Социальные сети в России, лето 2014: цифры, тренды, прогнозы
Представляем данные июньского исследования цикла «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы». Это четвертая регулярная публикация актуальных данных о проникновении социальных медиа по регионам России, поло-возрастной структуре авторов сообщений и степени их активности, на этот раз — по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, впервые в серии исследований публикуются уникальные данные по эмоциональному состоянию пользователей социальных медиа.
Рост проникновения интернета в регионы России сохраняется — 59% взрослого населения России пользуются интернетом (68,7 млн. человек) [1]. Полугодовой прирост аудитории составил 2,2 млн. человек. 80% дневной аудитории русскоязычного интернета проявляют активность в социальных сетях [2].
Первое место по популярности социальных сетей занимает ВКонтакте, посещаемость которой в мае 2014 года выросла до 52,1 млн. человек, второе место у социальной сети «Одноклассники» с месячной аудиторией в 40,8 млн. человек.

* Данные по Twitter экстраполированы, исходя из аудитории за день и неделю
Далее в исследовании приведены данные по «говорящим» пользователям, открыто выражающим свою позицию с помощью публикации открытого контента в социальных медиа. Таких активных авторов в мае 2014 года в России было порядка 35 млн. человек. Они генерируют порядка 32 млн. сообщений в сутки. Активные авторы публичного контента делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы в их зачаточном состоянии.
Что касается объема контента, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь также лидерские позиции удерживает ВКонтакте. На втором месте по количеству сообщений расположился Twitter.

* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** Facebook — оценка снизу
Стоит отметить, что преимущественное использование ВКонтакте специфично для российской аудитории. Короткие сообщения, которые люди по всему миру предпочитают публиковать в Twitter, многие российские авторы размещают в формате статусов ВКонтакте.
Портрет авторов социальных сетейДанные Brand Analytics по России представлены за май 2014 года. Авторами считаются пользователи, написавшие хотя бы 1 публичное сообщение в месяц.ВКонтакте
Ежемесячная аудитория ВКонтакте в мае 2014 года составила 52,1 млн. пользователей, из которых 18,1 млн — активные авторы. 58,8% активных авторов ВКонтакте составляют женщины. В разрезе возрастной структуры авторов преобладает молодежь от 18 до 24 лет — 39% авторов.
Географически наибольшей популярностью ВКонтакте пользуется в Санкт-Петербурге, второе место по проникновению сети занимает Москва.

№
Регион
Авторов
% от насел.
Всего по России
18 100 000
12.42%
1
Санкт-Петербург
1 711 234
34.03%
2
Москва
2 867 001
23.93%
3
Севастополь
79 890
20.81%
4
Мурманская область
157 651
20.20%
5
Республика Карелия
124 468
19.54%
…
81
Еврейская автономная область
6 261
3.63%
82
Карачаево-Черкесская Республика
12 930
2.74%
83
Республика Дагестан
68 965
2.34%
84
Чеченская Республика
23 297
1.76%
85
Республика Ингушетия
6 143
1.39%
Одноклассники
Аудитория сети Одноклассники в мае 2014 года составила 40,8 млн. пользователей, из которых 2,5 млн. — активные авторы. Наибольшая часть активной аудитории сети — 63,5% — женского пола. Что касается возрастной структуры в социальной сети Одноклассники — среди активных авторов преобладает группа 24–34 лет.
Одноклассники более популярны в регионах России: наибольшее проникновение зафиксировано в Сахалинской области, Хабаровском и Забайкальском крае.

№
Регион
Авторов
% от насел.
Всего по России
2 568 100
1.76%
1
Сахалинская область
17 047
3.46%
2
Хабаровский край
43 628
3.25%
3
Забайкальский край
34 237
3.13%
4
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
44 145
2.79%
5
Еврейская автономная область
4 817
2.79%
…
81
Ленинградская область
9 718
0.55%
82
Республика Тыва
1 487
0.48%
83
Республика Татарстан (Татарстан)
18 455
0.48%
84
Вологодская область
5 346
0.45%
85
Республика Карелия
2 705
0.42%
Мой Мир
Майская аудитория сети составила 25,9 млн. пользователей, из которых публичную активность проявили 2,3 млн. российских авторов. Здесь классически преобладает женская аудитория (доля женщин в общем числе активных авторов составляет 59,7%). В разрезе возрастной структуры Мой Мир отличается наиболее равномерным распределением. С небольшим преимуществом лидируют категории от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет (по 22% пользователей).
По уровню проникновения «говорящей» аудитории, Мой Мир преобладает в регионах (первое место по проникновению занимает Челябинская область), хотя Москва и Санкт-Петербург также входят в пятерку лидеров (2-е и 5-е места соответственно).

