Современное положение дел на рынке квадрокоптеров
Приветствую всех хабровчан и пилотов!
Сегодня мы поговорим о такой популярной штуке, как квадрокоптеры. Да, на хабре было уже много схожих материалов, но я постараюсь собрать всё воедино. Обсудим путь самурая к этому хобби и не только. Что творится на рынке и кто кого? Я поделюсь личным опытом полётов (более двух лет). Ну и как же без прогнозов. Устраивайтесь удобнее, полетели!
Как я пришёл к «дроноводству»
Я всегда был творческой личностью. Ботан, гуманитарий, поэт и мечтатель. Чем я только не занимался. Круг моих хобби огромен (фотография, спорт, рыбалка, поэзия, электроника, гейминг, путешествия). И вот, с появлением первого квадрокоптера, мой сон стал беспокойным. Ценники кусались на то время. С выходом первого дрона от именитых DJI (Phantom, 2013 год), я влюбился в этот аппарат. Первая птичка от этой компании не имела своей камеры и люди крепили сторонние. Самой популярной и качественной была GoPro.
То, что я видел в роликах, приводило меня в безудержный восторг! Ничего себе, думал я, это же теперь можно на всё взглянуть под другим углом! Но было одно «но» — это ценник. На тот момент я был менеджер среднего звена, плюс семья. Эти два фактора отсрочили покупку, как оказалось, на долгие годы.
Китайцы быстро спохватились (как всегда), и начали выпускать свои поделки, которые стояли в разы дешевле, но и качество было соответствующее. Без боли, на фото/видео всяких «жужиков» за 50$, невозможно было смотреть. Знакомые твердили мне: купи, хоть попробуй, твоё оно или нет. Я стойко держался, ибо «мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Несмотря на свои доходы, я всегда напрягался и покупал качественные вещи.
Долгожданная покупка
Шли годы, ниша квадрокоптеров стремительно развивалась. Последующие модели DJI уже обзавелись бортовой камерой отличного качества. Моё финансовое положение улучшилось, терпение заканчивалось, и случился взрыв! В конце 2019 года DJI выпустили самый доступный дрон их производства — Mavic Mini.
Я без малейших раздумий, бегло посмотрев обзоры, приобрёл этого малыша. Восторга было настолько много, что первое время от меня «шарахались» знакомые, хотя знали, как долго я мечтал о покупке.
Как и полагает всей качественной технике, а DJI имеет полное доминирование в нише квадрокоптеров по всем параметрам, кроме цены, всё было максимально понятно и доступно. Я, буквально за пару дней, освоил все нюансы и уже через неделю рассекал воздушное пространство. Так как я человек эмоциональный, было опасение, что наиграюсь, перегорю. Но не тут-то было. Аэросъёмка затягивала всё больше, открывались новые возможности.
На момент покупки, квадрокоптеры были у каждого второго. Особенно это заметно в больших городах и на какие-нибудь праздники. Небо усеяно, что звёздами. В этом был и огромный плюс. Комьюнити пилотов было развито, любые вопросы решались подсказками и советами товарищей по хобби.
Что я использую сейчас и что рекомендую?
Прошло более чем полгода, и я начал «вырастать» из малыша. Первый «миник» — отличный аппарат для того, чтобы понять, твоё это или нет. Но у него есть один, как для меня, огромный недостаток — это дальность полёта. Это и стало решающим фактором для смены борта. В мегаполисах он летал на 150 — 400 метров и терял связь. Высота тоже была не сильной его стороной. 150 — 250 метров и большой шанс, что отвалится сигнал. Плюсов много. Это вес, длительность полёта, зарядка от повербанка, компактность. Но мне хотелось большего. Когда я осознал, что это не временное увлечение и меня затягивает всё больше, я начал поиски замены.
Первый дрон был продан очень быстро. Модель популярная, проблем не было. И вот, в прошлом году (2021), пробежавшись по модельному ряду DJI и по своим счетам, я принял решение — купить Mavic Air 2
Сразу хочу обозначить. Часто фигурирующее название бренд DJI никак не связано с намеренной рекламой. Это, действительно, квадрокоптеры вне конкуренции
Почему выбор пал именно на Mavic Air 2? Всё просто. На 2021 год и под мои задачи/финансовые возможности — это был идеальный вариант. Отличная дальность полёта. В мегаполисе легко дрон преодолевает 1–2 километра и как штурмовик берёт высоту 500 метров в любой точке. Имеет самое длительное время полёта в линейке и вообще среди дронов DJI. Возможности фото и видеозаписи на голову выше «миника». Есть честные 4к/60фпс, профили «под покраску», 48 мегапиксельную фотокамеру.
Не успел я купить МА2, как спустя пару месяцев DJI выпускают его улучшенную версию — Mavic Air 2s. В новой модификации уже дюймовая матрица, а это не слабый аргумент для ночной съёмки.
На момент написания материала, я рекомендую к покупке именно Mavic Air 2s — это самый сбалансированный дрон от компании DJI. Естественно, все квадрокоптеры берите в комплекте fly more combo, т.е. с двумя дополнительными батареями и прочими плюшками.
