Спасти образование

И в России, и в мире в целом есть большие проблемы с образованием. Некоторые вещи понятно, как исправить, другие — нет. Что-то исправить просто, а что-то — сложно.

Я хочу предложить практический путь, как можно кардинально изменить образование в лучшую сторону. А так же теоретическое обоснование — как образование превратить в точную науку. Как можно «мерять» образование на количественном, а не качественном уровне.

Позвольте начать издалека. Более всего меня пугают следующие вещи:

Горизонт мечтаний

Выдуманная история. Ваня учится в 9-ом классе в далёкой деревне. Мама у него работает продавцом в магазине. Отец — водитель. Ваня мечтает стать бухгалтером, как Евгений Петрович, папин знакомый. Когда-то давно Ваня хотел быть космонавтом, но сейчас он трезво смотрит на вещи, и понимает, что рядом есть только техникум, где учат бухгалтеров, да и родители на большее не потянут. Ваня уже смирился.

Почему дети боятся мечтать? Почему горизонт мечтаний ребёнка ограничен родителями и знакомыми? В России есть миллион возможностей, надо только научиться, и вырваться из своей локации. Но дети из регионов зачастую не верят, что могут стать космонавтами, программистами, врачами, инженерами, и т.д. Хотя там талантливых детей ни разу не меньше, чем в Москве и Питере. Когда у тебя у мамы высшее, у папы высшее, и институт под боком — всё просто и понятно. Но в регионах:

а) зачастую хуже учат в школах

б) детям не понятно, что нужно точно знать, чтобы поступать в тот или иной ВУЗ

в) детям и родителям не понятны шансы попасть в конкретный ВУЗ, т.к. оценить знания своего ребёнка они не могут. А значит, выбирая ещё в 8–9 классе между эфемерным ВУЗом и местным училищем, куда точно можно пробиться — весы могут склониться не в сторону риска

г) родителям часто не возможно оплачивать N репетиторов

Мне очень обидно, что у этих детей есть искусственное ограничение. Мне обидно, что тысячи ребят никогда не попробуют себя в чём-то большем, чем просто дом-огород-семья. Почему многие наши дети не смеют мечтать стать микробиологами, теоретическими физиками, изобретателями, генными-инженерами и т.д.?

Я хочу сделать так, чтобы у каждого ребёнка была возможность выбрать, в каком направлении он будет развиваться — и получить чёткую и определённую пошаговую инструкцию, как ему достигнуть цели. Инструкцию и бесплатные обучающие материалы. Чтобы даже если мама с папой ничего не понимают в ИТ, а ребёнок всё равно мог стать и программистом, и космическим сварщиком, и кем угодно.

Все учатся у репетиторов

Многие дети (по крайней мере в больших городах) учатся сначала в школе, потом у репетиторов. Хочешь сдать ОГЭ по математика? Репетитор. Хочешь поступить в ВУЗ? Репетитор. Хочешь просто подтянуть физику? Репетитор.

Раньше для меня это было загадка, но недавно мои дети подросли и пошли в школу. Так я открыл для себя современные учебники.

Как я искал курсы по биологии для 7-ми летнего ребёнка

Как-то моя дочь семи лет, которая давно говорит, что хочет быть ветеринаром, попросила найти ей курсы по биологии. Не вопрос, в наш век интернета должно всего быть много (некоторые дети в 9 лет уже в МГУ поступают, не уж-то не найдётся чего-то понятного по биологии на школьном уровне).

Курсов действительно оказалось много. Но ни один из них не возможно дать ребёнку: все поголовно злоупотребляют терминами то из химии, то из физики, то просто из математики. Даже там, где можно обойтись простыми словами, авторы предпочитают употребить «правильные термины» (чтоб звучало серьёзнее?).

