Собеседование наоборот: ICL, Росбанк, EPAM, Лига Цифровой Экономики, HF Labs и Luxoft

image-loader.svg

Недавно на Хабр Карьере завершилась неделя тестировщиков, в конце которой участники могли задать свои вопросы представителям компаний-работодателей. Мы выбрали самые интересные из тех, что не успели обсудить и отправили спикерам из ICL, Росбанка, EPAM, Лиги Цифровой Экономики, HF Labs и Luxoft. В первой части обсуждали этапы трудоустройства, возможность удаленной работы и релокации, устройство внутренних процессов компаний, а также почему тестировщиков до сих пор спрашивают, как посчитать все окна в городе.

Кто отвечал на вопросы

image-loader.svgКарина Насырова

Старший менеджер по предоставлению сервиса в ICL

9a7b5479b1c78a38b36da2b0a610cbb3.jpegЕвгений Гвоздев

Cтарший ИТ-менеджер Центра Компетенций сервисов тестирования в Росбанке

fa18f3ae4ccf66bf7693b09fb42a09d2.jpegАндрей Мыськин

Руководитель департамента тестирования EPAM Russia

image-loader.svgАлексей Климакин

Руководитель центра по тестированию в Лиге Цифровой Экономики 

image-loader.svgДарья Гармаш

Тестировщик в HF Labs

8ac0acfb1d9ffcfc3b2d0741a4debe97.jpegАлександр Гвоздев

Software Test Manager в Luxoft

Как у вас устроено в компании

Трудоустройство

Какие вопросы задают тестировщику на собеседовании?

Карина Насырова: Самый первый вопрос — рассказать о себе, об опыте работы, особенно интересен опыт в тестировании — проекты, задачи, инструменты, команды. Для проектов с зарубежными заказчиками узнаем уровень английского языка — просим рассказать что-то о своей жизни, работе или задаем вопросы о тестировании на английском.

Для начальных и мидл позиций обязательно задаем вопросы по основам тестирования, например — что такое баг и как его правильно описать, виды тестирования, этапы процесса тестирования, техники тест-дизайна. Также важны общие IT знания — основы sql, жизненный цикл ПО, методологии разработки и многое другое. Остальные вопросы очень зависят от вакансии. Например, для тестировщика-автоматизатора это могут быть вопросы по ООП и Design patterns, для тест-менеджера это могут быть вопросы по мотивации команды и стратегии тестирования. 

Евгений Гвоздев: Разные, в том числе неожиданные (ну допустим –, а почему облака не падают?) на посмотреть на реакцию, на рассуждения. Теория и практика. Что такое тестирование, зачем тестировать, когда начинать и когда заканчивать. Протестируйте банкомат. А если ПО говорит — не заводи дефект плиз — завтра релиз?

Андрей Мыськин: Прежде всего, мы стараемся понять, какие цели перед собой ставит кандидат, рассматривающийся на наши вакансии. Если человек хочет активно расти в определенном направлении — какие шаги он уже сделал, что успел изучить и сделать. Если он хочет работать на англоязычных проектах — какой у кандидата уровень английского языка. Если он заинтересован в активном обучении, то сколько времени он готов этому уделять, достаточный ли уровень его мотивации. Конечно, есть и технический блок вопросов: он зависит от выбранного направления и уровня, на которые претендует кандидат. Так, для новичков в функциональном тестировании больше времени будет уделяться теории тестирования, Web Services, базам данным, а для лидеров команд и менеджеров будет больше вопросов об управлении командой, рисках, взаимодействии с заказчиком. Рекомендации здесь такие: внимательно изучайте описание вакансии, на которую вы претендуете (мы всегда стараемся указать там и разделы, которые будут обсуждаться, и давать рекомендации по подготовке) и обязательно готовьтесь к собеседованию. Как по техническим вопросам, так и по своему предыдущему опыту, достижениям и дальнейшим целям. 