Разновидности дронов и их целевое предназначение
Теперь перейдём к более глубоким вещам и изучим, что же там вышло за много лет.
Никому не в обиду, но я сразу опускаю лютый китайпром в виде всяких Сим, Зино и вообще ноунеймов. Единственный, кто подбирается к компании DJI — это фирма Autel c их топовой «птичкой» Autel EVO II Pro. Компания, основным профилем которой есть диагностическое оборудование для авто, решила создать конкуренцию в нише квадрокоптеров. У неё это неплохо получается, но пока ещё всё сыровато. Хотя, за границей довольно большое комьюнити. В странах же бывшего СНГ, дронами данной фирмы пользуются единицы
Начиная с 2013 года, компания DJI запустила свой первый Phantom. Это массивный дрон со своими плюсами и минусами. Следующая версия этой линейки уже имела более длительное время полёта и функцию возврата домой. Начиная с Phantom 2 Vision, дроны компании DJI уже имели свою собственную камеру. С каждой новой версией в этой линейке, добавляли новые технологические улучшения. На текущий момент, последней версией является Phantom 4 Pro.
Свою новую линейку более компактных дронов — Mavic, компания DJI начала выпускать с 2016 года. Дроны этой линейки характеризовались большей компактностью и мобильностью. На данный момент в конце 2021 года вышел новейший аппарат — DJI Mavic 3
Третьей линейкой квадрокоптеров DJI являются «птички» Mini. Это компактные дроны, весом до 250 грамм и с приятным ценником. Рассчитаны для любительской съёмки и знакомства с продуктом.
Есть линейка DJI Inspire — это премиальный сегмент. Наряду с DJI Mavic 3, данные дроны предназначены для профессиональной съёмки. У DJI Inspire съёмные объективы, он огромен. Это дрон не на каждый день, а исключительно для работы.
Как же не упомянуть про FPV дрон от DJI. Это очень нишевая вещь ибо FPVшники — реже встречаются в мире пилотов. FPV дроны — вещь не долгоживущая в силу их супер подвижности. Вот тут есть смысл начать с китайских малышей за 200 $, а уже потом пересесть на FPV от DJI. Лично для меня, это пока слишком сложно. Погружение классное, надев очки, ты — глаза дрона, но там нужна реакция Брюса Ли.
Самая специфическая линейка — это агродроны и промышленные дроны. Они появились относительно недавно. Основная задача агродронов — орошение полей.
Промышленные дроны с тепловизорами выполняют различные технические работы (поиск людей и прочее).
Если подытожить модельный ряд, то выходит следующее. Как вы могли убедиться, выбор огромный. Каждый сможет подобрать под свои потребности и кошелёк квадрокоптер. Для начинающих я рекомендую линейку Mavic Mini, с плавным переходом к Mavic Air 2s.
Для тех, кто станет на путь коммерции, стоит присмотреться к старичку (2018 год выпуска) Mavic 2pro, с последующим апгрейдом до DJI Mavic 3 и потом уже DJI Inspire 2
Сразу хочу сделать акцент. Самая свежая новинка — DJI Mavic 3, вышла довольно неоднозначной. За тот ценник, который просит DJI — довольно спорное решение. На хабре присутствует много технически грамотных людей и по аналогии с мобильной оптикой и оптикой зеркальных фотокамер — чудес не бывает. Так и в случае с DJI Mavic 3 По заявлению DJI, матрица у DJI Mavic 3 такая же, как и у премиум серии Inspire. Вот только там дрон как птеродактиль и с объективами с пивную банку, а DJI Mavic 3 имеет скромных два глазика. Неоплаченные обзоры подтверждают опасения. Поэтому, стоит задуматься, а покупать ли DJI Mavic 3, имея народный Mavic 2 pro и неповоротливого, но с обалденными возможностями DJI Inspire 2?
Перспективы развития квадрокоптеров
Как и в любой нише техники, дроны не исключение. Маркетологам невыгодно давать быстрый прогресс и радовать нас прорывами индустрии. Маленькими шагами, нам преподносят по крупицам улучшения. То датчики добавят, то камеру улучшат в плане видео, но ухудшат в плане фото.
«Дроноводство» стало очень массовым хобби и не только. Каждый второй блогер и «большой ребёнок» имеет или имел дрон. Ситуация, немного, схожа с самокатчиками, которые сейчас везде. Только они нагрянули резко, а дронщики постепенно. От этого и начали ужесточать законы относительно воздушного пространства. На территории стран бывшего СНГ ещё можно более-менее свободно летать. Если взять Европу, США — там всё сложнее. Надо получать лицензии, разрешения, много запретов.
Народные умельцы легко обходят ограничения той же высоты полётов в 500 метров, взлетая за облака. В сети есть ролики, где дрон повредил крыло самолёта. Так же, много случаев в городской среде, где люди часто забывают о банальных правилах безопасности.
По моему скромному мнению, данный вид техники будет стремительно развиваться, ибо есть спрос и доступность. Технологии не стоят на месте. Главное, летайте с умом!
Буду рад ответить на интересующие вас вопросы по материалу.