Так же беда оказалась с книгами. Книги замечательные, миллион картинок, бумага — загляденье (мне бы такие в детстве). Но автор или прыгает по-верхам (условно: есть человек, есть у него мозг и две ноги), или на каждой странице по 20–30 заумных слов. И даже там, где что-то объясняется — понять может только старшеклассник. А так, чтобы систематично научить ребёнка с нуля до хотя бы школьного уровня — нет. Мы даже попробовали купить школьный учебник -, но ситуация аналогичная.

Учебники просто переполнены доверху бесполезной информацией, написанной в сумбурной форме. И если тебе не повезло с учителем, который всё объяснит, то самостоятельно всё это понять очень сложно. Особенно, если предмет не твой любимый.

Для себя я выделил три фактора плохих учебников:

Избыточность: рассказывают много лишнего, что не нужно для экзамена,

Непонятность: не объясняют или объясняют с помощью других трёхэтажных непонятных слов. Часто понять можно только если ты уже это знаешь

Непоследовательность: термины вводятся слишком рано (в одном учебнике по биологии для 5-го класса с первых недель обучения говорят про органические и неорганические вещества — дети ещё даже что такое атом и молекула не знают, а их грузят органикой), авторы прыгают с темы на тему без чёткой цели (кроме как закрыть требования от минобразования по набору заголовков)

Ради интереса заглянул в учебник по ботанике 1985 года

И к своему удивлению обнаружил, что он очень последовательный и логично выстроенный. Все примеры на понятных растениях. Термины понятно объясняются, весь курс так и сквозит нацеленностью на практику. Чтобы человек после этого курса смог успешно работать с растениями (кому интересно, это В.А. Корчагина, Ботаника 5–6 класс, 18 издание на момент 1985 года)

Я хочу сделать так, чтобы для обучения школьной программе (как минимум) не нужны были репетиторы. Образование должно быть понятным. Иначе, это не образование, это безобразование. Сюда же я включаю образование для детей, которым сложно учиться в средней школе (аутизм и т.д.) — нет причин, почему нельзя сделать для них всё понятным, и почему они не могут всему учиться.

Бесцельное образование

Я понимаю желание научить детей всему, и интегралы брать, и в анатомии разбираться, и программировать, и историю знать, и про кварки понимать, и языки знать (а лучше два). А ещё есть темы, которые нужны каждому (правила дорожного движения?), но в школьную программу не включены. Но время же у детей не резиновое? Какая цель среднего образования?

Пример бесполезного знания из ОГЭ по биологии:

Кто-то серьёзно считает, что это нужное знание для среднего взрослого человека? Какой процент людей из министерства образования ответит на этот вопрос? Опасаюсь предположить, что даже из врачей далеко не каждый ответит.

Если серьёзно, у нас слишком хорошее образование. Вернее, туда «впихнуто» слишком много, гораздо больше, чем может уместиться в среднего человека. И, что важно, гораздо больше, чем нужно среднему человеку. А зато многим другим, действительно важным вещам, там не учат (фундаментальность vs практичность).

Перед тем, как рассказать, как программист пытается решить вышеперечисленные глобальные проблемы, разрешите задать ещё несколько риторических вопросов на около-образовательные темы:

История №1 «Что я знаю». Половину жизни мы учимся: в школе, институте, на работе, дома. Вся наша жизнь — это получение навыков, знаний, умений. Но кто из вас может перечислить свои навыки?

История №2 «Что я не знаю». Вася учился в сельской школе, а в 10-м классе переехал в Москву, и поступил в физмат. Он очень любит математику, но ему всё равно надо догонять местных ребят. Как Васе понять, чего он не знает, где его пробелы в математика 1–9 класса? Как понять, что ему надо подтянуть?

История №3 «Польза репетитора». Мы нашли ребёнку хорошего репетитора (по рекомендации!). Прошло уже пять занятий, но чему ребёнок научился за это время? Эффективны ли занятия? Спросили ребёнка: «всё нормально…». Репетитор: «всё замечательно! Есть сложности тут и там, но мы работаем!». Родители: «нужен репетитор или нет? Лучше ли оценки? За что мы платим?». Кратко: непрозрачность процесса обучения

История №4 «Когда же меня повысят?». Как ответить на такой вопрос объективно? Что должны знать и уметь сотрудники для повышения? Кто лучше работал — Маша или Женя? Как сделать сравнение сотрудников, чтобы никто не обиделся и процесс был прозрачным? Как показать людям чёткий путь к повышению?

