Софт скиллы для айтишников: на что смотрят на собеседованиях
У разработчика три ключевых софт скилла: умение выслушать, умение кивать и умение продолжать делать по-своему.
Soft skills становятся всё более важными для IT-специалистов, поскольку помогают наладить общение, эффективно работать в команде и решать сложные задачи. Мы спросили коллег из рекрутмента, тимлидов и проджект менеджеров какие ключевые soft skills полезны для IT-специалистов в работе и на что они обращают внимание на собеседованиях:
Коммуникация
Если мы особенно говорим о собеседовании, то все скиллы должны укладываться в адекватную коммуникацию.
Общительность, открытость, стиль коммуникации и как человек идет на контакт — важные навыки специалиста для комфортной работы. IT-специалисты часто работают с разными отделами и людьми, поэтому важно уметь доносить сложные технические идеи простым языком. При собеседовании рекрутеры обращают внимание как кандидат слушает, не перебивает ли, но если да, то как. Иногда вовремя перебить тоже важно. Умение слушать и слышать. Способность показать свои достижения без лишней пафосности, грамотно вести переписку, проводить презентации и слушать коллег.
Пример из нашего опыта:
Рекрутер спрашивает: «Расскажите, как вы оптимизировали производительность приложения.»
Разработчик: «Мы сократили среднее время загрузки на 30% за счет сжатия медиафайлов и отложенной загрузки. Простыми словами: теперь пользователь видит страницу, а не загрузочный экран, даже если интернет у него, как у меня на даче.»
Умение работать в команде
Командная работа требует уважения к другим точкам зрения, навыков сотрудничества и стремления к достижению общих целей. Хорошо понять, насколько этот показатель прокачен можно посмотрев на то, какое количество человек было в вашей команде на прошлой работе или с кем вы работаете сейчас, как распределены роли и за что отвечаете вы, как вы работаете в задачах, где несколько ответственных. Навык сотрудничать с коллегами, уметь решать конфликты и нести командную ответственность очень важен в разработке, но его сложно определить заранее.
Критическое мышление и решение проблем
Способность анализировать информацию, объективно оценивать ситуации и предлагать обоснованные решения помогает находить оптимальные пути даже в сложных проектах. Критическое мышление позволяет быстро разобраться в причинах проблем и выбрать эффективные способы их решения.
Приходит аналитик к разработчику и говорит:
«Клиент жалуется, что отчёт не работает. Я тут подумал, может, данные из базы подтягиваются слишком медленно? Это ведь ваш код тормозит?»Разработчик, после пары секунд размышлений:
«Не факт. Может, клиент просто на тестовом аккаунте попытается выгрузить данные за десять лет. Давай проверим, прежде чем я начну переделывать всё».Они вместе рассматривают, что клиент действительно выбрал всю историю операций, а отчёт открывался каждую минуту. Решение? Добавьте предупреждение: «Вы пытаетесь выгрузить огромный объем данных. Может, уточним фильтр?»
«Ха, точно, теперь клиент думает, что это фича, а не баг!»
Гибкость и адаптивность
Умение адаптироваться к изменениям и гибко реагировать на новые требования в IT пригождаться будет часто. Отрасль постоянно меняется, технологии прогрессируют, и способность быстро адаптироваться к новым условиям или технологиям крайне важна. Гибкость помогает находить способы выполнения задач даже при смене приоритетов или неожиданно меняющихся требованиях.
Когда тебе говорят, что принято решение перейти на новую версию платформера и поэтому придется переделывать часть функционала, а ты изучил эту версию еще на прошлой неделе…
Навык управления временем
Важно уметь правильно расставлять приоритеты, планировать время и управлять множеством задач. Это помогает избегать переработок, соблюдать сроки и достигать результатов в установленные сроки. На самом деле с этим навыком есть много проблем, причем не только у зумеров, которых принято ругать. Многие взрослые специалисты тоже проваливают сроки, не умеют оценить время или спланировать нагрузку. И вот здесь пригождается навык решения проблем.
Проактивность
Честно, это самый бесявый загадочный навык для многих. Какой инициативы и активности хотят от человека, который достаточно хорошо и ровно работает? Мы спросили у тимлидов:
Способность сотрудника предлагать и продвигать свои идеи, обосновывая их с четкой аргументацией. То есть не просто предложить решение или идею и сидеть дальше, но уметь донести до команды и руководства, конструктивно взаимодействуя даже при несогласии.
Проактивные сотрудники предлагают идеи, решают проблемы до их появления и стремятся улучшить процессы. Им не все равно, они видят, куда можно внести улучшения и могут взять на себя ответственность за инициативу.
Обратная связь и самооценка
Умение конструктивно принимать и давать обратную связь помогает совершенствоваться и достигать лучших результатов. Способность критично оценивать свою работу позволяет находить зоны для развития.
QA: «Хочу дать фидбек по тестам. Ты не до конца описал шаги теста, из-за чего я несколько раз терял время на поиск информации».
Разработчик:
«Понял. Обычно я быстро пробегаю по документации, но признаю, что для тестирования важно, чтобы всё было чётко»QA:
«Давайте вместе обсудим, что нужно добавить в тестовую документацию».
Навык ведения переговоров
Переговоры могут понадобиться как при согласовании требований с заказчиками, так и внутри команды для выбора подходящего подхода или технологий. Умение отстаивать свою позицию и при этом учитывать интересы других сторон помогает приходить к взаимовыгодным решениям.
Заказчик:
«Мы хотим, чтобы приложение работало на всех устройствах и управляющих компаниях, включая старые версии Windows, iOS и Android, а также устройства с Windows XP. Делаете?»Разработчик:
«Конечно, сделаем, но мы можем добавить ещё поддержку Nokia 3310, чтобы точно быть универсальными?»Заказчик:
«Не, это уже перебор!»Разработчик:
«Все-таки мы с вами в одной команде. Давайте определим приоритеты и сделаем так, чтобы применить лучший опыт на конкретных устройствах. А если хотите, можем добавить старую версию для ностальгии».
Заключение
Софт-навыки — это инвестиции в личную продуктивность и комфорт команды. И востребованы они не только в IT, но и в любой сфере, где люди создают что-то в команде: от ракетостроения до дизайна носков. Однако в IT софт-скиллы имеют особое значение, так как руками мы делаем немного, все что мы производим — это продукты труда интеллектуального. Чтобы создать качественный продукт, важно уметь хорошо, комфортно и эффективно работать с людьми.