Шпаргалка по съемке фотографий для фотограмметрии для новичков

Введение

Данную шпаргалку я сделал для себя, когда начал въезжать в фотограмметрию. Естественно, я сразу столкнулся с некоторыми типичными ошибками, которые мешали мне сделать самое простое сканирование, поэтому я пошел искать рекомендации по съемке. В процессе поиска и агрегации получился компактный список рекомендаций, подсказывающий именно как снимать. Полагаю, что для эффективного использования, необходимо прочитать, выждать время, еще раз прочитать, и затем уже идти в бой с фоторужьём.

1. Выбор объектива для камеры

Для большинства работ объектив с изменяемым зумом будет достаточно, причем, диапазон зума рекомендуется отрезок от 20 до 80 мм, в другом источнике указывается от 28 до 100. Если нужна высокая точность, то необходимо использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием.

Отмечается, что наилучшие результаты могут быть получены с, видимо, фиксированным объективом в 50 мм.  В другом источнике отмечается, что такая конфигурация отлично подойдет для фотографирования человека. Однако, вместо 50 мм можно взять 80 мм — это позволит минимизировать количество искажений, а также позволит вам снимать с удобного расстояния. В еще одном источнике указывается, что 50 мм хорошо использовать для съемки объектов, но не для интерьера и строений. Для последних лучше подойдет 25 мм.

Кроме того, в нескольких источников утверждается, что если во время съемки используется объектив с зумом, то положение зума нужно зафиксировать в одно из крайних.

2. Настройка камеры

Рекомендовано использовать максимально возможное разрешение при съемке.  Также нужно использовать ручной режим или aperture priority, иначе изменение экспозиции в фотографиях может осложнить работу программе. Кроме того, рекомендуется отключить in-camera stabilization.

В случае съемки с рук, необходимо избегать вероятного размытия фотографий. Для этого необходимо установить быструю выдержку около 1/200. Можно длиннее, если позволяют условия в виде достаточного света и умения стабильно держать камеру, но нижняя грань — 1/60. Если необходима более длинная выдержка, то нужно использовать штатив. Использование штатива значительно замедляет процесс и может наложить ограничения на позиционирование камеры, зато позволяет снимать при значительной нехватке света.

Необходимо добиваться таких условий и настроек экспозиции, чтобы производить съемку при как можно меньшим значением ISO, сохраняя при этом корректную экспозицию объекта съемки. Высокое значение ISO порождает артефакты на фотографиях, которые мешают работе программ. Необходимо помнить, что разные камеры имеют разную степень «прощения»: камеры с большим сенсором более терпимы к высокому ISO, чем с меньшим. Камеры Full-frame также позволяют работать с высокими значениями ISO.

Рекомендуется также использовать меньшую диафрагму для достижения максимальной глубины резкости.

В одном из источников, в качестве старта рекомендуют следующие настройки: f/8, ISO 400, выдержка 1/30. В случае нехватки света, можно увеличить ISO до 800 или выдержку до 1/15 при использовании штатива.

3. Условия съёмки и характеристики объекта

Свет, позиция объекта или взаимная позиции нескольких объектов не должны изменяться во время процесса съемки, т.к. это может привести к разным положениям теней. Исключение составляет метод поворотной съемки, при которой маленький объект вращается, снимаясь на неподвижную камеру, на белом монотонном фоне. Нельзя использовать встроенную вспышку, т.к. она дает неравномерный свет и блики. Следует избегать съемки плоских, не текстурированных, отражающих и прозрачных объектов, таких как прозрачное стекло, одноцветный пластик, стены, чистый лист бумаги, зеркала, лист дерева. Легко поддаются реконструкции объемные грубые, многоцветные и органичные поверхности, которые не имеют множество мелких деталей.

Прозрачные объекты можно покрасить матовой краской. Можно добавить свои детали, например, разукрасив предмет или наклеить стикеры.

Съемку на улице лучше производить в облачную погоду, т.к. солнце отражается на, например, металлических поверхностях, давая блики. Кроме того, в случае съемок большего объекта в солнечную погоду, его тень будет изменять положение, однако, если объект не дает бликов, то съемку можно произвести около полудни. HDR может помочь со съемкой при солнечной погоди, при условии, что камера не двигалась в процессе съемки.

При съемке необходимо настроить хороший свет, который является равномерным и не дает бликов. Тени мешают процессу восстановления, даже могут привести к дырам.

Для фотографирования мелких деталей используйте макрообъектив со штативом. При сканировании человека, необходимо, чтобы он был абсолютно статичен во время съемки.

4. Свойства фотографий

Не допускается использовать модификации и «artistic shots», предварительно изменять размер или геометрию кадра. Фотография не должна быть размытой, как, например, при съемке движущейся камерой (или объектов) или съемке с рук при длинной выдержке. Предпочтительно использовать RAW данные или сконвертированные без потерь в формат TIFF. JPEG допускается с низкой степенью сжатия.

5. Построение кадра

Необходимо убедиться, что весь объект или большая его часть находится в кадре по центру. В некоторых случаях оптимальна портретная ориентация кадра. Аккуратно настройте фокус на объект. Необходимо, также, избегать окклюзий (перекрытий) — случай, когда части объекта оказываются на разных планах, причем одна часть перекрывает другую. Нежелательны лишние объекты на переднем плане. Также, при возможности, старайтесь показать объем на снимках, не снимайте единичные плоскости. Выбирайте подходящее расстояние.

6. Композиция кадров

Убедитесь, что фотографии полностью покрывают все области объекта. Очень желательно, чтобы все фотографии имели одинаковый цветовой баланс и яркость. Всегда снимайте больше, чем считаете нужно — лучше потом отобрать фотографии, чем устраивать новую фотосессию. Допускается съемка объекта по частям, при этом перекрытие должно составлять 70–80 процентов.

Старайтесь снимать объект с разных углов и разного расстояния. Рекомендуемый минимум — три стороны, с которых видно было бы объект.

Один из методов съемки малых и средних объектов — купольный — предполагает съемку сначала горизонтально вокруг объекта, потом ещё один круг, но чуть выше и т.д.

Для выполнения измерений
на модели необходимо перед съемкой расположить на поверхности объекта по
крайней мере два маркера между которыми будет известно расстояние. В случае
аэросъемки: для наиболее точной географической привязки модели, необходимо
равномерно распределить опорные точки (GCPs) (не менее 10) на объекте съемки.

Картинка-подсказка

Источники

© Habrahabr.ru