Алексей Климакин: Все зависит от опыта и технологического стека позиции, на которую вы претендуете. Но в целом это точно будут вопросы, касающиеся ваших знаний теории тестирования, а также подробный рассказ о вашем предыдущем опыте, рабочем или учебном в случае его наличия.

Александр Гвоздев: Общая теория тестирования, принципы, зачем оно нужно. Инструментарию уделяется меньше внимания, скорее, важно понять, какой тип мышления у кандидата (я считаю, что девелопер и тестировщик различаются кардинально). В финале даются задания на тестирования, использующие приближённую к реальности документацию. Важно не только то, решит кандидат эти задания или нет, но и то, как он будет это делать.

Каких результатов вы ждете от нового сотрудника во время испытательного срока?

Евгений: Чтобы в какой-то мере разобрался в теме, чтобы видно было, что человеку интересно то, чем он занимается. 

Андрей: Прежде всего, новый сотрудник должен показывать заинтересованность теми задачами, которые будут перед ним ставиться, и готовность прикладывать максимальные усилия для достижения качественных результатов в нужные сроки. Конечно, будут совершаться ошибки, не сразу будет все получаться, будет много вопросов. Но, во-первых, каждый новичок окружен вниманием и поддержкой со стороны непосредственного руководителя в компании (Resource Manager), проектного руководителя (лида или PM), HR, ментора или куратора. Во-вторых, все относятся с пониманием, что новичку требуется время на адаптацию (и это подкрепляется целым рядом специальных поддерживающих программ — регулярные one-on-one встречи, адаптационная программа, обеспечивается регулярная обратная связь со стороны проекта и руководства, менторинг программы и др.). Мы стараемся создавать максимально дружественную и комфортную атмосферу, чтобы сотрудники (не только новички) не боялись задавать вопросы, приходить со своими сложностями и проблемами. Совместными усилиями мы обязательно находим решение в любой ситуации. Главное не опускать руки перед сложностями, быть активным, дружелюбным, терпеливым, трудолюбивым и, конечно, гордо нести знамя специалиста по обеспечению качества!  

Алексей: Самое главное — это успешно вникнуть в задачи проекта, понять, как устроен процесс тестирования на проекте и какова в нем ваша роль, а также, чего вам сейчас не хватает, чтобы закрывать текущие задачи и посредством обучения или саморазвития прокачать данные аспекты. К концу испытательного срока мы, конечно, ожидаем увидеть пользу, которую сотрудник своими действиями уже начал приносить проекту.

Александр: Инициативы, умения учиться и работать над ошибками. Важны не результаты, а потенциал.

Как вы понимаете на собеседовании, насколько хороши у человека соц-скилы? И какие из них самые главные для вас?

Карина: За софт-скилами кандидата можно наблюдать на протяжении всего интервью. Уже по рассказу о предыдущем опыте работы можно многое понять — сильные и слабые стороны кандидата, основные мотиваторы. Если все же остаются какие-то вопросы или сомнения, то задаем наводящие вопросы. Например, как вы поступаете, если разработчик отказывается фиксить баг, или как убедить руководителя, что пора внедрять автоматизацию тестирования. Софт-скилы для тестировщиков очень важны, потому что тестировщики постоянно взаимодействуют с коллегами разных специальностей и заказчиками. Как основные я бы выделила — умение слушать и убеждать, умение работать в команде, нацеленность на результат, тайм-менеджмент, инициативность и системное мышление.

Евгений: Самые главные — инициативность, самостоятельность, работа в команде. Это обычно видно невооруженным глазом 

Андрей: Мы разговариваем с человеком и внимательно его слушаем! Стараемся понять на собеседовании, что для человека действительно является важным в жизни и профессии, как он справляется со сложностями, как расставляет приоритеты и, конечно, какие жизненные ценности для него являются обязательными. У нас в компании тоже есть ценности, разделения которых мы ожидаем от сотрудников: важен вклад каждого человека в решаемые задачи и умение работать в команде, быть нацеленным на результат и стремиться помочь нашим заказчикам. И, что я считаю очень важным, быть честным и ответственным человеком! Вроде бы во многом очевидные и не сложные понятия, но работать над ними нужно всю жизнь. И те кандидаты, кто готов, соблюдая эти ценности, развиваться профессионально, становятся нашими сотрудниками.   

