Создание программного продукта и управление его развитием
Привет, Хабр! Сегодня мы начинаем публикацию серии практических материалов для продакт-менеджеров, основателей стартапов и всех остальных, кто хочет приобрести навыки менеджера по разработке программных продуктов. Этот и последующие посты былы подготовлен на основе лекций курса «Создание программного продукта и управление его развитием», который был организован с помощью компании Acronis.
Всех, кто планирует запускать свои продукты, стремится расширить свои компетенции или хочет подискутировать с нами — прошу под кат.
Меня зовут Василий Рудоманов, и я отвечаю за развитие продуктов в компании Acronis. Я долгие годы занимался инжиниринговой или технической стороной создания продуктов и решений. Однако полученный технический опыт в итоге привел меня к специализации в области развития программных продуктов. За годы работы в этой сфере я убедился, что умение работать со своим продуктом, понимать, как идея превращается в готовый продукт, выбирать рыночные ниши, позиционировать его и планировать развитие могут быть полезны и разработчикам, и инженерам, и основателям стартапов, и сотрудникам отделов продаж и многим другим специалистам в ИТ-компаниях, а не только менеджерам по продукту.
В нашем курсе мы решили поделиться своим опытом разработки программных продуктов, который накопили за несколько лет создания и продвижения программных продуктов на российском и международном рынках.
Основатель стартапа де-факто является главным продакт менеджером компании и поэтому полностью определяет ее развитие. Впоследствии эту функцию владельцы бизнеса передают продакт-менеджерам. Поэтому последние должны выполнять огромное количество задач, контролировать процесс разработки, анализировать потребности рынка, решать проблемы клиентов и многое-многое другое. Для этого нужно обладать целым спектром важных знаний и навыков, а также уметь работать со специализированными фреймворками. Но сегодня мы начнем именно с идеи… с того «единорога», который возникает в голове каждого человека, когда он решается подарить миру новый продукт.
Как обычно создается продукт? Обычно возникает идея, и группа людей начинает ее воплощать. В головах менеджеров возникают светлые мысли о том, как именно продукт должен развиваться. Свое мнение есть у топ-менеджеров, директоров, советников, президентов компании или владельцев. Они формируют стратегию развития бизнеса, а также самого продукта.
Однако и это еще не все: помимо стратегии часто возникает срочная потребность «реализовать новый функционал за 2 недели под определенную сделку». Инженеры, разработчики и архитекторы предлагают использовать новые технологические стэки, базы данных, технологии и языки программирования, а служба поддержки рапортует о том, что в продукте возникают технические баги, и их нужно исправить.
Но в этой системе кое-чего не хватает. При отсутствии управления продуктом, все это не имеет никакого отношения к рынку! Огромные ресурсы могут быть потрачены напрасно, и прекрасная идея может так и не увидеть своего воплощения просто потому, что продукт развивался не в том направлении, которое приносит деньги.
Фактически менеджер по продукту должен находить проблемы на рынке и предлагать для них решение. Но как показывает исследование, в реальности продакт-менеджеры тратят на это меньше 20% времени. Остальное уходит на работу со всеми участниками процесса, включая инженеров, топ-менеджеров и конечно, самих клиентов.
Дело в том, что подход «от идеи» не работает, чья бы это ни были идея — самого менеджера, директора или владельца компании. Рано или поздно приходится слушать рынок, потому что когда sales-менеджеры начинают продавать продукт, выясняется, что в нем чего-то не хватает, продукт продается не тем людям, не в том регионе, может быть не в своей ценовой категории. После этого происходит переработка или вообще выпуск новой версии продукта, хотя можно было сразу начать работу в нужном направлении. Именно поэтому роль менеджера по продукту очень важна для успешного выхода на рынок.
Многие разработчики уже знакомы с книгой Фреда Брукса «Мифический человеко-месяц». Очень рекомендую почитать ее, если вы этого еще не сделали. Фред Брукс участвовал в создании IBM 350. В свое время его команда провела большую работу по созданию программного обеспечения для мейнфреймов. И в своей книге он очень хорошо описал, в чем заключается отличие программы от продукта или программной системы.
Брукс говорит о том, что для превращения программы, которая была создана и работает на компьютере кодера, в программный продукт нужно потратить втрое больше времени. Необходимо ее протестировать, выпустить документацию, поставить на поддержку, проверить работоспособность на различных программных платформах и так далее. И если разработчик потратил месяц на создание программы, до появления программного продукта пройдет еще 3 месяца.
Программная система — это еще сложнее. Необходимо, чтобы появились интерфейсы; чтобы программа могла взаимодействовать с разными компонентами платформах и чтобы встраивалась в определнную экосистему. На это уходит еще втрое больше времени. Таким образом, если вы хотите выйти на рынок, на это нужно потратить уже в 9 раз больше времени и ресурсов.
Это был пример из области разработки, но этот пример хорошо показывает, что чтобы сделать большой дело, надо думать о гораздом большем спектре активностей. Именно поэтому у продакт-менеджера есть огромное количество обязанностей и задач, которые выходят за пределы постановки требований к разработчику. Менеджеры принимают огромное количество решений — как тактических, так и стратегических, и для системной работы помогают фреймворки, созданные специально для разработки программных продуктов и систем.
Стратегические решения в долгосрочном виде влияют на будущее компании и для их реализации нужно выполнить целый набор элементов планирования. Они отражены на желтой линии в центре фреймворка
К каждому сегменту стратегии крепятся функциональные блоки, которые отражают необходимые для успешного создания продукта действия. Все эти элементы расположены в нижней части фреймворка.
Но кроме того, чтобы создать сам продукт, нужно совершить множество действий с точки зрения бизнеса. Только тогда получится продвигать продукт и действительно вывести его на рынок. Эти блоки находится в верхней части фреймворка.
В ходе наших постов мы познакомимся со всеми элементами этого фреймворка, который я позаимстовал у Pragmatic Institute, предварительно сделав форк и добавить в него те элементы, которые считаю важными и убрав те, которые не используются в Acronis. Помимо фреймворка разберемся, какие есть методики для решения каждой из задач развития и продвижения продукта, а также определим сферы ответственность для разных департаментов и специалистов при работе над программным продуктом:
Потому как несмотря на то, что менеджер по продукту отвечает в целом за весь бизнес связанный с конкретным продуктом, конечно же «закрасить» тот или иной функциональный блок часто должны сотрудники других департаментов, с которыми продакт-менеджер напрямую взаимодействует: маркетинг-менеджеры, сотурдники отделов продаж, финансовый отдел, разработчики, пресейл.
Работа с фреймворком очень важна для всех категорий сотрудников современной ИТ-компании.
Сегодня мы поговорили об общих подходах к продакт-менеджменту, которые будут полезны как непосредственно продактам, так и СEO стартапов, которые действительно должны выстрелить (по крайней мере, по мнению основателей). В следующем посте мы обсудим вопрос проверки гипотез, проверки данных и выбора фич для реализации при подготовке к запуску программного продукта. Если вам важна и полезна эта тема, не забудьте подписаться на наш блог.
→ Видео-запись всех лекций курса доступна на YouTube
Первая лекция: