Советская легенда: история завода «Радиотехника»
Рига, 1927 год. Происходит массовое увлечение радио, только за один год число радиоабонентов в Латвии увеличивается с полутора до десяти тысяч человек. В это же время владелец фотоателье, выходец из еврейской семьи Абрам Лейбовиц быстро смекнул, что продавать радиооборудование — вполне прибыльное занятие. Вот только производство собственных моделей — очень трудоёмкий процесс, зато продавать иностранную готовую аппаратуру гораздо интереснее.
Но в Латвии работает закон о конкуренции, который сводит на нет всю выгоду такой деятельности. Прирождённый коммерсант Лейбовиц придумывает выход: закупать готовые радиоприёмники в Германии, прямо на месте их разбирать, расфасовывать запчасти и под видом радиодеталей привозить в страну. Уже в Риге приёмники собирались заново и продавались под видом местных с лейблом A.L. Radio. Так АО «Ābrama Leibovica foto radio centrāle», стал прародителем легендарного завода «Radiotehnika».
Фото KVK2005 CC BY
Второй папа
В тридцатых годах Лейбовиц приглашает на работу гениального техника, который в возрасте 22-х лет выиграл конкурс МВД и собрал для пограничников двести регенеративных трёхламповых батарейных радиоприёмников. Александр Апситис, которого часто ошибочно считают основателем рижского завода, проработал на Лейбовица совсем недолго, так как они не сошлись в некоторых рабочих вопросах. Впоследствии (в 1934 году) Апситис решает зарегистрировать своё производство: фирму «A.Apsitis&F.Zhukovskis», которая производит приёмники «Tonmeistars», а также выпускает радиопринадлежности.
В это же время у Лейбовица появляется новая проблема: в Германии к власти приходит Адольф Гитлер, который обостряет «еврейский вопрос». В начале его правления предприятиям страны рекомендовали не работать с представителями этой национальности, поэтому Лейбовиц лишается своего основного поставщика радиодеталей, и ему приходится приступить к разработке собственных моделей.
Стратегии предприятий Лейбовица и Апситиса были абсолютно разными: первый был «коммерсантом до мозга костей», он привлекал покупателей за счёт внешнего вида своих товаров и мощной рекламы. Абсолютно коммерческая составляющая бизнеса Лейбовица давала о себе знать: если была возможность получить прибыль за счёт потери качества, он её не упускал.Это сказывается до сих пор — сейчас оригинальные радиоприёмники его производства крайне непросто найти в рабочем состоянии.
Апситис же, будучи прекрасным радиотехником, гнался именно за качеством. Его разные модели иногда мало отличались друг от друга внешне, но были собраны идеально. В конечном счёте именно Апситис внес максимальный вклад в развитие предприятия, которое позже станет называться «Radiotehnika».
Объединение коммерсанта и техника
В 1940 году в Ригу вошли советские войска, и новое правительство национализировало предприятие Апситиса, объединив его с несколькими мелкими частными компаниями, а самого техника сделало генеральным директором. Теперь объединение называлось «Radiotehnika». В свою очередь, компанию Лейбовица тоже национализировали — оно вошло в состав предприятия «Radiopionieris». Во время войны немцы объединили «Radiopionieris» и «Radiotehnika», сделав их филиалом «Telefunken Geratewerk Riga».
К концу войны, в 1944, все предприятия пытались вывезти в Германию, но, благодаря Александру Апситису, большую часть оборудования всё же удалось сохранить (в ящики для перевозки он незаметно положил кирпичи и лом), и когда немецкая оккупация была снята, завод вновь получил своего прежнего директора и имя «Radiotehnika».
Предприятие намеревалось возобновить выпуск радиоаппаратуры, но начать пришлось с помощи в восстановлении разрушенного во время войны моста через Даугаву. В это же время теряются следы Абрама Лейбовица, последние упоминание о котором можно найти только в период немецкой оккупации.
Новое производство и легендарные разработки
В 1945 году на конвейер попадает сначала приёмник «Riga T-689», а затем «Riga T-755». T-755 разрабатывался с акцентом на уменьшение стоимости производства, модель (видео) помещается в металлический корпус. Хотя есть и более ранняя версия — в деревянном корпусе, но такую можно найти разве что у коллекционеров.
В последующие годы спрос на продукцию завода резко возрастает, и возникает необходимость в расширении. Строятся новые цехи: монтажный, гальванический, ремонтно-механический и т.д. Уже к 1950 году «Радиотехника» (видео) становится примером стахановского труда, традиционного для Советского Союза.
Годом позже заводу присваивается имя электротехника и изобретателя А.С. Попова. Но для директора завода Александра Апситиса наступают плохие времена: сначала его понижают в должности из-за «невыполнения плана», после чего и вовсе арестовывают. Через четыре месяца он выходит из тюрьмы, но уже сломленный, на завод Апситис больше не возвращается.
Но радиогигант продолжает работать и без своих основателей. В начале пятидесятых появляются приёмники «Riga-6» и «Riga-10». Шестая модель весила 12 кг, имела шесть ламп, потребляла от сети 55 Вт. На ней можно было проигрывать грампластинки с внешнего проигрывателя. Десятая модель (цифра десять здесь также значит количество ламп) весила 24 кг, от сети потребляла не более 85 Вт и (как и Riga-6) принимала вещание в диапазонах КВ, СВ и ДВ. А для обеспечения хорошего звука в этой модели использовался широкополосный громкоговоритель.
По словам Инарса Клявиньша, который проработал на «Радиотехнике» 33 года, аппаратура завода пользовалась спросом не только в СССР — её покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Потребителям нравилась простота и надёжность рижских радиоприёмников.
Позже появляется один из первых в Советах малогабаритный серийный транзисторный радиоприёмник «Gauja», его выпускали в двух вариациях — с зарядкой для аккумуляторов и без неё (тогда он работал на батарее «крона»). Кстати, популярную «Гаую» можно увидеть в советских фильмах: «Три плюс два», «Берегись автомобиля» и других.
В начале шестидесятых завод выпускает автомобильные приёмники «АВП-60» и «АПВ-60–2», которые монтировались на «Чайки» и сто одиннадцатые ЗИЛы. У первой модели имелся даже ДУ-пульт, в приёмниках был как ручной поиск волны, так и система автоматической настройки на станцию.
Отдельно отметим стереофоническую радиолу «Simfonija 2» (видео) — это модернизированная версия первой «Симфонии». У неё было два варианта исполнения: в одном проигрыватель располагался рядом с приёмником, в другом — под ним, каждая колонка весила по 16 кг.
Собранный на семнадцати транзисторах и восьми диодах переносной «Нептун» разработали к 60-летию Октября. Кстати, на «Радиотехнике» разрабатывали и видеомагнитофоны. Например, на «Малахите» воспроизводили запись стыковки космических кораблей «Союз» — «Аполлон».
Десятилетие успеха и увядание
Восьмидесятые для «Радиотехники» стали «золотыми» — темпы производства радиооборудования растут, завод выпускает примерно 35% всей советской аудиотехники. Появляются кассетные магнитолы ML-6201 с тюнером, двумя акустическими системами, магнитофоном-приставкой и УНЧ.
В это время в объединение «Радиотехника» входят также КБ «Орбита» и завод микроэлектроники «Эмира». Появляется кассетный проигрыватель «Duets PM-8401», к которому можно подключить сразу две пары наушников.
В год предприятие производит миллион радиоприёмников, усилителей и магнитофонов и более миллиона акустических систем. Этот головокружительный успех продолжался до самого распада СССР.
Политические события в мире, обретение независимости Латвии и экономические реформы сопровождались массовым выходом на рынок китайского дешёвого ширпотреба с одной стороны и продукции известных, в первую очередь — японских, брендов, с другой. «Радиотехнику» расформировали на несколько автономных предприятий, из-за чего гигант радиопромышленности пришёл в ещё больший упадок. Не выдержав конкуренции с импортируемыми моделями, завод снимает с производства часть продукции.
Одновременно с этим растут цены на детали, которые производят в странах бывшего Союза, цены на продукцию завода приходится поднимать, но её уже не раскупают, так как она морально устарела по сравнению с новинками из-за рубежа. Разрабатывать новые модели завод не может себе позволить, так как его КБ не получает достаточного финансирования.
Начинается типичная ситуация для многих заводов в 90-х: долги по зарплате растут, а прибыли практически нет. Большинство предприятий, возникших после расформирования «Радиотехники», практически сразу «умерли», в том числе и КБ «Орбита».
Несмотря на тщетные попытки подстроиться под новый рынок, в 1993 году оставшийся в живых после распада «Радиотехники» Рижский Радиозавод был разделён Фондом госимущества на две части. Одна впоследствии была признана банкротом. Вторая часть превратилась в «Radiotehnika RRR», которую в 1998 году на аукционе купили бизнесмены Эдуард и Юрий Малеев.
Что сейчас происходит с «Radiotehnika RRR»
Новый директор завода Эдуард Малеев рассказывал, что долгое время предприятие находилось не в лучшей форме. Причина банальна: заказы есть, обновлённые колонки хотят покупать на Западе и даже в Эмиратах, но банки не дают денег на производство. Кроме того, покупатели хотят получить «новый» звук, улучшенные модели и инновации, но для этого нужно инвестировать в патенты и исследования.
На сайте завода в разделе «сегодня» ситуация описывается более оптимистично: «VEF Radiotehnika RRR» располагает новейшим оборудованием, одной из самых больших безэховых камер в Европе и даёт отличные возможности для разработки и производства новейшей акустики».
Судя по статистике латвийской службы госдоходов, сейчас профильный бизнес «Radiotehnika RRR» развивается не особенно успешно. На сегодняшний день основной деятельностью предприятия является аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью (большая часть зданий завода переоборудована под торговые площади).
А 1 октября в прессе появились новости о том, что административное здание завода будет демонтировано в течение ближайших пяти месяцев. В 2015 году здание и прилегающие площади были проданы компании, управляющей сетью строительных магазинов, — что будет построено на его месте после демонтажа, пока не уточняется.
Но кое-что ещё живёт
В 2011 году компания World Audio Distribution, входящая в группу компаний «Аудиомания», запустила в Риге собственное производство акустики полного цикла — от изготовления корпусов до готовых изделий под брендом Arslab. Ранее колонки Arslab производились в Китае. Выбор на Ригу пал, в том числе, из-за проживающих там специалистов, ранее работавших на заводе «Radiotehnika». Сейчас во главе производства стоит Виктор Лагарпов, который раньше был главным инженером на «Радиотехнике».
Благодаря опыту, полученному на легендарном заводе, Виктор знает об акустике всё. За шесть лет функционирования предприятия возможности завода значительно расширились — приобретены дополнительные немецкие станки, нанят новый персонал. В 2017 году количество работников, занятых непосредственно на производстве, достигло пятнадцати человек.
Помимо сборки акустики и производства необходимых электронных компонентов, на заводе изготавливают и корпуса для колонок (в отличие от многих производителей аудиосистем, покупающих готовые у сторонних компаний). Предприятие также производит большое количество корпусов для других производителей из Германии, Франции, Италии и других стран.
В 2014 году World Audio Distribution приобрела контрольный пакет акций Penaudio, чья продукция теперь тоже производится на этом заводе. Как заявляет сам основатель Penaudio Сами Пенттиля, продолжающий руководить компанией, качество готовых изделий повысилось. Да и возможностей производства теперь достаточно, чтобы удовлетворить спрос на эту акустику во всём мире.
Помимо «традиционных» домашних аудиосистем (под брендами Arslab, Old School и Penaudio) на заводе в 2016 году начала производиться техника для домашних кинозалов ICE. Это — еще один собственный бренд «Аудиомании». Данная акустика также разработана компанией F-Lab под руководством известного инженера Юрия Фомина.
Акустика ICE, Old School и Penaudio, собранная на заводе в Риге, продается не только в Латвии и России, она пользуется большим спросом по всему миру, включая Китай, Тайвань, Японию, США, Мексику и страны Европы.
Количество произведённых в 2017 году изделий под собственными брендами «Аудиомании» по нашим прогнозам приблизится к тысяче, что означает почти двукратный рост по сравнению с 2016 годом. Подробнее о том, как выглядело производство несколько месяцев назад, можно прочесть в наших репортажах: 1 и 2.