Алексей: Самые главные скилы это, в первую очередь, навыки эффективной коммуникации, которые позволяют вам всегда быть в курсе рабочих задач, быстро уточнять у коллег важные моменты, которые вам непонятны, ну и, конечно, поддерживать дружеские взаимоотношения с командой. 

Александр: Соц- (или софт-) скиллы — скорее предмет менеджерского собеседования, не технического. Для меня важны умение работать в команде, способ мышления (о чём я писал выше) и адаптивность, под которой я понимаю в том числе и способность адекватного восприятия конструктивной критики.

Почему тестировщикам до сих пор задают вопросы о том, как посчитать все окна в городе?

Евгений: А чтобы на реакцию посмотреть… вот даже сказать «ну это баян» можно по-разному. 

Андрей: Если честно, не сталкивался с таким вопросом. Мы предпочитаем обсуждать лифт и автобус. Ну, а если серьёзно, перед интервьюерами стоит очень непростая задача: за час-полтора собеседования понять, насколько человек будет готов справляться с вызовами, которые будут перед ним возникать на наших проектах и в компании в целом. Поэтому, кроме технических и общих вопросов, стараются задавать задачи без однозначного ответа, по которым можно понять, как человек рассуждает, какие использует методики и инструменты, какие задаёт вопросы, насколько он настойчив в желании найти решение. Совет такой: когда встречаетесь с такими задачками — не бойтесь рассуждать и предлагать разные решения!  

Алексей: Присоединяйтесь к команде Лиги, мы не задаем этот вопрос :)

Александр: Лучше спросить это у тех, кто такие вопросы задаёт.

Чем ваша компания лучше других?

Карина: Мы ценим компанию за стабильность, за возможность учиться и работать с экспертами своего дела. Практикуем английский с иностранными заказчиками и получаем бенефиты компании, такие как беспроцентная ипотека и ссуды и многое другое. У нас открытый менеджмент и есть свобода творчества и принятия решений.

Евгений: Приходите, увидите. Большая компания, входящая в состав международной группы Societe Generale, со своей культурой, традициями. Стабильность. Много возможностей роста как в своей области, так и с переходом в другую. 

Андрей: Честность. Неограниченные возможности по профессиональному развитию. Стремление к совершенству и активность. Искренняя взаимопомощь. Заинтересованность. Поддержка со стороны руководства. И это не просто слова, поверьте. Я работаю в компании уже почти 17 лет, начинал работать Junior тестировщиком, прошедшим обучение в нашем учебном центре, параллельно обучаясь на 4 курсе университета. И в течение всех 17 лет на всех этапах своего развития у меня ни разу не возникла мысль, что я нахожусь где-то не там, что меня здесь не ценят или не понимают, что нет интересных задач и мне стало скучно! Конечно, были и сложные почти нерешаемые задачи, и непростые решения, и овертаймы, и не всегда довольный заказчик –, но это все проходило, а мы становились опытнее и сильнее. А понимание, что ты среди «своих», что коллеги разделяют с тобой твои ценности и убеждения, придавало уверенности и терпения. Многие, кому я рассказываю, как у нас все устроено, сомневаются, что такое отношение возможно в принципе! Что я могу сказать? Приходите и убедитесь сами!

Алексей: Лига Цифровой Экономики уже более 20 лет на рынке, у нас работают профессиональные команды экспертов, которые реализуют не просто масштабные проекты на современных стеках технологий, а проекты, которые делают нашу с вами жизнь лучше. У нас молодой коллектив, постоянное развитие, свобода действий и принятия решений. 

