п. А поскольку, так или иначе, потребности людей совпадают, мы можем говорить о типичном покупательском поведении в определенных условиях.

7934234b26b44c63ad6be9c1ed277fa5.png

Анализ покупательских корзин предполагает изучение связей и закономерностей в поведении клиентов торговой сети. Результаты анализа помогают формировать целевую маркетинговую активность, создавать персонализированные предложения и планировать промо для увеличения среднего чека и прибыли.

Анализ покупательских корзин мы уже описали тут, а в данной статье, мы рассмотрим сравнение типичных корзин и возможности использования результатов в бизнес-процессах ритейла. Возможность визуализации и сравнения корзин со схожими товарами помогает ритейлеру быстро выделить закономерности в покупательском поведении и принять нужные решения для оптимизации своей деятельности.
Сравнительный анализ будем проводить с помощью сервиса BI Datawiz.io.

Сервис помогает сравнить по основным показателям две типичные корзины с разным ключевым товаром.

Например, как определить, что входит в покупательские корзины в пятницу вечером с сигаретами «Прилуки» или «Мальборо», показано на скриншоте ниже.

af1f2cb90a864cb28627edd243dcaedc.png

Рассмотрим примеры использования функционала сравнения типичных корзин в ритейл процессах.

Пример 1. Для формирования стратегии продвижения товарных категорий или брендов маркетологами торговой сети.
Сравним две покупательские корзины:

  • с сигаретами «Прилуки»;
  • с сигаретами «Мальборо».


Сравнив типичные корзины видим, что сигареты «Прилуки» покупают с брендами растворимого кофе такими как, «Нескафе», «Маккофе», «Якобз» и другими. Так же в 2 раза чаще в типичные корзины с сигаретами «Прилуки» попадает хлеб и хлебобулочные изделия.

e483bf8fea8d434a88314a22837f0043.png

А вот с сигаретами «Мальборо» курильщики берут жевательные резинки «Дирол» и «Орбит», частой покупкой с этой маркой сигарет выступают и «Кока-кола» с «Пепси», а также минеральные воды.

335c55d329784f129e6db487301cb217.png

Таким образом получаем две разные персоны клиентов.

Курильщик сигарет «Прилуки» предпочитает горячие растворимые напитки.

Курильщик «Мальборо» — колу и следит за свежестью своего дыхания.

Поэтому акция, когда при покупке блока сигарет в подарок клиенту предлагается стакан растворимого кофе, будет более успешна для курильщиков «Прилук». А тем, кто покупает «Мальборо», кассир может предлагать приобрести и жевательную резинку.

Пример 2. Для размещения товаров на полках магазина и эффективного использования торгового пространства.

Используем информацию о типичных корзинах невысокого ценового сегмента.

Сравнивать будем корзины с такими основными товарами как:

  • водка «Первак»;
  • коньяк «Ужгородский».


Как видно, на картинке ниже, с водкой «Первак» в 29,2% случаев покупают пиво «Славутич». Этот показатель в 11 раз превышает вероятность такой же покупки с коньяком «Ужгородский».

d2e2f1a3b7b145fd878aefdd19dcb135.png

Коньяк же в 2 раза чаще берут с колой, чем водку.

09861b73f9ef4c99a65daadc77b7b472.png

Недорогое пиво размещать рядом или напротив водки, а вот сладкие воды рядом с коньяками и другими алкогольными напитками, которые тоже запивают «Кока-Колой» или «Пепси».

Пример 3. Для формирования схемы расположения рекламных носителей и акционных стоек в магазине.
Например, сравним типичные корзины со слабоалкогольными напитками такими как:

  • сидр «Сомерсби»;
  • напиток «Рево».


С сидром с высокой вероятность берут виды закусок, такие как семечки, сухарики, чипсы.

04369a47ee1b49a19ffa18118497d94f.png

С «Рево» другие слабоалкогольные напитки, например «Шейк», и сигареты.

f4e0ffb5bbb44c82a7335dcbe4d24517.png

Размещение на полке с сидром акционной стойки с закусками увеличит вероятность совместной покупки.
А вот «Рево» можно оставить в ряду слабоалкогольных напитков. его будут покупать с другими напитками, или разместить около касс для быстрой покупки его и сигарет.

Пример 4. При формировании маркетинговой активности и проведении акций — для увеличения вероятности покупки товаров вместе, выбора товаров для примотки или оформления подарочных наборов к праздникам.

Проанализируем типичные корзины с ценой до 300 грн., куда входят:

  • отечественные вина;
  • шампанское.


Сравнив данные на графике ниже, видим, что шампанское покупают намного чаще с конфетами, кондитерскими изделиями и шоколадом.

6bd7f77c6a4e4846b1bf35c73526ca7e.png

В то время как вино покупают, в основном, с продуктами для застолий — водкой, сырами, майонезами, колбасами, соусами и т.п.

0524ecd03cf64d759928535141e39f0e.png

Можем сделать вывод, что шампанское стоит использовать, как акционный товар к праздникам. Снижая цену на него для увеличения количества покупок или используя в наборах с коробками конфет на акционных стойках. Такие наборы посетители будут покупать как праздничные подарки.

Пример 5. При анализе корзин по ценовому сегменту.

Проведем сравнение по 2 типичным корзинам с водкой. Только в первых корзинах будет водка «Западенка», во второй — водка «Финляндия».

Кладут ли покупатели в одну корзину товары низкого и высокого ценового сегмента? Анализ показывает что большинство товаров покупают либо с недорогим алкоголем, либо с элитным.

На картинке ниже видим, что существует множество товаров, которые покупают с водкой «Западенка», но за весь прошлый год ни разу не купили с водкой «Финляндия».

48ff9c2554c54ad39f611b23ad3c5613.png

И наоборот. Финляндию покупают с водой Ессентуки, алкоголем Мартини, сигаретами Давидофф, элитным алкоголем. То есть, покупатель позволяющий себе 1 элитный товар, старается и другие подобрать в том же ценовом сегменте.

208aaf46faea40f892c1ef8cfb10a9a6.png

Существует не такой уж большой список брендов который покупают одновременно с дорогой и дешевой водкой. Это такие бренды, как: минеральная вода Миргородская и Моршинская, Пепси, соки Сандора, молоко Молокия, конфеты Рошен, сигареты Винстон и хлеб. Во всем остальном корзины разнятся.

То есть, и при проведении акций и позиционировании алкогольных напитков стоит учитывать ценовой сегмент, к которому он относится, и в дополнительные к нему использовать товары того же сегмента.

Описанные способы это только несколько возможностей использования информации о товарах, которые покупатель положил в свою корзину. Но и они уже дают возможность ритейлеру:

  • сформировать правильную стратегию продвижения товара в зависимости от покупательских предпочтений клиентов;
  • разработать эффективные подходы к размещению товаров на полках;
  • размещать акционные стойки и надстройки на полки в правильных местах, около тех товаров, которые с большей вероятностью купят вместе;
  • определять нужную ценовую политику, управлять акциями, правильно снижать и повышать цены на сопутствующие товары.


Отлично работает использование информации о покупательских корзинах с привязкой к программам лояльности и сегментации клиентов, это дает дополнительные возможности для анализа и комплексного подхода по изучению покупателей в продуктовом ритейле. Об этом поговорим детальнее в следующих публикациях.

Сервис BI Datawiz.io дает возможность ритейлеру сравнить покупательские корзины, выявить закономерности в покупательском поведении и разработать стратегии продвижения различных товаров для получения дополнительной прибыли.

© Habrahabr.ru