История №5 «Олимпийский чемпион». Олиному ребёнку Диме исполнилось 1.5 года. Она очень ответственная мама. Когда Дима вырастет, он будет олимпийским чемпионом. Но как не терять время? Как правильно распланировать занятия? Рядом нет профессиональных спортивных секций, гду учат детей. А в книгах всё очень абстрактно написано…

История №6 «Цена собеседования». В ИТ отрасли ещё недавно провести 15–20 собеседований, чтобы закрыть одну вакансия — это было отлично. Но на каждого кандидата тратится уйма времени — ведь надо проверить что он умеет и что он за человек. А сам кандидат тоже ходит на десятки собеседований, где его спрашивают одно и то же. Нельзя ли это автоматизировать? Как не тратить время своих высокооплачиваемых специалистов, и проверить подходит/не подходит до собеседования?

И что же делать?

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять» — Д.И. Менделеев

Давайте введём понятие навык как знание или умение, которые можно знать или уметь соответственно.

Наблюдение №1. Навыки бывают простые, про которые можно точно сказать: умею или не умею. Бывает навыки сложные, где критерии «умею» уже будут количественны и зачастую многомерны.

Пример: «бег» — это простой навык., а «бег на дистанцию» — это уже сложный навык, где важна скорость бега.

Наблюдение №2. Навыки зачастую зависят от других навыков. То есть, чтобы научиться данному навыку, сначала надо освоить некоторые другие навыки.

Пример: Чтобы уметь «решать квадратное уравнения», надо уметь «умножать числа».

Наблюдение №3. Все навыки — вещи объективные, не зависимы от наблюдателя (объективность зависит от точности определения навыка и методики измерения)

Вывод №1. Можно построить единый глобальный граф навыков и зависимостей между ними. Узлы графа — навыки. Ребра графа — зависимости между навыками (например «навык А зависит от навыка Б» или «навык А состоит из навыков Б, Г и Д»)

Такой граф мог бы выглядеть как-то так:

По-настоящему, это карта категорий навыков, а не самих навыков. Карта всех навыков будет очень большойПо-настоящему, это карта категорий навыков, а не самих навыков. Карта всех навыков будет очень большой

Вывод №2. Если отметить на графе навыки, которыми владеешь, то для любого навыка Z, можно отметить чёткий и конкретный путь обучения (абсолютно персонализированный).

Вывод №3. Граф навыков можно использовать как единую шкалу для измерения знаний и умений *.

* зависит от качества графа, в частности от наличия дубликата навыков и чёткости определения самых навыков

Наблюдение №4. В интернете очень много бесплатных обучающих материалов достаточно хорошего качества, но ввиду отсутствия чёткой единой структуры и каталогизации таких материалов, зачастую их могут использовать только люди, которые знают, что ищут в интернете.

Вывод №4. Если каждому навыку сделать отдельную веб-страницу, и сделать возможным редактирование и добавление ссылок на обучающие материалы свободным, то можно получить глобальный каталог обучающих ресурсов, который позволит построить путь обучения от точки А до точки Б максимально эффективным способом.

Пример: Навык «Как решать линейные уравнения»

Таким образом, можно получить что-то вроде википедии для навыков, которая одновременно сможет быть точкой входа на любые обучающие ресурсы. Если объединить это вместе выводом №2, то можно построить персонализированный путь обучения сразу с конкретными материалами, которые надо изучить.

Вывод №5. Обучающие материалы можно снабдить двумя блоками:

— что нужно знать предварительно, для понимания материала

— какие навыки человек получит в результате.