Александр: Лучше — понятие субъективное, каждый тестировщик должен это знать и такими понятиями не оперировать. Но по моему более чем 20-летнему опыту Luxoft сочетает стабильность и возможность роста, присущие крупнейшим компаниям, с индивидуальной сотрудникоориентированностью, присущей «семейным» фирмам. Ну и приятно удивили возможности для обучения. Есть как собственные курсы на множество тематик (в том числе и тестирование разных уровней, технологий и направлений), так и возможность записываться на внешние курсы и даже получать сертификаты за счёт организации.

Удаленка/релокация

Возможна 100% удаленка? Как Вы определяете KPI тестировщика, работающего на удаленке?

Карина: 100% удаленка вполне реальна и такие кейсы уже есть в практике. 

Евгений: Возможна, причем закрепленная в контракте. Определение KPI не отличается от работы в офисе — процедура стандартная.

Андрей: Да, конечно. За последние несколько лет мы сильно перестроили свои процессы и сейчас готовы приглашать на работу сотрудников практически из любых точек мира. Только в этом году, если говорить про Россию, к нам присоединились коллеги из Новосибирска, Екатеринбурга, Казани, Чебоксар, Саранска, Уфы и многих других городов, где у нас (пока) нет физических офисов. Границы стираются. На одном проекте могут работать коллеги из разных городов и стран, мы стараемся постоянно проводить кросс-локационные мероприятия (не только проектные), стремимся сделать так, чтобы сотрудники, работающие удалённо, не чувствовали себя в отрыве от сотрудников работающих в офисах. Что касается KPI, здесь тоже нет каких-то отдельных условий. Все процессы для всех сотрудников одинаковы (в рамках их позиции и уровня внутри компании). Точно так же собирается обратная связь от коллег, руководства, заказчиков, оценивается эффективность работы человека на проекте, насколько он укладывается в оценки своих задач, ответственность, готовность развиваться и т.д. Инфраструктурные и организационные вопросы также отлажены. 

Алексей: Да, удаленка возможна, но все зависит от конкретного проекта, на котором предстоит работать. KPI тестировщиков, которые работают удаленно, ничем не отличается от сотрудников, работающих в офисе.

Александр: Возможна. Также, как и при очной работе — объём выполненной работы, полезность, инициативность. Присутствие на работе!= (не равно) производительность. «Попочасы» — не наш метод J. 

Какая зарплата мидл QA на удаленке?

Карина: Понятие middle довольно растяжимое. Мы работаем по грейдовой системе и з\п растянута в рамках этих грейдов. При оценке кандидата мы ориентируемся не только на технический уровень, но обращаем внимание и на софт скиллз, предыдущий опыт, степень владения навыками автоматизации, тест-дизайна. и т.д. После общения формируем оффер, учитывая ожидания кандидата и ту базу, которая у него есть. Чтобы сориентироваться по цифрам, можно откликнуться на вакансию, рекрутер при первом общении сможет сориентировать относительно диапазона, на который можно претендовать. 

Евгений: Конкурентноспособная, более того — обсуждаемая в зависимости от ваших навыков для позиции.

Андрей: Такая же как у мидл QA не на удаленке. Зарплата определяется прежде всего уровнем ваших знаний, опытом, перспективностью с точки зрения развития технических и лидерских качеств, уровнем английского языка. Связывайтесь с нами, мы пообщаемся, позадаём друг другу вопросы и, если поймём, что наши взгляды на профессиональное развитие совпадают, обязательно обсудим компенсационный пакет. 

Зависит ли у вас уровень зарплаты от места проживания сотрудника? Вопрос и про удалёнщиков, и про тех, кто ходит в офис.

Карина: Для удаленщиков и офисных сотрудников принцип формирования оффера одинаковый. Но также мы учитываем специфику трудоустройства кандидатов в регионах, например, районные коэф-ты и северные надбавки и тд.

Евгений: Оплата не зависит от региона (но в определенных регионах применяется районный коэффициент согласно ТК РФ). 

