Собеседование scrum-мастера в 1Сную контору
Основано на реальных событиях.
— Виктор, добрый день, очень рад вас видеть! Прошу, проходите, присаживайтесь! — искренне улыбаясь, жму руку потенциальному спасителю нашей компании.
Я давно интересуюсь скрамом, был опыт его применения, но вживую настоящего скрам-мастера я никогда не видел. Разве что на паре конференций, где удавалось посмотреть феерические выступления истинных мастеров этого ремесла. И вот, откуда не возьмись, в наших провинциях возник Виктор, дипломированный скрам-мастер. Более того, он сам прислал нам резюме. Не на конкретную должность, как соискатель, а для обсуждения возможного сотрудничества, как потенциальный партнер.
— Итак, меня зовут Иван, я руковожу группой программистов. Справа от меня — Александр, ключевой руководитель проектов в нашей компании. Утверждает, что тоже знаком со скрамом. — пытаюсь немного пошутить, чтобы Александр улыбнулся, но тот продолжает сидеть с каменным лицом.
— Да, добрый день, друзья. — начинает Виктор. — Меня зовут Виктор, я принёс вас настоящий скрам. Предлагаю обсудить варианты сотрудничества.
Повисла неловкая пауза. С одной стороны, у меня в голове был целый ворох вопросов по методике и практике применения скрама, но они вряд ли подходили для собеседования. С другой стороны, я примерно представлял, кто такой скрам-мастер и чем он занимается, поэтому не знал, что спросить на тему «а чем вы у нас будете заниматься?». Но выручил Александр.
— Итак, скрам… — Александр сложил ладони вместе, медленно опустил их на стол, выдержал паузу («завис»), будто обдумывая следующую фразу. — Иван заставил меня изучить, что это за методика, в рамках подготовки к этой встрече. Я сразу честно скажу — прочитал лишь половину книги. Поэтому, Виктор, если не затруднит, можете в двух словах рассказать, что именно хотите нам предложить? Чем будете заниматься, проще говоря?
— А чем занимается ваша компания? — неожиданно спросил скрам-мастер. — В двух словах, раз уж мы упражняемся в elevator pitch. Чтобы я мог максимально точно сформулировать своё предложение.
— А вы не знаете? — опешил я. Мы тут, значит, целую неделю готовились, прикидывали кейсы, обновляли знания, а он пришёл и ни черта не знает.
— Методика скрам — универсальна, и может быть применена к любой деятельности. — как ни в чём не бывало, продолжил Виктор. — Просто скажите, что и как вы делаете, и я найду, как применить к этому скрам.
— Лады. — ответил я. — Расскажу. Мы занимаемся внедрением 1С, проще говоря — проектами. Заказчик покупает какой-то программный продукт 1С, мы совместно определяем, что в нём нужно доработать под нужды предприятия, считаем стоимость, декомпозируем работы, разбиваем их на этапы, выполняем доработки, поэтапно сдаём заказчику, подписываем акты, запускаем систему.
— Ideality. — улыбнулся Виктор. — Именно для такой деятельности и нужен скрам. Лучше он, конечно, в текущей версии гайда подходит для разработки софта, чем для его внедрения, но, я думаю, проблем не будет. Я готов.
— К чему? — выпалил Александр.
— К внедрению скрама в вашу проектную технологию. — нисколько не смутившись, ответил Виктор.
— А, так… — растерялся Александр. — Погодите…
— Да, не вопрос. — Виктор с типично менеджерской улыбкой откинулся на спинку стула. — Я подожду.
Я поглядывал то на Виктора, то на Александра, пытаясь понять, надо ли вмешиваться в процесс. Скрам-мастер явно не собирался первым нарушать тишину. Александр о чём-то напряжённо думал, словно просчитывая варианты в шахматной партии — даже губы немного шевелились, едва слышно проговаривая варианты развития событий.
— Виктор. — не выдержал я наконец. — Пока Александр формулирует, я, с вашего позволения, поинтересуюсь деталями (Виктор благосклонно кивнул). Насколько я себе представляю скрам и работу скрам-мастера, вы займётесь, в первую очередь…
— Фасилитацией. — не дал мне договорить Виктор.
— Чем? — прервал свои размышления Александр.
— Фасилитацией. — не моргнув глазом, ответил скрам-мастер. — Буду повышать навыки самоуправления вашей команды. Люди, как вы, наверное, знаете (Виктор посмотрел на меня), вполне способны самостоятельно достигать результата, выбирать методы и способы достижения результата. Задача фасилитатора — помочь этому потенциалу раскрыться.
— А как это будет выглядеть? — тема явно заинтересовала Александра.
— На утренних стендапах я буду внимательно следить за атмосферой обсуждений, внося лёгкие коррективы, если замечу, что разговор уходит из конструктивного русла, или один участник начнёт давить на другого, заставляя отказаться от собственного мнения.