Пример

Например, это могло бы выглядеть как-то так: в начале статьи человек видит блок, что нужно знать и что будет в итоге:

Блок в начале обучающего материала. Можно проверить, что обладаешь знаниями, нужными для материалаБлок в начале обучающего материала. Можно проверить, что обладаешь знаниями, нужными для материала

А в конце статьи человек получает кнопки, где может отметить, что он узнал или получил некий навык *

*для простоты статьи опускаем нюанс, что некоторые навыки нельзя получить просто прочитав. Нужна практика, наработка и т.д.

Блок в конце обучающего материала. Можно отметить знания, которые получилБлок в конце обучающего материала. Можно отметить знания, которые получил

Преимущества от такой маркировки очевидны: читатель сразу видит, что полезного он узнает (без необходимости просматривать весь текст), и не только увидит, каких знаний ему не хватает для понимания материала, но и нажав на соответствующий навык, сможет попасть на веб-страницу, где можно найти обучающие материалы конкретно по этому навыку. То есть, таким образом можно объединить все обучающие материалы в интернете в единую образовательную систему.

Скиллсеты

Единая система навыков хороша, но не может решить всех проблем. Давайте поставим вопрос: что должен знать человек, чтобы называться «Старшим C# программистом»? Однозначного ответа на такой вопрос нет. В Сбербанке вам дадут один набор навыков. В Яндексе — другой. В Майкрософте — наверняка будет своё виденье, что должен знать человек, чтобы называть себя старшим С# программистом. Кто же из них прав?

Правы, конечно, все. Давайте введём новую сущность — скиллсет. Скиллсет — это субъективный набор навыков. Под словом «субъективный» имеется ввиду, что только автор скиллсета определяет его содержимое. То есть, программисты из СберТеха могли бы составить свой скиллсет старшего С# программиста (назовём его Скиллсет №1) — и это было бы их виденье. А программисты Гугла — свой скиллсет (назовём его Скиллсет №2).

И если некий человек обладает навыками (а они у нас универсальны), то Скиллсет №1 будет являться линейкой (измерительным прибором) для знаний этого человека с точки зрения СберТеха. А Скиллсет №2 — соответственно «линейкой» от Гугла.

Такой скиллсет удобно было бы отобразить графически, т.к. он по своей сути под-граф большого графа навыков, а значит и сам — граф.

Он бы мог выглядеть как-то так (цветами выделеные обязательные и необязательные навыки):

Пример скиллсетаПример скиллсета

Чтобы скиллсет стал измерителем знаний, необходимо иметь чёткий критерий знания каждого отдельного навыка.

  • Первичный критерий — самооценка. Т.е., человек должен мочь сказать: я это знаю, я это умею. Уровень доверия к оценке — низкий.

  • Следующий уровень — это когда Вася говорит, что Петя обладает навыком Х.Т. е., это оценка от коллег, друзей и т.д. Уровень доверия — низкий

  • Оценка назначенным экспертом на работе. Скажем, дев-лид в команде может подтверждать навыки своих ребят. Уровень доверия — средний.

  • Оценка на основе экзамена/теста. Уровень доверия — соответствует уровню доверия экзаменатора. Это может быть результаты ЕГЭ, а может быть сертификация Гугл и т.д.

Помимо измерительной функции, скиллсет может нести в себе важную образовательную функцию — это по-сути набор не только навыков, но и обучающих материалов. Если представить скиллсет в текстовом виде, то можно создавать коллекции материалов на заданные темы, но, что важно — открытые коллекции. Т.е., любой человек может прийти и добавить полезный материал:

Коллекция материаловКоллекция материалов

Курсы

Следующим элементом, который бы я хотел изменить, это курсы. Современный курс — это линейная структура из уроков: видео, текст, тесты, упражнения. Но у такого курса есть важные минусы, которые никак не решаются в текущем подходе:

  • Нельзя пропустить лишнее. Необходимо проходить курс урок за уроком, внимательно просматривая часы видео, т.к. пропуск чего-либо грозит непониманием дальнейшего материала. Если я думаю, что знаю какую-то под тему, всё равно надо смотреть урок, т.к. может оказаться какой-то нюанс, незнание которого сильно усложнит решение домашнего задания