Андрей: Да, определенная зависимость есть. Ведь состояние экономики, стоимость недвижимости, рынка труда и другие факторы различаются между странами и городами. Конечно, в мире ИТ постепенно эта разница становится все менее и менее заметной, но все равно пока она есть. EPAM — компания большая, подразделений много и проектов тоже, поэтому возможный коридор зарплат в рамках локации, направления и позиции очень широкий».   

Как вы относитесь к удаленной работе? Насколько это эффективно или нет для компании?

Карина: Мы прекрасно относимся к удаленной работе. Мы смогли поставить все процессы по удаленке на рельсы (спасибо пандемии). Компания лояльна к выбору рабочего места сотрудника — удаленка это или офис. Более того, мы можем нанимать сотрудников не только в городах нашего офисного присутствия, но и по всему миру, что способствует нашему динамичному росту.

Евгений: Лично я хотел бы совмещать. Когда пришлось перейти на удаленку, были опасения, сейчас опасения развеялись — работа на удаленке может быть такой же эффективной или даже более эффективной, чем в офисе.

Андрей: Как я писал выше, мы относимся к удалённой работе очень хорошо. В ИТ физическое расположение человека не так критично (ну кроме отдельных ситуаций, когда, например, необходимо быть какое-то время в офисе заказчика для разворачивания суперсекретного релиза). Конечно, иногда не хватает живого общения. Очень ждём улучшения ситуации по коронавирусу и надеемся, что сможем время от времени встречаться командами в разных городах. А пока придумываем разные мероприятия в удалённом режиме. 

Алексей: В Лиге мы работали распределёнными командами и до пандемии. Поэтому умеем организовывать проекты при удаленной работе сотрудников, делаем это эффективно, так как современные технологии позволяют всегда быть на связи и не выпадать из рабочего процесса.

Александр: Лично я отношусь к ней положительно. Думаю, будущее за удалённой работой, за исключением тех случаев, когда постоянное присутствие физически действительно необходимо, например при работе со специфическим оборудованием.

С какими трудностями компания столкнулась при переводе сотрудников на удаленку во время пандемии?

Карина: В момент перехода на удаленку сложнее всего пришлось новым сотрудникам: знакомство с командой и компанией, адаптация в роли. Не сразу было понятно как строить коммуникации текущим сотрудникам. Однако, мы быстро настроили эти процессы и теперь адаптация проходит четко и легко, провели тренинги на тему удаленных коммуникаций. Например, при выходе нового удаленщика, buddy (наставник) поможет новому сотруднику адаптироваться на старте, расскажет и покажет, где основные инструменты для работы, команда подключится на совместный колл, а обучение можно будет пройти на онлайн платформе. 

Евгений: Недостаточность инфраструктуры. Инструменты онлайн-общения.

Андрей: В компании ещё до пандемии начали прорабатывать вопросы, связанные с возможностью привлекать удалённых сотрудников. К этому подтолкнули и внешние условия, и ограничения в имеющихся локациях и просто желание подключать сильных сотрудников из многих городов, где у нас не было офисов. Поэтому, когда случилась пандемия, переход проходил достаточно спокойно. Конечно, многим было непривычно работать из дома. Были и бытовые вопросы, и психологические, и организационные. Но постепенно вопросы решались (сотрудников поддерживало руководство, проводя регулярные встречи, HR, которые созванивались с каждым сотрудником регулярно, помогали с покупкой необходимого для работы оборудования и даже, например, организовывали спортивные онлайн тренировки). И через какое-то время даже категорично настроенные сотрудники перестроились и увидели преимущества такой гибкой работы. Например, не тратилось время на дорогу до офиса, появилось дополнительное время для общения с семьёй или для собственного развития. Сейчас у нас есть возможность как полной удалённой работы, так и частичной. 

