Солнце горит во мне: обновление Яндекс Музыки, о котором стоит знать
Сегодня, 1 декабря 2023 года, вышло масштабное обновление для сервиса Яндекс Музыка. Коротко и по существу:
Еще более точная «Моя волна» с новой моделью рекомендаций
Персонализация интерфейса
Новый брендинг, отражающий новое понимание миссии Яндекс Музыки
Откуда точность? Какая персонализация? Что за миссия? Чуть подлиннее, но всё ещё по существу — читайте далее.
«Глубина-глубина, я твой»
С технической точки зрения ключевой момент обновления — применение глубоких нейросетей для формирования пользовательских рекомендаций.
Рекомендательные системы проделали долгий путь развития. Когда-то казалось, что будет достаточно наивного статистического подхода. Например, рекомендовать то, что нравится всем. Или рекомендовать то, что нравится тем, кому в целом нравится то же самое. Такие решения в каком-то смысле работают, но при этом набивают оскомину своей предсказуемостью.
Глубокие нейросети позволяют учесть больше факторов, чем любой классический алгоритм. Они работают не с упрощённой статистикой, а с последовательностью пользовательских действий. На основании этой последовательности они способны понимать и прогнозировать динамику.
Предпочтения людей в музыке не статичны, с течением времени они могут меняться с разной динамикой. Например, иногда люди ненадолго «влюбляются» в какого-то исполнителя или жанр, но это увлечение быстро проходит. А есть и другие паттерны — когда человек находит любимую музыку и остаётся с ней надолго. Его предпочтения меняются медленно, он постепенно переходит от одного жанра к другому, часто даже не замечая этого. Так, анализируя историю прослушиваний, последовательность музыкальных треков и другие факторы, «Моя волна» теперь способна уловить направление развития музыкального вкуса человека и предсказать его увлечения. Это аналогично работе современных языковых моделей, таких как Yandex GPT, но уже в контексте музыки.
главный по рекомендациям в Яндекс Музыке
Но пользовательские действия не единственное, с чем работают нейросети Яндекс Музыки. Они анализируют также сами треки, их звучание. Благодаря этому «Моя волна» способна рекомендовать даже редкий трек, по которому мало данных о прослушивании. Это качественное изменение: раньше рекомендательные системы только следили за тем, что слушают пользователи, теперь же они начинают слушать музыку сами.
Ничего безличного
Яндекс Музыка — это не просто музыкальный поисковик, чтобы найти и послушать какой-то трек. Конечно, таким образом её тоже можно использовать. Но для многих слушателей Яндекс Музыка стала чем-то бо́льшим. Они проводят там много времени, собирают коллекцию, ставят лайки. В некоторых домах «Моя волна» звучит фултайм, как когда-то радио, —, но на этом радио не включат русский шансон, когда вам хочется услышать экстремальный норвежский металл.
Отношения пользователя с Яндекс Музыкой становятся более близкими, прочными, личными. И в знак уважения к личности пользователя был создан новый, более персонализированный интерфейс. Теперь прямо с главного экрана можно попасть в «личные» разделы — в коллекцию и на «Мою волну». Добавлены разделы «В стиле» и «Встретились в Моей волне» — там живут исполнители, с которыми пользователь познакомился в ходе своего музыкального «сёрфинга». А самое главное, появился раздел «Для вас» — специальный плейлист, собранный с помощью технологий машинного обучения. К вам когда-нибудь приходил друг с собственноручно записанной кассетой/диском/флешкой с музыкой — мол, на, послушай, мне кажется, тебе понравится… Вот это примерно то же самое.
В коллекции тоже появились новые фишки. Теперь можно настроить её под себя, закрепив нужные разделы. А ещё — добавлена специальная «Моя волна», основанная на коллекции и подбирающая треки, которые бы органично туда вписывались.
Lux Aeterna
Музыка обладает странной властью над человеческой душой. Когда слышишь песню, идеально резонирующую с твоим душевным состоянием, внутри как будто загорается свет. А когда знакомишься с такой песней впервые — в голове взрывается целая сверхновая. «Солнце горит во мне», — пел Саша Непомнящий. Но музыка, от которой загорается свет, может быть разной. Для кого-то это рок-бард Непомнящий, для кого-то рэпер Оксимирон, а кто-то словит сверхновую от электроники Kraftwerk или скрипки Ванессы Мэй. Рекомендательная система Яндекс Музыки не решает за вас, что вам слушать, — она хочет, чтобы вы прислушались к себе. Её миссия — максимизировать количество «сверхновых» на человеко-час.
Новый дизайн Яндекс Музыки — графическое выражение этой миссии. Новый логотип не содержит музыкальных ассоциаций первого уровня — никаких нот, виниловых пластинок и тому подобного. Вместо этого на лого — яркий импульс света. Именно тот импульс, который сервис стремится подарить каждому пользователю.
Запустив в 2021 году «Мою волну», мы хотели научиться точно рекомендовать слушателям то, что им подходит, чтобы избавить их от необходимости самостоятельно искать музыку, которая понравится. И у нас это получилось: по мнению слушателей музыки онлайн, мы точнее других попадаем в их музыкальные предпочтения*. Теперь мы хотим идти дальше: с помощью рекомендаций сделать музыку бесконечным источником воодушевления и вдохновения, который будет давать слушателям энергию двигаться к тому, чего они действительно хотят, а артистам — откроет путь именно к тем слушателям, которые с ними останутся. Новый бренд и визуальная айдентика отражают суть современной Яндекс Музыки — сервиса, создающего персональный музыкальный мир, который воодушевляет.
руководитель Яндекс Музыки
Разработкой нового дизайна занималась команда «Плюс Фантех» совместно с российским дизайнером Вадиком Мармеладовым, дизайн-бюро Щука, а также шрифтовой студией Contrast Foundry. Дизайн выдержан в тёмных тонах, чтобы подчеркнуть интимность акта прослушивания. Однако узнаваемый жёлтый никуда из него не делся, а шрифт стал контрастным и чётко обыгрывает логотип.
Миссия выполнима
Обновление Яндекс Музыки стало результатом большой и слаженной работы многих людей. Однако смысл этого поста — не в ожидании аплодисментов, ведь настоящая работа только начинается. Мало заявить о миссии — миссию нужно выполнить на 110%. И теперь команда Яндекс Музыки будет работать ещё больше и усерднее, чтобы этот небывалый пользовательский опыт из мечты стал реальностью, а затем и обыденностью. Яндекс Музыка будет зажигать звёзды — потому что это кому-то нужно.