Социальные сети в России, лето 2014: цифры, тренды, прогнозы
Представляем данные июньского исследования цикла «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы». Это четвертая регулярная публикация актуальных данных о проникновении социальных медиа по регионам России, поло-возрастной структуре авторов сообщений и степени их активности, на этот раз — по итогам первого полугодия 2014 года. Кроме того, впервые в серии исследований публикуются уникальные данные по эмоциональному состоянию пользователей социальных медиа.Рост проникновения интернета в регионы России сохраняется — 59% взрослого населения России пользуются интернетом (68,7 млн. человек) [1]. Полугодовой прирост аудитории составил 2,2 млн. человек. 80% дневной аудитории русскоязычного интернета проявляют активность в социальных сетях [2].
Первое место по популярности социальных сетей занимает ВКонтакте, посещаемость которой в мае 2014 года выросла до 52,1 млн. человек, второе место у социальной сети «Одноклассники» с месячной аудиторией в 40,8 млн. человек.
* Данные по Twitter экстраполированы, исходя из аудитории за день и неделю
Далее в исследовании приведены данные по «говорящим» пользователям, открыто выражающим свою позицию с помощью публикации открытого контента в социальных медиа. Таких активных авторов в мае 2014 года в России было порядка 35 млн. человек. Они генерируют порядка 32 млн. сообщений в сутки. Активные авторы публичного контента делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы в их зачаточном состоянии.
Что касается объема контента, ежедневно размещаемого в социальных сетях, здесь также лидерские позиции удерживает ВКонтакте. На втором месте по количеству сообщений расположился Twitter.
* Одноклассники — данные по Топ-100 000 групп
** Facebook — оценка снизу
Стоит отметить, что преимущественное использование ВКонтакте специфично для российской аудитории. Короткие сообщения, которые люди по всему миру предпочитают публиковать в Twitter, многие российские авторы размещают в формате статусов ВКонтакте.
Портрет авторов социальных сетейДанные Brand Analytics по России представлены за май 2014 года. Авторами считаются пользователи, написавшие хотя бы 1 публичное сообщение в месяц.ВКонтакте Ежемесячная аудитория ВКонтакте в мае 2014 года составила 52,1 млн. пользователей, из которых 18,1 млн — активные авторы. 58,8% активных авторов ВКонтакте составляют женщины. В разрезе возрастной структуры авторов преобладает молодежь от 18 до 24 лет — 39% авторов.
Географически наибольшей популярностью ВКонтакте пользуется в Санкт-Петербурге, второе место по проникновению сети занимает Москва.
№ Регион Авторов % от насел. Всего по России 18 100 000 12.42% 1 Санкт-Петербург 1 711 234 34.03% 2 Москва 2 867 001 23.93% 3 Севастополь 79 890 20.81% 4 Мурманская область 157 651 20.20% 5 Республика Карелия 124 468 19.54% … 81 Еврейская автономная область 6 261 3.63% 82 Карачаево-Черкесская Республика 12 930 2.74% 83 Республика Дагестан 68 965 2.34% 84 Чеченская Республика 23 297 1.76% 85 Республика Ингушетия 6 143 1.39% Одноклассники Аудитория сети Одноклассники в мае 2014 года составила 40,8 млн. пользователей, из которых 2,5 млн. — активные авторы. Наибольшая часть активной аудитории сети — 63,5% — женского пола. Что касается возрастной структуры в социальной сети Одноклассники — среди активных авторов преобладает группа 24–34 лет.
Одноклассники более популярны в регионах России: наибольшее проникновение зафиксировано в Сахалинской области, Хабаровском и Забайкальском крае.
№ Регион Авторов % от насел. Всего по России 2 568 100 1.76% 1 Сахалинская область 17 047 3.46% 2 Хабаровский край 43 628 3.25% 3 Забайкальский край 34 237 3.13% 4 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 44 145 2.79% 5 Еврейская автономная область 4 817 2.79% … 81 Ленинградская область 9 718 0.55% 82 Республика Тыва 1 487 0.48% 83 Республика Татарстан (Татарстан) 18 455 0.48% 84 Вологодская область 5 346 0.45% 85 Республика Карелия 2 705 0.42% Мой Мир Майская аудитория сети составила 25,9 млн. пользователей, из которых публичную активность проявили 2,3 млн. российских авторов. Здесь классически преобладает женская аудитория (доля женщин в общем числе активных авторов составляет 59,7%). В разрезе возрастной структуры Мой Мир отличается наиболее равномерным распределением. С небольшим преимуществом лидируют категории от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет (по 22% пользователей).
По уровню проникновения «говорящей» аудитории, Мой Мир преобладает в регионах (первое место по проникновению занимает Челябинская область), хотя Москва и Санкт-Петербург также входят в пятерку лидеров (2-е и 5-е места соответственно).