Алексей: ИТ-отрасль была наиболее подготовлена к массовому переходу на удаленный формат работы. За редким исключением большинство видов ИТ-услуг могут оказываться из любой точки мира при соблюдении необходимых мер информационной безопасности. Еще до пандемии по большому количеству проектов мы работали распределенными командами с сотрудниками в разных городах. Поэтому единственной проблемой при массовом переходе на работу из дома для сотрудников стала необходимость организации своего рабочего пространства в собственной квартире и в окружении семьи. К сожалению, не у всех была такая возможность, поэтому мы полностью подготовили офисы к безопасной работе в условиях пандемии, и часть сотрудников этим пользовалась.

Александр: Не скажу за всю компанию, но в моём проекте проблем не было.

Есть ли возможность удаленной работы не из РФ, но гражданину РФ?

Карина: Да, у нас в команде есть такие сотрудники. Их принципы работы не отличаются от сотрудников, находящихся в России.

Евгений: К сожалению нет.

Андрей: Работать удалённо можно из тех стран, где это позволяет местное законодательство. Сейчас наши сотрудники могут практически свободно перемещаться по РФ (главное, чтобы это не отразилось на проекте ну и есть некоторые несложные формальные моменты, которые быстро решаются). Работа из других стран пока обсуждается в каждом случае отдельно. 

Через какое время после устройства можно рассматривать программы релокации?

Евгений: Жестких сроков нет, по опыту может быть начиная с полугода.

Андрей: Обычно мы просим рассматривать этот вопрос хотя бы через 1.5–2 года после трудоустройства. Во-первых, сначала человеку надо освоиться в компании, разобраться с процессами, подтянуть пробелы в знаниях и английском. Во-вторых, есть обязательства перед текущим проектом (если проект длительный и сложный, заводить человека на полгода — год особого смысла нет). Ну и, конечно, есть заинтересованность в человеке у первоначально нанимающего подразделения — там тоже есть свои планы и надежды на сотрудника. В некоторых случаях, мы можем предложить человеку сразу трудоустройство в другую страну или город: в компании есть офисы в сотнях городов и десятках стран. Возможность определяется уровнем человека, его востребованностью в целевой локации, уровнем английского языка. И, конечно, текущей внешней ситуацией. В любом случае, если есть желание релоцироваться, лучше обсудить этот вопрос сразу на входном собеседовании.  

Алексей: Все индивидуально и зависит от проекта, на котором вы работаете.

Александр: Это зависит от конкретной ситуации и конкретного проекта. Думаю, данный вопрос можно обсуждать уже на этапе трудоустройства.

Процессы

Был ли у вас опыт запуска проекта без багов? Как вы это организовывали? Кто несет ответственность за баги: ПМ или QA?

Карина: Был опыта выпуска новых версий продукта без найденных заказчиком и пользователями багов. Правила, которые привели к успеху:

  1. Разработчики проводят демо для аналитиков по новым реализованным CR

  2. Тестировщики отправляют на ревью свои тест-кейсы разработчикам и аналитикам и это помогает нам учесть все моменты, которые мы могли не учесть в силу каких-то причин (не все покрыто требованиями, не совсем очевидные вещи и тп)

  3. Проводим тестирование новых CRs в отдельных фича бранчах и только потом, если все ок, вливаем в мастер (осн.ветка)

  4. Наличие автоматизации помогает нам отлавливать проблемы заранее. У нас настроен ежедневный прогон автотестов на 2х ветках (мастер и rc) с рассылкой результатов , который мы анализируем, как минимум 1 раз в неделю, но может быть и чаще (по ситуации)

  5. Если отведена ветка от мастера — release candidate и мы готовим новый релиз на UAT, но пришли какие-то новые фиксы по важным для заказчика багам/инцидентам, то проводим тестирование этих фиксов в мастере и только потом заливаем в рц и потом, дополнительно изучаем отчет по автотестам для обновленного рц.

Ответственность за баги несет вся команда. Команда тестирует и анализирует пришедшие баги и выясняет root cause и почему мы пропустили данный баг?