  • Не ясно, чему курс научит. Понятно в общих чертах, но когда у тебя уже есть некие знания в области, сложно решить — полезный это курс для тебя или нет

  • Не ясно, сможешь ли ты осилить данный курс. Никогда до конца не ясно, что надо знать до начала курса, чтобы его понять. Даже там, где пишется «для начинающих», на проверку выясняется, что надо уже знать уровень школьной программы (т.е., не доступно для школьников начальных классов, что не ясно изначально).

  • Часть терминов может быть не понятна детям (например, «ион» в биологии для 5-го класса — какой ион, если дети ещё что такое атом-молекула не знают?). Авторам классических курсов очень сложно отслеживать, какие слова можно использовать, а какие — нет, чтобы курс оставался понятным и самодостаточным.

  • После прохождения курса остаётся в лучшем случае сертификат. Но до конца понять, что же ты выучил на курсе — сложно. А попробуйте объяснить это кому-то другому (родителям, работодателю)? Сейчас всё основано исключительно на авторитете курса или платформы (например, «закончил МГУ по специализации инженер», «прошёл курс С++ на Coursera от MIT» и т.д.)

Идеальный курс я бы видел в виде графа тем уроков, где каждый урок посвящен какому-то одному маленькому навыку. Сам урок должен длиться 1–3 минуты видео, или немного текста. И когда проходишь какой-то урок, тебе открывается путь в другим темам/урокам (схоже на то, как устроены карты развития в компьютерных играх).

Такой курс мог бы выглядеть как-то так:

Пример, как бы мог выглядеть нелинейный курсПример, как бы мог выглядеть нелинейный курс

А попадая внутрь темы (ноды графа), человеку может открываться маленький линейный список мини-уроков, где, в соответствии с выводом №5, указано, что нужно знать до урока, что получишь в результате:

81e6a57a28cd48a08850863d6e80c3ff.png

Такое подход к курсу открывает множество возможностей, которых нет в обычных линейных курсах:

  • Можно свободно добавлять новые темы в любое место курса. Достаточно просто сделать ответвление от графа в нужном месте. Не надо переснимать/переделывать длинные уроки курса.

  • Курс становится «открытым», т.е. его можно расширять до любого разумного размера, просто добавляя и доделывая мини-уроки

  • Курс позволяет легко пропускать не интересные / не нужные темы или менять порядок обучения. Более того, если тебе кажется, что ты знаешь эту тему, можно спокойно её пропустить, т.к. есть гарантия, что в пропущенных уроках не изучалось ничего лишнего

  • В любом месте курса можно добавить ссылку на нужный навык и урок, где ему обучают

  • Можно автоматически составлять тесты по курсу просто имея вопросы для каждого навыка по отдельности

  • Составив скиллсеты для курса, можно отслеживать прогресс по курсу в разрезе разных дисциплин. Например, проходя биологию, приходится знать/изучать основы химии, физики — скиллсеты помогут показать ваш прогресс в разных направлениях и сравнить учеников

  • Скиллсеты могут позволить делать «под курсы». Это важный момент. Представьте себе большой курс, который обучает ЕГЭ по математике. Но мы знаем, что ЕГЭ включает в себя ОГЭ. Просто составив скиллсет по ОГЭ, можно в графе курса «подсветить» уроки, нужные для ОГЭ, таким образом превращая один большой универсальный курс в множество курсов с разной специализацией (курс по C# может распасться на C# Asp.net, C# WPF, C# Backend etc).

  • Если через год я забыл некий навык, мне всегда будет легко найти урок курса, который я проходил когда-то и быстро освежить в памяти нужные знания

  • Можно использовать открытые доступные материалы. То есть, не обязательно снимать своё видео, достаточно просто взять тот готовые видео с того же Youtube (youtube позволяет вырезать кусочки видео) и составить из них свой курс.