№ Регион Авторов % от насел. Всего по России 2 291 100 1.57% 1 Челябинская область 147 075 4.22% 2 Москва 402 392 3.36% 3 Хабаровский край 41 679 3.11% 4 Приморский край 55 033 2.83% 5 Санкт-Петербург 135 999 2.70% … 81 Республика Тыва 1 108 0.36% 82 Республика Калмыкия 983 0.35% 83 Чеченская Республика 4 065 0.31% 84 Республика Дагестан 7 709 0.26% 85 Республика Ингушетия 621 0.14% Facebook Российская аудитория Facebook в мае 2014 года составила 23,4 млн. пользователей, из которых млн. — активные авторы. Здесь преобладание женской активной аудитории зафиксировано на уровне в 54,2%. По возрастному распределению, в Facebook преобладают авторы 25–34 лет — 40% и 35–44 лет — 29%.
Twitter Аудитория Twitter в мае 2014 г. составила 8,3 млн. пользователей, активных авторов из них — 1,7 млн. человек. Среди активной аудитории Твиттера так же преобладают активные авторы женского пола — 54,2%. Географический срез демонстрирует наибольшую публичную активность жителей двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга.
№ Регион Авторов % от насел. Всего по России 1 728 500 1.19% 1 Санкт-Петербург 161 761 3.22% 2 Москва 377 111 3.15% 3 Чукотский автономный округ 1 284 2.53% 4 Калининградская область 18 766 1.97% 5 Новосибирская область 48 901 1.80% … 81 Кабардино-Балкарская Республика 1 936 0.23% 82 Республика Ингушетия 955 0.22% 83 Карачаево-Черкесская Республика 876 0.19% 84 Чеченская Республика 2 182 0.16% 85 Республика Дагестан 4 475 0.15% LiveJournal Месячная аудитория Живого Журнале в мае 2014 г. составила 18,3 млн. пользователей, из которых посты публиковали всего 180 тысяч авторов. При этом, Живой Журнал — самый «мужской» ресурс: доля мужчин в общем числе авторов составила 53,5%. Что касается возраста авторов — всего 4% из них моложе 25 лет, преобладают же группы 25–34 лет и 35–44 лет, доля которых составляет 41% и 35% соответственно.
Эмоциональное состояние пользователей социальных медиа Портрет активных авторов соцсетей был бы не полным без изучения их эмоционального состояния[4]. Самой позитивной социальной сетью в мае 2014 года стал Мой Мир (84% позитивно окрашенных сообщений), с небольшим отставанием за ним следует ВКонтакте (82% положительных сообщений). Социальные сети Одноклассники и Facebook расположились в середине рейтинга с одинаковой долей позитивного контента в 74%. Больше всего негатива было зафиксировано в Twitter и в Живом Журнале (треть всех публикаций имеют негативную тональность). Не может не радовать, что позитивные эмоции преобладают во всех социальных медиа.
Актуальные тренды лета-2014 В целом, тренды лета-2014 в социальных медиа продолжают зимние тенденции. Проникновение различных сетей географически неоднородно: ВКонтакте и Twitter преобладают в Москве и в Санкт-Петербурге, а Одноклассники и Мой Мир пользуются большей популярностью в регионах России. Социальные медиа продолжают захватывать в свои сети все больше пользователей, которые активно создают контент: рассказывают о себе, обсуждают новости, а также делают обзоры на различные товары и услуги.Однако, в некоторых социальных сетях портрет активных авторов летом 2014 г. изменился. Так, по сравнению с зимой 2013–2014 г. в Twitter увеличилась доля авторов мужского пола, а в LiveJournal увеличилась доля авторов старше 45 лет — 12% до 21%. «Говорящая» аудитория сети Мой Мир, напротив, помолодела — здесь доля авторов старше 45 лет снизилась с 29% до 16%.
Самой приятной новостью стал результат исследования эмоционального состояния активных авторов социальных медиа. Несмотря на стереотип о том, что в социальных медиа России царит негативная атмосфера, на практике выяснилось, что абсолютно во всех социальных сетях преобладают позитивные сообщения.
Исследование «Социальные сети в России, лето 2014«в формате презентации можно скачать на SlideShare здесь.
[1] ФОМ, февраль 2014
[2] TNS Web Indeх, февраль 2013
[3] Процент активных авторов — количество авторов, деленное на количество жителей региона. Учитывались уникальные авторы, написавшие хотя бы 1 публичное сообщение за месяц
[4] Методология: были проанализированы русскоязычные сообщения, выражающие эмоции авторов от первого лица в настоящем времени. Так, позитивные сообщения идентифицировались выражениями типа «я люблю», «обожаю», а негативные — «я ненавижу», «меня раздражает» и пр. Сумма позитивных и негативных эмоций в каждой социальной сети принята за 100%. Для определения сообщений соответствующих вышеперечисленным критериям за указанный период времени было проанализировано 420 млн. сообщений от 35 млн. авторов.