Евгений: Нет, не было такого опыта… Не знаю, возможно ли это вообще. Я бы сказал, что QA несет ответственность за качество. У багов мы ищем корневые причины, которые привели к багам и стараемся их исправить, чтобы не допустить подобных багов в будущем. То есть не кто виноват –, а как так получилось и что делать?

Андрей: Конечно, мы должны стремиться к идеальному продукту. Но дефекты будут оставаться в каком-то объёме почти всегда (ну кроме может быть совсем небольших и простых проектов). Но тут мы должны вспомнить про критерии качества для данного конкретного проекта. Нет цели исправить все дефекты, но есть цель обеспечить установленные критерии качества. Ответственность за качество продукта (а дефекты — это один из индикаторов качества) несёт вся команда. Специалисты по тестированию помогают идентифицировать проблемы, разработчики их стараются не допускать, а если допустили — исправлять, руководитель проекта стремится выстроить процессы таким образом, чтобы минимизировать потенциальные проблемы и т.д. Важно, чтобы команда работала слаженно, и все участники процесса понимали свою ответственность в создании конечного решения. 

Александр: Наверное, имеется в виду проект без ОБНАРУЖЕННЫХ багов. Лично у меня такой опыт был, это были проекты для авионики (авиационного оборудования, устанавливаемого непосредственно в самолёт). Организовывали это всесторонним, близким к исчерпывающему, тестированием продукта. Что значит «несёт ответственность»? Моральную или уголовную? Обнаружение багов, безусловно, сфера ответственности команды тестирования, но в целом баги могут возникать по совершенно разным причинам, и ответственность в разных ситуациях будет лежать на разных командах. ПМ (проектный менеджер), безусловно, несёт ответственность за весь проект.

Какая структура вашей компании? Как налажено взаимодействие между командой тестировщиков и другими отделами?

Карина: В ICL матричная структура — у каждого тестировщика есть линейный руководитель, который помогает определить направления развития, выбрать необходимые тренинги и сертификационные экзамены, оценивает прогресс сотрудника в профессиональном росте с помощью отзывов коллег. Также каждый тестировщик относится к своему проекту, где у него есть проектная команда и основные задачи. На проектах тестировщики, разработчики и аналитики работают в одной команде, чаще всего по SAFe и Scrum или близким к ним методологиям, поэтому проблем с взаимодействием обычно не возникает.

Евгений: Тестировщики обычно входят в состав команды (исключение тестирование производительности). Тестирование производительности, также как и предоставление методологии, инструментов, обучение, пилоты автоматизации — это функции центра компетенций сервисов тестирования.

Андрей: Компания очень большая и быстрорастущая. Поэтому над структурой приходится работать постоянно. Новичку она может показать достаточно сложной, но мы терпеливо всё объясняем и постепенно картинка проясняется. Если не вдаваться в подробности, в компании есть иерархия юнитов, в каждый из которых определены сотрудники. Возглавляет юнит ресурсный менеджер (RM), являющийся непосредственным прямым руководителем сотрудника.  С ним можно обсудить любые вопросы, он помогает с развитием человека, определяет его на проекты, подключается к решению сложных организационных вопросов и др. Кроме того, каждый сотрудник работает на проектах и в рамках проекта есть своя структура и руководитель. Проектный руководитель ставит задачи по проекту, помогает решать проектные вопросы. Проекты меняются (могут длиться и несколько месяцев, и годы), RM при этом не меняется. Также сотрудник может входить в различные профессиональные или структурные нетворки, и там у него тоже может быть своя роль. Например, он может являться Skill Owner в рамках какой-то технической дисциплины или занимать роль Staffing Coordinator, или возглавлять один из учебных центров. В компании разработаны специальные системы, которые не позволяют запутаться. Например, вы можете легко найти экспертов, специализирующихся на работе с каким-то инструментом или понять, кто отвечает за то или иное направление. 

Алексей: Каждая проектная команда, которая работает над каким-то проектом обязательно состоит из аналитиков, разработчиков и тестировщиков, которые постоянно взаимодействуют между собой во благо заказчика под руководством менеджера, задача которого обеспечить и выстроить процесс коммуникации в команде, а также держать команду в едином информационном поле по задачам и проблемам проекта.