№
Регион
Авторов
% от насел.
Всего по России
2 291 100
1.57%
1
Челябинская область
147 075
4.22%
2
Москва
402 392
3.36%
3
Хабаровский край
41 679
3.11%
4
Приморский край
55 033
2.83%
5
Санкт-Петербург
135 999
2.70%
…
81
Республика Тыва
1 108
0.36%
82
Республика Калмыкия
983
0.35%
83
Чеченская Республика
4 065
0.31%
84
Республика Дагестан
7 709
0.26%
85
Республика Ингушетия
621
0.14%
Facebook
Российская аудитория Facebook в мае 2014 года составила 23,4 млн. пользователей, из которых млн. — активные авторы. Здесь преобладание женской активной аудитории зафиксировано на уровне в 54,2%. По возрастному распределению, в Facebook преобладают авторы 25–34 лет — 40% и 35–44 лет — 29%.
Twitter
Аудитория Twitter в мае 2014 г. составила 8,3 млн. пользователей, активных авторов из них — 1,7 млн. человек. Среди активной аудитории Твиттера так же преобладают активные авторы женского пола — 54,2%. Географический срез демонстрирует наибольшую публичную активность жителей двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга.
№
Регион
Авторов
% от насел.
Всего по России
1 728 500
1.19%
1
Санкт-Петербург
161 761
3.22%
2
Москва
377 111
3.15%
3
Чукотский автономный округ
1 284
2.53%
4
Калининградская область
18 766
1.97%
5
Новосибирская область
48 901
1.80%
…
81
Кабардино-Балкарская Республика
1 936
0.23%
82
Республика Ингушетия
955
0.22%
83
Карачаево-Черкесская Республика
876
0.19%
84
Чеченская Республика
2 182
0.16%
85
Республика Дагестан
4 475
0.15%
LiveJournal
Месячная аудитория Живого Журнале в мае 2014 г. составила 18,3 млн. пользователей, из которых посты публиковали всего 180 тысяч авторов. При этом, Живой Журнал — самый «мужской» ресурс: доля мужчин в общем числе авторов составила 53,5%. Что касается возраста авторов — всего 4% из них моложе 25 лет, преобладают же группы 25–34 лет и 35–44 лет, доля которых составляет 41% и 35% соответственно.
Эмоциональное состояние пользователей социальных медиа
Портрет активных авторов соцсетей был бы не полным без изучения их эмоционального состояния[4]. Самой позитивной социальной сетью в мае 2014 года стал Мой Мир (84% позитивно окрашенных сообщений), с небольшим отставанием за ним следует ВКонтакте (82% положительных сообщений). Социальные сети Одноклассники и Facebook расположились в середине рейтинга с одинаковой долей позитивного контента в 74%. Больше всего негатива было зафиксировано в Twitter и в Живом Журнале (треть всех публикаций имеют негативную тональность). Не может не радовать, что позитивные эмоции преобладают во всех социальных медиа.
Актуальные тренды лета-2014 В целом, тренды лета-2014 в социальных медиа продолжают зимние тенденции. Проникновение различных сетей географически неоднородно: ВКонтакте и Twitter преобладают в Москве и в Санкт-Петербурге, а Одноклассники и Мой Мир пользуются большей популярностью в регионах России. Социальные медиа продолжают захватывать в свои сети все больше пользователей, которые активно создают контент: рассказывают о себе, обсуждают новости, а также делают обзоры на различные товары и услуги.Однако, в некоторых социальных сетях портрет активных авторов летом 2014 г. изменился. Так, по сравнению с зимой 2013–2014 г. в Twitter увеличилась доля авторов мужского пола, а в LiveJournal увеличилась доля авторов старше 45 лет — 12% до 21%. «Говорящая» аудитория сети Мой Мир, напротив, помолодела — здесь доля авторов старше 45 лет снизилась с 29% до 16%.
Самой приятной новостью стал результат исследования эмоционального состояния активных авторов социальных медиа. Несмотря на стереотип о том, что в социальных медиа России царит негативная атмосфера, на практике выяснилось, что абсолютно во всех социальных сетях преобладают позитивные сообщения.
Исследование «Социальные сети в России, лето 2014«в формате презентации можно скачать на SlideShare здесь.
[1] ФОМ, февраль 2014
[2] TNS Web Indeх, февраль 2013
[3] Процент активных авторов — количество авторов, деленное на количество жителей региона. Учитывались уникальные авторы, написавшие хотя бы 1 публичное сообщение за месяц
[4] Методология: были проанализированы русскоязычные сообщения, выражающие эмоции авторов от первого лица в настоящем времени. Так, позитивные сообщения идентифицировались выражениями типа «я люблю», «обожаю», а негативные — «я ненавижу», «меня раздражает» и пр. Сумма позитивных и негативных эмоций в каждой социальной сети принята за 100%. Для определения сообщений соответствующих вышеперечисленным критериям за указанный период времени было проанализировано 420 млн. сообщений от 35 млн. авторов.