— А если заставлять буду я? — спросил, хитро прищурившись, Александр.
— А вы… — Виктор на секунду задумался. — Ах да, руководитель проекта. В терминах скрама вы — product owner. Владелец продукта, по-русски говоря.
— Ну, допустим. — кивнул Александр. — Вы не дадите мне руководить программистами? Говорить им, что делать?
— Не совсем так. Говорить, что делать, вы будете. Но не программистам напрямую, не каждый день, не в ультимативной форме. Говорить вы будете скрам-доске, или бэклогу.
— Кому? — я не припомню, чтобы Александр когда-то так широко улыбался.
— Скрам-доска, один из артефактов скрама. Будет висеть там, где находится команда. Левая часть доски будет отведена под бэклог — полный перечень user story, которые надо реализовать в продукте. Предваряя ваш вопрос, что такое user story — думаю, будет понятнее термин «задача», или «пожелание на доработку», но точнее будет, наверное — целевое поведение программы, которое хочет видеть пользователь, рассказанное его словами.
— Б-р-р-р… — потряс головой Александр. — Я ничего не понял. Чем я, руководитель проекта, буду заниматься?
— Вы, владелец продукта, будете общаться с заказчиком, записывать задачи, переносить их на стикеры и наклеивать на доску. Также, вы можете определять приоритеты выполнения задач — в каком порядке их надо реализовывать для достижения наилучшего результата.
— А вы будете этот процесс достижения результата фасили… фисали…
— Фасилитировать. Всё верно. — кивнул Виктор. — На утренних стендапах, пиках и ретроспективе. Остальное команда сделает сама.
— А если не сделает?
— В смысле? — нахмурился Виктор.
— Ну, не сделает. — голос Александра стал чуть более эмоциональным. — Есть этап работ, бюджет, срок, я… (Александр усмехнулся), ну, допустим, сел и записал все задачи на стикерах, наклеил на доску в нужном порядке, и оставил вас фасилитировать. Пока вы фасилитировали, срок вышел. Заказчик обрывает телефон директору и орёт, что затаскает нас по судам, не заплатит за текущий этап работ и не внесёт предоплату за следующий. Что в этом случае рекомендует скрам?
Виктор задумался. Мне было немного неловко. С одной стороны, хотелось поддержать Виктора — всё-таки, мы собрались не для того, чтобы «срезать» его. С другой стороны, мне действительно было интересно, как в такой ситуации следует поступать с точки зрения скрама. Поэтому я молчал и ждал.
— Прямых указаний насчет подобных ситуаций в скрам гайде нет… — не спеша начал Виктор, глядя в никуда, словно размышлял вслух. — Но за продукт отвечает его владелец. За взаимодействие с заказчиком — тоже. Так что, получается, конфликтную ситуацию с заказчиком придётся разрешить вам (Виктор перевёл взгляд на Александра), как владельцу продукта.
— Правильно ли я понял… — медленно начал Александр. — Я расклеиваю стикеры, могу постоять на вашем стендапе, но не могу говорить вам, всей команде, что, как, когда вам делать (Виктор кивнул). Но, когда вы, прошу прощения, жидко обосрётесь, я должен бежать и спасать ситуацию? Падать ниц перед заказчиком, бить челом, умолять нас простить и заплатить денег, чтобы избежать дикого кассового разрыва?
— Чего избежать? — переспросил Виктор.
— Кассового разрыва. — повторил Александр. — В скраме про это ничего не сказано? (Виктор помотал головой). Это, короче, когда заказчик вам ничего не платит уже давно, а зарплату программистам и… фасилаторам (Виктор поморщился) выдать надо. И налоги заплатить, и за офис, и за электричество, и…
— Погоди, Александр. — вмешался я. — Чё ты разошёлся. Ты и сейчас бегаешь к заказчику, падаешь ниц, или орёшь и топаешь ногами, но привозишь с собой обратно подписанный акт.
— Так я не только акт привожу! — выпалил Александр. — А ещё и мешок люлей для программистов! Которые торжественно раздаю, чтобы больше такое не повторялось! И после пары раздач оно действительно перестаёт повторяться. Сам знаешь, как изменилась платёжная дисциплина клиентов с тех пор, как…
— Да, знаю. — кивнул я. — Мы все обязательно принесём цветы на вашу могилу, как вы и просили… Просите каждый понедельник. И эта почётная обязанность за вами останется.
— А она мне нахера? — улыбнулся Александр. — Если я никак не могу влиять на работу программистов? Что я буду делать, если увижу очевидные ошибки в работе? Напишу на стикере «Давайте уже работайте, *** ****!»? Мне оно зачем? В чём моя ответственность будет?