Александр: Есть как горизонтальное, так и вертикальное деление. В общем с технической точки зрения есть разделение на сферы (банковская, автомобильная и т.п.), сферы делятся на программы, программы — на проекты. Благодаря этому всегда можно найти дело по душе. Взаимодействие между командой тестировщиков и другими командами зависит от проекта, это и ежедневные митинги, и личное общение, и взаимодействие через документацию.

Насколько сильно развито тестирование в компании по мнению самой компании? Что компания делает для развития тестирования внутри?

Евгений: Пока есть куда стремиться, улучшать. Поэтому у нас постоянно есть вакансии в области тестирования. Для развития обучаем. 

Андрей: Тестирование — одно из старейших и самых больших направлений в компании. Примерно каждый пятый сотрудник в компании связан с тестированием. У нас есть как специализированные подразделения (например Security Testing, Accessibility testing), так и смешанные юниты, в которых работают специалисты по функциональному, автоматизированному, нагрузочному тестированию. Мы постоянно отслеживаем и прогнозируем тенденции в тестировании и запускаем новые направления. Так, 10 лет назад в RU не было автотестирования, а сейчас у нас отлажены процессы подготовки AT Java, AT Net, AT JS, AT Python. В этом году у нас появились первые Quality Architects и первые выделенные Security специалисты. В ближайшее время скорее всего в отдельную ветку будут выделены специалисты по локализационному тестированию. Работают сотрудники от Junior AT до Quality Architect. Новые направления запускаются регулярно. Например, у нас работают мощные учебные центры по тестированию, которые помогают осваивать профессию как студентам в вузах (мы начинаем плотно работать с ребятами примерно со 2 курса университетов, а помогаем определиться с профессией даже школьникам), так и людям с опытом, которые решают кардинально изменить свою профессиональную деятельность. 

Алексей: В Лиге тестирование развито на высоком уровне, не стоит на месте и продолжает успешно развиваться. В нашей компании есть огромное количество проектов, где присутствуют различные виды тестирования с разными стеками технологий, большой объем тренингов по различным видам тестирования, очень развито наставничество на проектах. Все это позволяет сотрудникам Лиги не стоять на месте, а всегда иметь возможность расти и развиваться в желаемом направлении тестирования в том стеке технологий, который им интересен.

Рост и успехи в развитии зависят только от каждого из нас, а компания, в свою очередь, готова вам предоставить все возможности для реализации ваших желаний.

Александр: Надо понимать, что для разных сфер к тестированию предъявляются разные требования. Например, тот уровень тестирования, который нужен для ПО, ответственного за безопасность автомобиля, будет избыточен для компьютерной игры. В организации есть отдельная служба, занимающаяся разработкой процессов и следящая за следованием им. В том числе она занимается разработкой стратегий, шаблонов, нормативных документов и для тестирования.

Расскажите, как построен процесс работы QA в ваших командах? В отделе веб-разработки и в отделе мобильной разработки.

Карина: Базовые процесс работы QA примерно одинаковый на всех проектах — планирование тестирования и оценка трудозатрат → тест дизайн → разработка тестов (автоматизированных, нагрузочных), где она необходима → тестирование (в том числе смоук и регрессионное) → анализ результатов.

Конечно, и отличия есть на разных проектах — где-то еженедельные релизы и множество веток кода, которые постоянно необходимо тестировать, а есть более спокойные проекты; где-то автоматизаторы тестирования выделены в отдельную команду, а на других проектах все тестировщики занимаются и ручным, и автоматизированным тестированием.

Евгений: QA работает как часть команды.

Андрей: Веб и мобильная разработка не вынесены в отдельные группы. Опыт работы с веб-приложениями сейчас, наверное, уже есть у каждого сотрудника компании. Что касается мобильной, можно получать необходи

© Habrahabr.ru