  • Можно привлекать слушателей курса к созданию контента и создавать всеобъемлющие курсы «всем народом»

Практика

Всё что было сказано выше — это про «умения» — что-то что можно просто прочитать, узнать и так далее. Так сказать, теоретическая часть. Время перейти к практической части — как отрабатывать навыки?

Практику хирурга компьютером не покроешь, и опыт вождения не дашь, но помочь в изучении хирургических ньюансов (скажем, названии всех нервов и их местоположении) — комьпьютер очень даже может.

Что нужно — это возможность создавать для каждого навыка или группы навыков (скиллсетов, предметов) интерактивные задания. И лучше так, чтобы любой энтузиаст мог пойти и создать своё задание. А покуда эти задания будут привязаны к точечным навыкам, практика будет очень удобно и понятно привязываться к теории. Но можно пойти и далее — если есть тест на каждый мини-навык, почему нельзя их объеденить в различные игры? Представьте себе онлайн игру, где вместо глупого «гриндинга» (однообразного убивания 1000+ мобов) надо было бы решать простые задачки (или повторять английские слова?). Это ведь совместит полезное с приятным.

Я попробовал сделать подобную систему. Вот пример такого мини-задания на тему квадратных уравнений:

Только понимая Только понимая «природу» графика можно быстро ответить на пример

А все такие задания уже собираются в готовые игры — можно с друзьями по-соревановаться в гонки, решая по пути мини-задачки или вспоминая переводы слов. А можно даже сыграть в танковую битву:

Играя - учимсяИграя — учимся

О чём не сказано

В статье не касается тема так называемых soft skills — не потому что это не ложится в концепцию, а так как это с одной стороны требудет отдельной статьи, и с другой — текущая статья и так уже гигантская.

Публичное обращение

Предлагаю:

  • декомпозиция навыков до мельчайших элементов

  • создание понятных нелинейных курсов по всем предметам, чтобы ученики могли выбирать что учить, знали где учить. С помощью таких курсов, даже при наличии слабого учителя в школе — можно выучить предмет

  • создавать публичные скиллсеты всякий раз, когда мы говорим о критерях знаний или умений (что нужно для поступления в ВУЗ X, что нужно для ОГЭ по химии, что нужно для вакансии Младший разработчик) — это формализует требования,

  • использование единой открытой бесплатной платформы, чтобы хранить всю информацию о умениях и ссылках на всё связанное с каждым умением (материалы, где практиковаться и т.д.). С публичным API

  • создателям курсов (skillbox, stepic, все-все-все) — давайте отмечать навыки которым мы учим

  • создавать базу интерактивных заданий по всем навыкам — это поможет всем поколениям после нас.

Если есть неравнодушние, кто хочет поддержать наш проект, будем очень рады, т.к. сейчас всё делаем после работы: в отпуск, в выходные, в любое свободное вре

Герман Оскарович — не знаю, смогу ли до вас достучаться, но верю в силу Хабра. Вы тот человек, кто выражает смелые идеи про изменение в образовании. Вы внедряете «цифровой след», что очень перекликается с описанными мною идеями. Давайте спасём образование в России. Я предлагаю те самые инновации, о которых все говорят, но не называют. Я предлагаю конкретику, путь решения, и пример. Давайте сделаем так, чтобы все дети России могли получать качественное образование, а не только дети мегаполисов. Чтобы все дети могли мечтать. Время сейчас очень тяжёлое, но когда, если не сейчас?

Модераторы хабра — прошу не рассматривать статью как пиар, несмотря на наличие ссылок на проект. Ссылки ведут на абсолютно некоммерческий сайт, без рекламы, без платных ссылок, без любой выгоды с моей стороны. Сложно призывать к действию только на словах. Я показываю примером. Бесплатной, открытой, свободной платформой, призванной менять образование наших детей. И если Хабр — не площадка для предложения инновационных проектов, то кто ж ещё?

© Habrahabr.ru