Сооснователь Uber Трэвис Каланик посетил Москву
Впервые за семь лет существования стартапа частного такси Uber Москву посетил основатель и глава компании Трэвис Каланик. Он провёл получасовое выступление в Институте «Стрелка» на «Красном Октябре», а затем ещё полчаса отвечал на вопросы.
Uber — международная компания и одноимённое мобильное приложение, с помощью которого можно вызвать и оплатить услуги частного такси. Uber работает в десятках стран, сотнях городов и месяц от месяца проникает на новые рынки. Популярность сервиса диктуется относительно низкими ценами в том числе из-за несоблюдения ряда норм регулирования частного извоза. По тем же причинам в некоторых странах возникают конфликты с Uber.
Каланик начал лекцию с погоды: июнь, а в Москве заморозки. Он упомянул о том, что его девушка в колледже была русской. Поэтому он знает несколько слов по-русски. Это неудивительно: увидев первый раз Трэвиса в гостях, отец девушки заставлял выпить рюмку за каждое выученное русское слово. Но слово «пробки» (со сцены оно так и прозвучало, с акцентом) глава транспортного стартапа запомнил только в Москве, по пути из аэропорта в город.
В России Uber работает в столице и нескольких городах-миллиониках. Uber ещё проникает на новый рынок, доступны не все услуги. К примеру, нет uberPOOL. Эта система совмещает пассажиров с похожими направлениями езды, а затем предлагает совместную поездку. Каждый из пассажиров платит лишь за свою долю пути. Как рассказал Трэвис, для uberPOOL нужна критическая масса поездок. Нужно достичь определённого масштаба, и вот тогда будет легко найти двух людей со схожим машрутом. Быстрый рост Uber в столице приближает объёмы к нужной цели. Каланик заявил, что uberPOOL будет запущен в Москве менее чем через год.
Фото Анастасии Швецовой
Глава Uber затронул вопросы перспектив автомобильного транспорта. Земля в городе дорога, а на парковки её уходит от 15 до 30%. Автомобильные выхлопы в мегаполисах вносят до 20% выбросов углекислого газа — одной из причин парникового эффекта. Миссией Uber является «возвращение города его жителям». uberPOOL помогает снизить нагрузку на дороги: в Лос-Анджелесе благодаря сервису пробег снизился на 12,7 млн километров, выбросы углекислого газа упали на 1400 тонн. В китайских Шанхае и Чэнду с uberPOOL каждую неделю ездят свыше 100 тысяч человек.
Uber не только поможет разгрузить транспортные линии. Безналичная оплата, переводы на банковский счёт и сотрудничество с городскими властями в вопросах налоговых отчислений — всё это часть политики возвращения города жителям.
Фото Ольги Полищук
Ряд компаний проявляет пристальный интерес к развитию робомобилей, транспортных средств, которые не требуют участия человека для передвижения. Протипы есть у Google, электромобили Tesla Motors обладают функциями автопилота, ходят слухи о работах в Apple и нескольких других техногигантах. Поговаривают о том, что и Uber работает над беспилотными авто. Но Каланик рассказал, что в Uber не хотели бы владеть парком робомобилей. Впрочем, вопрос управления и владения — это лишь будущее. Uber последует за общей тенденцией: если робомобили станут повсеместными, то и в компании будут работать в этом направлении. Но пока что идеей Uber является обслуживание людьми на личных автомобилях.
Глава Uber поделился следующей перспективной схемой: робомобилем владеет человек, но в то время, когда транспортное средство простаивает, машину можно отправлять на рейс. То есть свой автомобиль можно отдать в аренду таксопарку или другой компании. Подходящее время найдётся, ведь самое популярное время выезда таксистов в мировых столицах — полночь, когда прекращает работу общественный транспорт. С другой стороны, Каланик считает, что робомобилями скорее всего будут владеть специализированные управляющие.
Сам Трэвис тоже иногда пользуется услугами Uber. Его рейтинг как пассажира составляет 4,9.
Трэвис Каланик основал Uber в 2009 году в Сан-Франциско. За несколькими раундами инвестиций последовало расширение в другие города США, затем страны Европы и остального мира. На прошлой неделе компания получила $3,5 млрд инвестиций от суверенного фонда Саудовской Аравии. Последняя оценка стоимости компании составляет около $68 млрд.