СМИ: в 2022 году падение рынка онлайн-образования может составить до 40%

ff61dd0ebf909964629fbba44d9ea9bf

Издание РБК пообщалось с экспертами, которые прогнозируют нулевой прирост доходов российского онлайн-образования при хорошем развитии событий и значительное снижение — при плохом. За прошедший месяц продажи услуг edtech упали на 20–40%.

Директор кластера цифрового образования фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина полагает, что снижение доходов онлайн-образования в 2022 году составит 35–40%. Она основывает свое мнение на результатах опроса среди 200 образовательных стартапов. О падении продаж на 20–40% заявили 90% респондентов.

Царевская-Дякина отмечает, что рынок цифрового обучения по итогам 2021 года вырос до 80 млрд. Ежегодно он увеличивался на 15–20%, а весной 2020 года — на 25–50%, что связано с началом пандемии COVID-19.

По мнению эксперта, наиболее уязвимыми окажутся направления дополнительного и профессионального образования для взрослых, в частности, обучение деловому администрированию и ораторскому искусству. Это обусловлено сложностью получения кредитов, поскольку большинство банков их не выдают.

Фактором также стали ограничения на размещение рекламных интеграций в сервисах Google и Meta (признана экстремистской на территории РФ). Эти площадки обеспечивали edtech наибольшим трафиком. Связанные с соцсетями и рекламой курсы резко потеряли популярность среди россиян.

Руководитель сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям Яндекс.Практикум в России Евгений Лебедев говорит, что снизился интерес к программам повышения квалификации. Он отмечает, что в период неопределенности это является закономерным. Лебедев прогнозирует замедление темпов роста edtech, а не общее падение данного рынка.

Гендиректор образовательной компании «Нетология» Марианна Снигирева полагает, что рост онлайн-образования останется на уровне 2021 года. Она подтверждает падение спроса на программы «Нетологии» в начале прошлого месяца, однако позже интерес начал выравниваться. Снигирева говорит об увеличении спроса на курсы по программированию и аналитике данных.

Управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский говорит, что больше всего трудностей будет у крупных edtech-компаний. Это также связано с ограничением рекламных интеграций. Он отмечает снижение спроса на цифровое образование на 4% и обещает рост в ближайшей перспективе. 

По словам Царевской-Дякиной, школьное дополнительное образование ожидает меньше всего трудностей, поскольку ОГЭ и ЕГЭ придется сдавать в любом случае. Интерес к обучению иностранным языкам снизился на 10%, добавляет Царевская-Дякина. Управляющий партнер языковой школы Skyeng Александр Ларьяновский говорит о росте спроса. Он считает, что спад будет в направлениях, на курсы которых люди чаще берут кредиты.

Снигирева считает, что цифровые и IT-профессии останутся востребованными. Это обусловлено дефицитом данных специалистов в России, поскольку с конца февраля текущего года значительная часть представителей профессии приняла решение покинуть страну. Снигирева уверена, что вырастет спрос на менеджеров проектов и продуктов, дизайнеров и интернет-маркетологов.

Лебедев отмечает, увеличение интереса на курсы для начинающих. Спрос на программы вырос на 30% с середины прошлого месяца, в сравнение с положением дел до февраля.

Коммерческий директор Skillbox Артем Казаков говорит о росте динамики продаж курсов «Инженер по тестированию» на 30%, английского языка — на 24%. Он отмечает увеличение спроса на корпоративное обучение.

В конце марта издание «Ведомости» поговорило с представителями рынка онлайн-образования, которые рассказали об оттоке учеников с российских платформ. Аналитики зафиксировали снижение продаж курсов на 30%. Они прогнозировали падение рынка на 50%.

© Habrahabr.ru