— Ваша ответственность — поддержание бэклога в актуальном состоянии. — немного неуверенно произнёс Виктор. — Также, как мы выяснили только что, взаимодействие с заказчиком — тоже в вашем периметре.
— А за проект кто отвечает? — неожиданно спросил Александр.
— В смысле? Не понял вопроса.
— Кто отвечает за успешность проекта. — повторил Александр. — Достижение требуемого результата в оговоренные сроки.
— Ну… — протянул Виктор. — За результат отвечает… Вся команда.
— Нет, так не бывает. — покачал головой Александр. — Отвечает всегда один человек. Как говорил один известный менеджер, у каждой ошибки есть имя и фамилия.
— Это немного устаревший подход… — попытался уклониться Виктор. — Риск ошибиться у одного человека значительно выше, чем у команды. Поэтому власть, если можно так выразиться, в скраме распределена между ролями, и возможности влияния этих ролей друг на друга существенно ограничены. И практика показывает, что такой подход себя оправдывает.
— Вот, кстати! — вмешался я, чтобы вывести разговор из тупика. — Практика! Как я упоминал в начале разговора, некоторый опыт применения скрама у нас имеется. Однако он, если можно так выразиться, несколько колхозный. Сам я проектами не руковожу, моя вотчина — программисты, которые эти проекты делают. И в некоторых случаях, при определенных условиях, нам удавалось, применяя частично методы скрама…
— Их нельзя применять частично. — неожиданно выпалил Виктор. — В скрам гайде чётко сказано… Сейчас… (Виктор на несколько секунд задумался). Роли, артефакты, правила и мероприятия скрама не подлежат изменению, и хотя возможно использование только отдельных частей Скрама, конечный результат уже Скрамом не является.
— Ну, допустим… — после некоторой паузы проговорил я. — Тем не менее, определённые улучшения по эффективности нам удалось реализовать. Выработка программистов, т.е. объём задач, решённых за идентичный период времени, увеличился. Скорость сдачи этапов работ, благодаря более гибкому планированию и возможности отступления от первоначального плана, также увеличилась. Однако, как вы уже отметили, это…
— Не является скрамом. — кивнул Виктор. — Скрам — это фреймворк, готовый кейс, процесс, если можно сказать — регламент. А не набор инструментов, которые можно компоновать по собственному желанию.
— Ок, я понял, не суть. — я примирительно поднял ладони. — Мы неправильно использовали скрам, и получили некоторые, видимые и ощутимые для нас, позитивные изменения в эффективности работы. Если верить логике, то полное следование правилам скрама сделает эти изменения в эффективности ещё более позитивными и ощутимыми. Так?
— Нет. — нисколько не смутился Виктор. — Скрам — это не про эффективность. Скрам — это про прозрачность, адаптивность, инспекцию, инкремент. Не про эффективность, деньги, кассовые разрывы или сроки сдачи этапов работ.
— Погодите… — Александр поднял одну руку, а второй начал быстро работать в смартфоне. — Вот же. The Art of Doing Twice the Work in Half the Time. Я плохо знаю английский, но мне кажется, тут сказано, что скрам — это как делать вдвое больший объём работы за половину времени.
— Это откуда цитата? — улыбнулся Виктор. — Из презентации околоскрамовских инфоцыган?
— Это обложка англоязычного издания красной книжки про скрам. — Александр показал экран смартфона Виктору. — И тут черным по… Белым по красному написано, что скрам — это, типа, как в четыре раза быстрее делать проекты.
— А кто автор? — Виктор, прищурившись, посмотрел на экран.
— Щас… — Александр повернул экран к себе. — Некто Джефф Сазерленд. Написано, co-creator of Scrum.
— Да, Джефф — один из авторов скрама и, в частности, скрам гайда. — кивнул Виктор. — Тем не менее, на обучении нам говорили… И практика использования показывает, что…
— Не читали книгу? — неожиданно, в том числе для самого себя, спросил я.
— Если честно… Нет. — как ни странно, смущённым Виктор не выглядел. — Но это нормально. Я и труды Рене Декарта не читал. Однако, вполне успешно применял его систему координат. Но за ссылку, конечно, спасибо. Как-нибудь, при случае, обязательно прочитаю.
— Ладно… — я зачем-то покивал головой. Этот парень своим эмоциональным айкидо меня уложил. — Я примерно понял, что и как вы можете нам предложить. Александр, что думаете?
— Думаю, мне пора идти работать. — Александр сделал вид, что собирается уйти — убрал смартфон в карман, и немного повернулся на стуле.
— А я думаю, надо попробовать. — я посмотрел на Виктора. — Если желание поработать с нами не пропало, то давайте обсудим детали.
— С радостью. — оживился Виктор.
Если вам интересно, чем закончилась эта история — расскажу.